Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект урока по истории и культуре народов
в 5 классе

«Многонациональная семья Марий Эл»

Подготовила

учитель истории и культуры народов

Петруханова Эдита Евтихиановна

г. Козьмодемьянск

2014

Тема: Многонациональная семья Марий Эл

Цель урока: ознакомление с народами Республики Марий Эл

Задачи: формирование знаний об этническом составе населения

Республики Марий Эл, об особенностях, культуры, быта, языка,

религии;

формирование умений работы с текстом, таблицей;

воспитание толерантного отношения к культуре народов

республики, гордости за свою республику

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентационный материал

Ход урока

1. Повторение материала о Республике Марий Эл

Блиц-опрос по изученному материалу. Оценивание ответов соседа по оценочному листу в 2 балльной системе.

1. Назовите соседей Республики Марий Эл.

2. Какова площадь нашей республики? Какова численность населения?

3. Назовите города республики. Назовите столицу нашей республики.

4. Сколько районов в республике? Самый северный? Самый южный? Самый восточный? Самый западный?

5. Назовите всех президентов республики. Назовите их в порядке времени их пребывания в должности президента.

7. Назовите значение элементов герба республики (медведь, меч, молот, щит, скошенный крест, золотая корона)

Медведь – символ предусмотрительности и силы, означает лесной характер природы

Меч – символ готовности к защите Отечества

Щит – символ защиты прав и свобод граждан

Молот – символ трудолюбия народа

Скошенный крест – древний символ оберега у марийцев

Корона – указывает на статус субъекта Российской Федерации

8. Назовите авторов гимна Республики Марий Эл.

2. Сообщение темы урока, постановка его цели.

Тема нашего урока «Многонациональная семья Марий Эл». Эпиграфом урока являются строчки из гимна нашей республики:

Свою честь сохранит

Народ наш на века,

И дружба, как гранит,

Всегда с братьями крепка.

-О каких братьях говорится в этих строчках?

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Знакомство с народами нашей республики)

Чтобы достигнуть нашей цели, мы должны ответить на три главных вопроса:

1. Какие народы проживают на территории нашей республики?

2. Чем отличаются эти народы?

3. Что объединяет народы нашей республики?

Работа с терминологией:

Этнос –

Фестиваль –

Содружество —

3. Дискуссия по 1 вопросу: «Какие народы проживают на территории Республики Марий Эл?»

Выяснили, на территории края проживают марийцы (они являются коренными), русские, татары, чуваши и другие народы.

Рассмотрение численного состава населения Республики Марий Эл.(Слайды 9,10 «Национальный состав республики»)

На территории республики по данным переписи населения 2010 г. проживают 696, 5 тысяч человек.

4. Представление народов республики. Работа по группам.

Нам предстоит ответить на второй вопрос темы: «Чем отличаются народы нашей республики?»

1) Объяснение учителем задания.

Класс делится на 5 групп. Предстоит задача: каждой группе подготовить рассказ о своем народе. Вы должны рассказать о своем народе от своего лица. В рассказе обязательно должны отразить следующие пункты

  • численность народа;

  • места проживания представителей вашего народа в республике;

  • к какой языковой группе и к какой языковой семье принадлежит ваш

народ;

  • какую религию исповедуют представители вашего народа

Перед вами раздаточный материал, откуда вы можете почерпнуть информацию по своей теме.

2) Подготовка к выступлению. Работа в группах.

3) Выступление (презентация) групп учащихся о своем народе и

заполнение таблицы «Этнический состав Республики Марий Эл».

4) Подведение учащихся к ответу на проблемный вопрос «Чем отличаются народы РМЭ?»

— Мы с вами рассмотрели только некоторые стороны отличия данных народов. Каждый народ особенен своими традициями, обычаями, костюмами. Все народы нашей республики стараются сохранить свою культуру во всем её многообразии. Большую роль в сохранении и развитии культур и языков народов нашей республики играет наше правительство. Оно разрабатывает и принимает целевые программы по сохранению и развитию культур народов нашей республики. В рамках таких программ в республике создаются различные организации, проводятся фестивали, национальные праздники, конкурсы.

5) Чтение по учебнику. Нахождение материала, отражающего культуру народов республики.

— Нам предстоит работа по учебнику. Будете работать также по группам, представлять свой народ. Найдите в учебнике, на страницах 15-18 параграфа 4, материал о культуре своего народа, а именно по таким вопросам:

  • Какие культурные организации вашего народа созданы на территории края?

  • Какие праздники, фестивали, конкурсы по развитию вашей культуры проводятся в республике?

6) Выступления учащихся о культуре народов республики.

5. Итог урока. Ответы на проблемные вопросы урока.

Что объединяет народы нашей республики?

Народы нашей республики объединяет единая территория, дружба, согласие, уважение культур, языков, традиций, обычаев соседних народов.

Выявление рейтинга учащихся, определяющего качество работы на уроке.

6. Домашнее задание: параграф 4, составить подробный рассказ о народах республики

Список использованной литературы

  1. Иванов Н.В. География Республики Марий Эл: учебное пособие для общеобразовательных школ. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2004 г.

  2. Москвина Л.П., Петухов Г.Н., Никитина Ю.М. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 5 класса. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012.

Интернет-ресурсы

1. http://марийэл.рф/Pages/main.aspx

2. http://aboutmari.com/wiki

3. http://www.bankgorodov.ru/

4. https://ru.wikipedia

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here