Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омская область

Исилькульский район

С. Украинка

Урок — ролевая игра

«Надо ли строить ГЭС»

9 класс

подготовила учитель

географии

Константинова

Елена

Викторовна

2012 г.

Цель:

1. Используя знания физической географии, ( темы: «Рельеф», «Климат», «Внутренние воды») составить региональный географический прогноз, на основании которого сделать вывод о необходимости преобразования природы (строительства ГЭС).

2. Продолжить формирование умения работать с источниками географической информации, дополнительной литературой. Развивать мышление, интерес к предмету.

3. Осуществлять экологическое воспитание; личностных качеств: коллективизма, дисциплины.

Ход урока: 1.Организационный момент;

2.Постановка цели: составить региональный геопрогноз, на основании которого сделать вывод о необходимости и возможности строительства ГЭС. В ходе игры мы должны решить ряд задач. Для этого:

1. Определить по карте регион предполагаемого строительства ГЭС, составить его физико — географическую характеристику.

2. Выявить необходимость и возможность осуществления данного проекта с разных точек зрения:

А) Энергетиков и проектировщиков.

Б) Представителей местного населения.

В) Экологов.

3. Обобщить разные точки зрения и сделать окончательный вывод: надо ли строить ГЭС.

3. Основной этап

Вначале мы должны выяснить, что такое географический прогноз.

Из — за того, что человек слабо представляет последствия своей деятельности на природу, возникла проблема взаимоотношений «природа-общество».

Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека – одна из главных задач географии в наше время.

Прогноз – это научная разработка представления о природе будущего, её состоянии и свойствах, обусловленных как собственным развитием, так и деятельностью человека.

Итак, мы начинаем нашу игру. Представьте, что мы находимся на заседании комиссии, на рассмотрение которой вынесен проект строительства ГЭС. В комиссию входят ученые, представители разных организаций:

1.Географы;

2.Энергетики;

3.Экологи;

4. Проектировщики;

5. Представители местного населения;

6. Специальная комиссия.

Каждая группа решает одну из задач.

Но сначала мы решим с вами одну общую задачу. Определим район предполагаемого строительства. Он находится между 54-57 с.ш. и 72-75 в.д. Найдите его на карте, определите, в пределах какого района он находится. По политико – административной карте определите, в пределах какого субъекта федерации он находится. Какая река протекает здесь? ( Западно – Сибирская равнина, Омская область, река Иртыш).

Группам раздаются задания.

На выполнение задания – 5- 7 минут.

Слово предоставляется:

— географам;

— проектировщикам;

— энергетикам;

— экологам;

— представителям местного населения;

— заключительное слово – специальной комиссии.

Итог подводит учитель: таким образом, мы составили географический прогноз, и на его основании сделали вывод, что строить ГЭС на территории Омской области нет возможности (учитывая последствия изменения природы), да и нет надобности. Энергии хватает для промышленных предприятий, сельского хозяйства, использованию в быту. Размещение энергоёмких предприятий не выгодно, т.к. они будут работать на привозном сырье, а это дорого. Да и мощность ГЭС была бы не очень большой.

Такие географические прогнозы должны составляться при строительстве любого крупного объекта. Еще раз подчеркну, что изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека — одна из задач современной географии.

Анализ деятельности учащихся:

— взаимопомощь;

— быстрота и правильность решения;

— дисциплина.

Задание для географов

Составьте краткую физико – географическую характеристику Западносибирского региона по плану:

  1. Рельеф (общий характер, абсолютные высоты, их распределение).

  2. Климат:

А) климатический пояс;

Б) средняя температура января;

В) средняя температура июля.

3. Природные зоны.

4. Внутренние воды, их типы. У рек – тип питания, режим (назвать сроки половодья, паводков, межени, сроки вскрытия рек и ледостава).

5. Неблагоприятные природные явления, их связь с климатом, водами, рельефом.). Сделать вывод об экстремальности природных условий для хозяйственной деятельности и жизни человека.

Задание для экологов

  1. Каковы последствия строительства крупных водохранилищ?

  2. Какие последствия (изменения) происходят при этом внутри природных комплексов?

  3. Рассмотрите их последствия применительно к данным природным условиям.

  4. Попытайтесь сделать географический прогноз, каковы будут последствия строительства ГЭС.

Справочные материалы:

    • Омская область – это область, где большое значение имеет сельское хозяйство. При строительстве водохранилища большие площади земель будут затоплены, а это резерв для развития сельского хозяйства.

    • При строительстве водохранилища изменяется скорость течения рек, увеличивается водообмен.

    • Сокращаются запасы рыбных ресурсов, так как вода в водохранилище гниёт, образуются «мёртвые воды».

    • Происходит затопление, заболачивание участков возле водохранилища, а в Омской области и так достаточно большое количество болот.

    • Угроза исчезновения притоков Иртыша.

    • Колебание уровня грунтовых вод.

    • Гибель лесов. Часть их остаётся под водой, часть плавает, это создаёт угрозу судам.

Придётся переселить ту часть населения, которая проживает в прибрежной части реки, так как водохранилище затопит часть населённых пунктов.

Задание для энергетиков

  1. Расскажите о положительных сторонах строительства ГЭС.

  2. Как создание ГЭС будет способствовать освоению территории?

Справочные материалы:

Положительные стороны строительства ГЭС:

  1. Образование водохранилища (можно брать воду на орошение, промышленные предприятия, использовать в быту).

  2. Повышается уровень воды, улучшаются условия судоходства.

  3. Производство энергии на ГЭС – экологически чистое.

  4. Энергия дешевая.

Строительство ГЭС будет способствовать развитию Омской области (развитие энергоёмких производств, инфраструктуры).

Задание для проектировщиков

  1. Вычислите: П (падение) ?

А) Уклон реки Иртыш: У= ——————— = ———

Д (длина реки) 800 км.

Высота истока (69 м.)

Б) Падение реки Иртыш: П = —————————— = ?

Высота устья (19 м.)

  1. Водность реки Иртыш (стр.79 учебника)

— средний многолетний годовой сток – 0,5 – 10 л/сек на 1 км. кв.

— сток реки – 200 км. куб./ год

  1. Вывод о целесообразности строительства ГЭС.

ВЫВОД: строить ГЭС нецелесообразно, т.к. средний годовой сток за год не значительный, падение и уклон тоже небольшие. Это значит, что запасы энергии невелики.

Задание специальной комиссии

  1. внимательно прослушайте все выступления.

  2. Оцените все положительные и отрицательные стороны данного проекта.

«за»

«против»

  1. Сделайте окончательный вывод, можно ли строить ГЭС.

ВЫВОД: комиссия считает, что строить ГЭС нельзя, т.к. много неблагоприятных экологических последствий, а мощность ГЭС будет небольшая. Для энергоёмких производств условий нет, т.к. сырьё для этих предприятий нужно будет завозить, а это не экономично.

Список использованной литературы:

1.Атлас. География России. 8-9 класс. Роскартография, 2010г.

2. География. Население и хозяйство России. 9 класс: «Дрофа»,2010г.

3. В.Л. Бабурин. «Деловые игры по экономической и социальной географии». «Просвещение» 2003 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here