Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Омская область
Исилькульский район
С. Украинка
Урок — ролевая игра
«Надо ли строить ГЭС»
9 класс
подготовила учитель
географии
Константинова
Елена
Викторовна
2012 г.
Цель:
1. Используя знания физической географии, ( темы: «Рельеф», «Климат», «Внутренние воды») составить региональный географический прогноз, на основании которого сделать вывод о необходимости преобразования природы (строительства ГЭС).
2. Продолжить формирование умения работать с источниками географической информации, дополнительной литературой. Развивать мышление, интерес к предмету.
3. Осуществлять экологическое воспитание; личностных качеств: коллективизма, дисциплины.
Ход урока: 1.Организационный момент;
2.Постановка цели: составить региональный геопрогноз, на основании которого сделать вывод о необходимости и возможности строительства ГЭС. В ходе игры мы должны решить ряд задач. Для этого:
1. Определить по карте регион предполагаемого строительства ГЭС, составить его физико — географическую характеристику.
2. Выявить необходимость и возможность осуществления данного проекта с разных точек зрения:
А) Энергетиков и проектировщиков.
Б) Представителей местного населения.
В) Экологов.
3. Обобщить разные точки зрения и сделать окончательный вывод: надо ли строить ГЭС.
3. Основной этап
Вначале мы должны выяснить, что такое географический прогноз.
Из — за того, что человек слабо представляет последствия своей деятельности на природу, возникла проблема взаимоотношений «природа-общество».
Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека – одна из главных задач географии в наше время.
Прогноз – это научная разработка представления о природе будущего, её состоянии и свойствах, обусловленных как собственным развитием, так и деятельностью человека.
Итак, мы начинаем нашу игру. Представьте, что мы находимся на заседании комиссии, на рассмотрение которой вынесен проект строительства ГЭС. В комиссию входят ученые, представители разных организаций:
1.Географы;
2.Энергетики;
3.Экологи;
4. Проектировщики;
5. Представители местного населения;
6. Специальная комиссия.
Каждая группа решает одну из задач.
Но сначала мы решим с вами одну общую задачу. Определим район предполагаемого строительства. Он находится между 54-57 с.ш. и 72-75 в.д. Найдите его на карте, определите, в пределах какого района он находится. По политико – административной карте определите, в пределах какого субъекта федерации он находится. Какая река протекает здесь? ( Западно – Сибирская равнина, Омская область, река Иртыш).
Группам раздаются задания.
На выполнение задания – 5- 7 минут.
Слово предоставляется:
— географам;
— проектировщикам;
— энергетикам;
— экологам;
— представителям местного населения;
— заключительное слово – специальной комиссии.
Итог подводит учитель: таким образом, мы составили географический прогноз, и на его основании сделали вывод, что строить ГЭС на территории Омской области нет возможности (учитывая последствия изменения природы), да и нет надобности. Энергии хватает для промышленных предприятий, сельского хозяйства, использованию в быту. Размещение энергоёмких предприятий не выгодно, т.к. они будут работать на привозном сырье, а это дорого. Да и мощность ГЭС была бы не очень большой.
Такие географические прогнозы должны составляться при строительстве любого крупного объекта. Еще раз подчеркну, что изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека — одна из задач современной географии.
Анализ деятельности учащихся:
— взаимопомощь;
— быстрота и правильность решения;
— дисциплина.
Задание для географов
Составьте краткую физико – географическую характеристику Западносибирского региона по плану:
-
Рельеф (общий характер, абсолютные высоты, их распределение).
-
Климат:
А) климатический пояс;
Б) средняя температура января;
В) средняя температура июля.
3. Природные зоны.
4. Внутренние воды, их типы. У рек – тип питания, режим (назвать сроки половодья, паводков, межени, сроки вскрытия рек и ледостава).
5. Неблагоприятные природные явления, их связь с климатом, водами, рельефом.). Сделать вывод об экстремальности природных условий для хозяйственной деятельности и жизни человека.
Задание для экологов
-
Каковы последствия строительства крупных водохранилищ?
-
Какие последствия (изменения) происходят при этом внутри природных комплексов?
-
Рассмотрите их последствия применительно к данным природным условиям.
-
Попытайтесь сделать географический прогноз, каковы будут последствия строительства ГЭС.
Справочные материалы:
-
Омская область – это область, где большое значение имеет сельское хозяйство. При строительстве водохранилища большие площади земель будут затоплены, а это резерв для развития сельского хозяйства.
-
При строительстве водохранилища изменяется скорость течения рек, увеличивается водообмен.
-
Сокращаются запасы рыбных ресурсов, так как вода в водохранилище гниёт, образуются «мёртвые воды».
-
Происходит затопление, заболачивание участков возле водохранилища, а в Омской области и так достаточно большое количество болот.
-
Угроза исчезновения притоков Иртыша.
-
Колебание уровня грунтовых вод.
-
Гибель лесов. Часть их остаётся под водой, часть плавает, это создаёт угрозу судам.
Придётся переселить ту часть населения, которая проживает в прибрежной части реки, так как водохранилище затопит часть населённых пунктов.
Задание для энергетиков
-
Расскажите о положительных сторонах строительства ГЭС.
-
Как создание ГЭС будет способствовать освоению территории?
Справочные материалы:
Положительные стороны строительства ГЭС:
-
Образование водохранилища (можно брать воду на орошение, промышленные предприятия, использовать в быту).
-
Повышается уровень воды, улучшаются условия судоходства.
-
Производство энергии на ГЭС – экологически чистое.
-
Энергия дешевая.
Строительство ГЭС будет способствовать развитию Омской области (развитие энергоёмких производств, инфраструктуры).
Задание для проектировщиков
-
Вычислите: П (падение) ?
А) Уклон реки Иртыш: У= ——————— = ———
Д (длина реки) 800 км.
Высота истока (69 м.)
Б) Падение реки Иртыш: П = —————————— = ?
Высота устья (19 м.)
-
Водность реки Иртыш (стр.79 учебника)
— средний многолетний годовой сток – 0,5 – 10 л/сек на 1 км. кв.
— сток реки – 200 км. куб./ год
-
Вывод о целесообразности строительства ГЭС.
ВЫВОД: строить ГЭС нецелесообразно, т.к. средний годовой сток за год не значительный, падение и уклон тоже небольшие. Это значит, что запасы энергии невелики.
Задание специальной комиссии
-
внимательно прослушайте все выступления.
-
Оцените все положительные и отрицательные стороны данного проекта.
«против» | |
|
|
-
Сделайте окончательный вывод, можно ли строить ГЭС.
ВЫВОД: комиссия считает, что строить ГЭС нельзя, т.к. много неблагоприятных экологических последствий, а мощность ГЭС будет небольшая. Для энергоёмких производств условий нет, т.к. сырьё для этих предприятий нужно будет завозить, а это не экономично.
Список использованной литературы:
1.Атлас. География России. 8-9 класс. Роскартография, 2010г.
2. География. Население и хозяйство России. 9 класс: «Дрофа»,2010г.
3. В.Л. Бабурин. «Деловые игры по экономической и социальной географии». «Просвещение» 2003 г.