МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново – Савиновского района г. Казани
Рабочая программа по географии
курса «География. Землеведение».
5 класс
(в соответствии с ФГОС ООО)
подготовили
учитель химии и естествознания
Чекункова Елена Владимировна,
учитель географии
Степанищева Ольга Викторовна
г. Казань – 2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ГЕОГРАФИЯ: ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»
5 КЛАСС
Количество часов: 35, в неделю – 1 час
Плановых практических работ 6, обобщающих проверочных работ 4.
Учебник: Дронов, В.П. География. Землеведение. 5 – 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.
УМК:
Атлас. География: Земелеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Контурные карты. География: Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ. 5—6 КЛАССЫ
Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина,
Л. Е. Савельева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса географии
Данная предметная линия учебников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
Примерной программы по географии;
авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.
Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения
географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимо
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты изучения предмета
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:
обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным
для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе — от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном — материков и океанов и их частей — России и ее отдельных районов — своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация,
способствующие формированию общей культуры молодого поколения;
единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, географического положения как важнейшего потенциала ее развития. Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности, часто обсуждаемых в СМИ;
единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учебников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации. Каждый параграф содержит следующие структурные элементы:
— рубрики: «Вы узнаете», «Вы научитесь», направленные на мотивацию учащегося по изучению материала параграфа и содержащие требования к образовательным достижениям учащихся после его изучения; «Вспомните», направленную на актуализацию ранее полученных знаний (в том числе при изучении других предметов) и жизненного опыта учащихся; «Обратитесь к электронному приложению», направленную на систематическое использование современных технологий обучения;
— основной текст — инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;
— вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся, заданные в рубриках «Вы узнаете» и «Вы научитесь». В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного поведения в окружающей среде, адаптации к географическим
условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
— разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, схемы, фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопросами и заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии.
В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
В учебниках линии дается материал о российских путешественниках и ученых, в частности С. И. Дежневе, П. П. Семенове-Тян-Шанском, Н. М. Пржевальском, Л. С. Берге, В. В. Докучаеве, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
Таким образом, содержание учебников линии:
реализует требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
организовано в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода;
создает мотивацию для изучения предмета;
способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала и личности учеников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5—6 КЛАССЫ
5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч,
из них 1 ч — резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практические работы. 1. Работа с электронными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности — крупно-масштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной померной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств.
6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ГЕОГРАФИЯ: ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»
5 класс
Тема урока | Тип урока | Содержание | Виды деятельности ученика | Формируемые результаты в соответствии с ФГОС | Домашнее задание | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение (1 ч.) | ||||||||
1 | Что изучает география | Урок открытия нового знания | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления | Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире | Знание понятия «география», характеристик природных и антропогенных географических объектов | Формирование познавательного интереса, умение работать в коллективе, ставить цели и самостоятельно приобретать новые знания. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях | п.1 вопросы п/п устно |
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч) | ||||||||
2 | Познание Земли в древности
| Урок открытия нового знания | Древняя география и географы. География в Средние века | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока. | Учащийся должен уметь: — приводить примеры географических объектов; — называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); — объяснять, для чего изучают географию — объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»; — называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; — показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; — приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | Формирование: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
| Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
| п.2 вопросы п/п устно работа в контурных картах; найти сведения о путешественнике Древнего мира |
3 | Великие географические открытия
| Урок открытия нового знания | Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание | Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий | п.3 вопросы п/п устно найти сведения об одном из известных путешественников эпохи Великих географических открытий | |||
4 | Открытие Австралии и Антарктиды
| Урок открытия нового знания | Открытие и исследования Австралии и Океании. Открытие Антарктиды. Первое русское кругосветное плавание | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф.Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского | п.4 вопросы п/п устно
| |||
5 | Современная география
| Урок открытия нового знания | Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Георафические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практические работы. 1. Работа с электронными картами | Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования | п.5 вопросы п/п устно с помощью информационного портала Google совершить путешествие по какому-либо району земного шара | |||
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом
|
Повторение изученного материала | |||
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч) | ||||||||
7 | Земля и космос
| Урок открытия нового знания | Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам | Вселенная и космос. Изучение навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде | Учащийся должен уметь: описывать уникальные особенности Земли как планеты; объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день»; объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия; формулировать и объяснять географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси; объяснять смену времен года на Земле; характеризовать Землю как планету Солнечной системы; анализировать и прогнозировать и прогнозировать влияние космоса на Землю; описывать взаимовлияние Земли и Луны; формулировать проблемы, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.
| Формирование: гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
| Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
| п.6 вопросы п/п устно
|
8 | Земля — часть Солнечной системы
| Урок открытия нового знания | Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета | Изучение Земли как планеты Солнечной системы. Структура Солнечной системы, взаимосвязи между ее элементами | п.7 вопросы п/п устно знать отличия планет земной группы и планет-гигантов
| |||
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей
| Урок открытия нового знания | Земля и космос. Земля и Луна | Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства | п.8 пересказ, вопросы п/п устно
| |||
10 | Осевое вращение Земли
| Урок открытия нового знания | Вращение земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | п.9 вопросы п/п устно
| |||
11 | Обращение Земли вокруг Солнца
| Урок открытия нового знания | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» | п.10 вопросы п/п устно Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» | |||
12 | Форма и размеры Земли
| Урок актуализации знаний и умений | Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты | Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли»
| п.11 вопросы п/п устно. анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли»
| |||
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»
| Урок контроля знаний, умений и навыков
| Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы
|
Повторение изученного материала | |||
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч) | ||||||||
14 | Ориентирование на земной поверхности | Урок открытия нового знания | Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса
| Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»; — называть и показывать по карте основные географические объекты; — обозначать на контурной карте географические объекты; — приводить примеры географических следствий движения Земли; — определять (измерять) направления, расстояния по глобусу; — называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; — читать план местности и карту; — находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; — производить простейшую съемку местности; — работать с компасом, картой; — классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; — определять координаты точек по их географическим координатам; — показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети; — ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. | Формирование: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способности к самостоятельному приобретению новых знаний; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальны умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность; владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия
| Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | п.12 вопросы п/п устно |
15 | Изображение земной поверхности
| Урок актуализации знаний и умений | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности
| п.13 вопросы п/п устно | |||
16 | Масштаб и его виды
| Урок открытия нового знания
| Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу | Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно | п.14 вопросы п/п устно Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно | |||
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
|
Урок открытия нового знания
| Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями | Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек |
п.15 вопросы п/п устно
| |||
18 | Планы местности и их чтение
| Урок открытия нового знания
| План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты | п.16 вопросы п/п устно. придумать задание на определение направлений и расстояний между объектами | |||
19 | Составление плана местности | Урок отработки практических навыков | Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки | Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности |
оформление практической работы | |||
20 | Параллели и меридианы
| Урок открытия нового знания
| Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения | п.17 вопросы п/п письменно. Работа с атласом и к/к | |||
21 | Градусная сеть. Географические координаты
|
Урок открытия нового знания
| Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сети. Практические работы. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети | Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей
|
п.18 вопросы п/п письменно. Работа с атласом и к/к | |||
22 | Географические карты
| Урок отработки практических навыков
| Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт | Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов | п.19 вопросы п/п устно.
| |||
23 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике |
Повторение изученного материала
| |||
Раздел IV. Земная кора (11 ч) | ||||||||
24 | Внутреннее строение земной породы. Состав земной коры | Урок открытия нового знания | Строение Земли. Из чего состоит земная кора | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой
| Учащийся должен уметь: — объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины»,»землетрясения», «вулканизм»; — называть методы изучения земных недр и Мирового океана; — приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана; — объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана; — определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; — показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению; — наносить на контурную карту изучаемые географические объекты; — называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана. Умение работать с различными источниками географической информации. Картографическая грамотность. | Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. | Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства.
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Образовательные результаты — овладение на уровне 5 класса законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | п.20 вопросы п/п устно.
|
25 | Разнообразие горных пород
| Урок открытия нового знания | Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород |
п.21 вопросы п/п устно. Оформление практической работы
| |||
26 | Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли
| Урок открытия нового знания
| Земная кора и ее устройство. Литосфера | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит | п.22 вопросы п/п устно. Работа с атласом и к/к | |||
27 | Разнообразие форм рельефа Земли
| Урок открытия нового знания
| Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения | п.23 вопросы п/п устно.
| |||
28 | Движение земной коры
| Урок открытия нового знания
| Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород | Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры | п.24 вопросы п/п 1-6 устно; 7-письменно
| |||
29 | Землетрясения. Вулканизм
| Урок актуализации знаний и умений | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм | Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма
|
п.25,26 вопросы п/п устно. Подготовить сообщение о сильном землетрясении. Работа с атласом и к/к | |||
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра
| Урок открытия нового знания
| Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека | Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием | п.27, 28; вопросы п/п устно.
| |||
31 | Главные формы рельефа суши
| Урок открытия нового знания
| Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши | Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин | п.29 вопросы п/п устно. Работа с атласом и к/к | |||
32 | Рельеф дна океанов
| Урок открытия нового знания
| Неровности океанического дна | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит | п.30 вопросы п/п устно.
| |||
33 | Человек и земная кора
|
Урок актуализации знаний и умений
| Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору | п.31 вопросы п/п устно. Работа с атласом и к/к | |||
34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора»
|
Урок контроля знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по разделу «Земная кора». Практические работы. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору
|
Повторение изученного материала
| |||
Резерв времени – 1 ч. |
Список использованной литературы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/(А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
-
Рабочие программы по географии. 6 класс. (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Аентана-Граф»)/ Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – 4-е изд. – М.:Планета, 2011. – 174 с.- (Образовательный стандарт).
-
География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.:Дрофа,2012. – 283с.