Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Линёвская средняя общеобразовательная школа № 2»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока по географии
в 7 классе
«Северный Ледовитый океан»
подготовила
учитель географии и биологии
Серухина Елена Васильевна
Линёво
2014
План – конспект урока
Тема: «Северный Ледовитый океан»
1) ФИО: Серухина Елена Васильевна
2) Место работы: МОУ «Линёвская СОШ № 2» Жирновского муниципального района Волгоградской области
3) Должность: учитель
4) Предмет: география
5) Класс: 7
6) Тема и номер урока в теме: «Северный Ледовитый океан» урок № 18 в теме «Особенности природы материков. Особенности природы океанов».
7)Базовый учебник: Учебник: И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович География «Земля планета людей» 7 класс – М: Баласс, 2010г. образовательной программы «Школа 2100», УМК: Географический атлас 7 класс – М: Дрофа, 2013 г.
8) Цель урока: познакомить учащихся со своеобразием природного комплекса Северного Ледовитого океана.
9) Задачи уроки:
— изучить особенности природы Северного Ледовитого океана;
— продолжить формирование навыков составления характеристики географического объекта;
— воспитывать познавательный интерес к изучению предмета.
10) Тип урока — комбинированный.
11) Оборудование.
Карта океанов, карты атласа, контурная карта Северного Ледовитого океана, дидактический материал, мультимедиа.
12) Структура и ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проблемная ситуация и актуализация знаний.
3.Поиск решения.
4.Самостоятельное применение знаний.
5.Домашнее задание.
Этапы урока | Содержание урока | |
1 | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовить к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать к подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: — создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные. | — Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. Приготовьте все необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работе. Садитесь. |
2 | Проблемная ситуация и актуализация знаний. Цели, которые учитель ставит перед учениками: умение правильно определять тему урока.
Цель, которую учитель хочет достичь: Проверить умение учащихся правильно называть тему урока. Методы организации работы: словесные, наглядно — иллюстративные.
| — Ребята в начале урока, мне бы хотелось предоставить слово Д. В. Пожалуйста, послушайте его внимательно. И будьте готовы выполнить задания. «Я раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем.» — Это слова японского путешественника Наоми Уэмура. Наоми Уэмура — путешественник, проходивший по экстремальным маршрутам в разных точках мира. Многие путешествия Уэмура совершил в одиночку. Он в одиночку отправился на Северный полюс, где его встретили ряд препятствий (погодные условия, белый медведь, ледяные торосы). Он достиг Северного полюса и вернулся назад. -Хорошо, спасибо В. — А теперь попробуйте описать, охарактеризовать Северный ледовитый океан, используя слово, самый (на доске). — Ну, например: Самый маленький (мелководный, холодный, спокойный, пресноводный). — Я думаю, что мы без затруднения назовем тему нашего урока. Тема урока……. Северный Ледовитый океан.
|
3 | Поиск решения. Цели, которые учитель ставит перед учениками: повторить основные черты плана характеристика географического объекта. Цель, которую учитель хочет достичь: закрепить умение давать характеристику географическому объекту Задачи: — развитие умений работать с картами атласа и контурными картами; — развивать способность работать с наглядным материалом. Методы организации работы: учебный диалог, наглядно – иллюстративные, репродуктивные. | — Хорошо, ребята как вы думаете, с какой точки зрения мы характеризовали Северный Ледовитый океан? (описывали) — А с точки зрения науки географии можем дать характеристику? (да) — Итак, определим цель нашего урока. Цель урока……… Дать характеристику Северному Ледовитому океану.
— Что мы используем придаче характеристики географических объектов? (план) — Где его можно увидеть? (в конце учебника стр. 285) — У вас на партах лежать таблица, в которых вы сегодня будете работать. — Итак, первый пункт плана – это.. (Географическое положение) — Свое сообщение нам подготовила С. Прошу, пожалуйста, к доске. План характеристика. Слайд № 4. 1.Географическое положение. Северный Ледовитый океан имел много название. В древние времена русские называли его Студеным морем, англичане – Северным, португальцы – Ледяным. В 1845 году Лондонское географическое общество учредило современное название океана. Северный Ледовитый океан наименьший из океанов. Занимает 45 от Мирового океана. Большинство морей Северного Ледовитого океана – окраинные: Гренландское, Норвежское, Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Баффина и только одно внутреннее Белое. По численности островов Северный ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Они имеют материковое (Гренландия) и вулканического (Исландия) происхождения. Северный Ледовитый океан имеет широкое сообщение с Атлантическим океаном (Норвежское море), а с Тихим океаном соединен узким Беринговым проливом. — Спасибо, С. — Какие типы морей преобладают в океане? — Окраинные — Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Баффина, Бофорта, но есть одно внутреннее Белое. — У вас на партах лежат контурные карты, положите их перед собой и отметьте моря Северного Ледовитого океана. — Одной из особенностей океана является рельеф дна. —
Ребята, работая с текстом ученика стр.74 определите особенности дна океана. — Следующий пункт – это рельеф и полезные ископаемые. Слайд № 5. 3.Рельеф и полезные ископаемые. Согласно теории литосферных плит Северный Ледовитый океан образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана — обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м. У Северного Ледовитого океана шельф такой большой, что занимает почти половину всего дна. Местами он простирается от берега на 1300 м. Гораздо шире, чем в других океанах и материковый склон. В центральной части океана параллельно друг другу протянулись на тысячи километров горные хребты. Срединно-океанический хребет Гаккеля пересекает многочисленные поперечные разломы. Хребты Менделеева и Ломоносова больше напоминают горы суши. Хребты делят ложе океана на глубоководные котловины (до 4000 м глубиной). Там лежат холмистые равнины. Северный Ледовитый океан не глубокий, максимальная глубина 5527 м отмечена в Гренландском море. — Что образует рельеф дна? (Хребты, поднятия, котловины, впадины) Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых. — Посмотрите на карту и назовите самые протяженные хребты? (Ломоносова и Менделеева) — Какие котловины есть на дне океана? (Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская) — Океан расположен в полярных широтах, как это будет влиять на климат. — Следующий пункт – это климат и свойства вод. Слайд № 6. 4.Климат и свойства вод. Благодаря своему географическому положению Северный ледовитый океан холодный из всех океанов. В районе Северного полюса полгода стоит полярная ночь, поэтому поверхность получает мало солнечного тепла. Более 80% солнечной радиации поступающей только летом, снегом и льдом отражаются обратно в атмосферу. Трескучий мороз, пронизывающий ветер, сильные метели – такую погоду формируют холодные и сухие арктические воздушные массы. Они господствуют над всем океаном, а проникая далее на близлежащие материки, вызывают резкое понижение температуры воздуха, осадков выпадает очень мало. Летом образуются туманы. Над охлаждённой Арктикой устанавливается область высокого давления – это антициклон. Арктические воздушные массы хотя и холодные, однако, значительно теплее, чем арктические. Это обуславливается оттапливаемым влиянием течений с Атлантики. Поэтому зимой, как это ни странно, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а обогревает сушу Северного полушария. — В каких климатических поясах расположен океан? (в арктическом и субарктическом) — Используя карты, проследите ход температуры июля и января. Если различия? (различий нет, только лишь в прибрежной зоне) — Следующий пункт – это поверхностные течения Слайд № 7 -9. 5.Поверхностные течения. Вследствие сурового климата водные массы Северного Ледовитого океана круглогодично имеют низкую температуру. Небольшую соленость обуславливает значительный сток пресных речных вод с прилегающих материков. Все это является причиной образования льда, который круглый год сковывает океан. В центре глыбы льда спаяны и образуют сплошной ледяной покров. Вследствие ветров и течений льды постоянно дрейфуют с востока на запад. Летом вдоль побережий материков образуется полоса свободной от льда воды. Кроме того, в океане постоянно есть айсберги. В океане господствуют: теплое Северо-Атлантическое течение и холодное Транс – арктическое течение. — Спасибо, М. — Используя карту, отметьте в контурных картах течения Северного Ледовитого океана. — Соленость водных масс ниже среднеокеанической. Почему? (Происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод) – Как вы считаете, какие части океана богаты органической жизнью (прилегающие к суше). Почему? — Следующий пункт – это органический мир Слайд № 10 – 13. 6.Органический мир. Суровые климатические условия обуславливают бедность растительного и животного мира Северного Ледовитого океана. Наибольшую часть организмов приставляют водоросли, которые способны жить не только в холодной воде, но и даже на кризисе. В теплой приатлантической части океана встречается планктон. Так же там распространены рыбы, имеющие промышленное значение – морской окунь, сельдь, треска, сайра, палтус. Многие жители океана приспособились к суровым условиям океана. Почти везде живут моржи, тюлени, киты. К животному миру Северного Ледовитого океана принадлежит и белый медведь. Многочисленные морские птицы – чайки, кайры на высоких скалистых берегах островов устраивают массовые гнездования – «птичьи базары». — Спасибо, М. – Какое значение имеет океан для человека. — Следующий пункт Слайд № 14 7.Виды хозяйственной деятельности человека в океане. Холодные воды Северного Ледовитого океана мало пригодны для организмов, поэтому его биологические ресурсы не велики. В приатлантических районах добывают водоросли и ловят рыбу. На побережьях Гренландии и Канады местное население охотится на моржей и тюлений. Поиски минеральных ресурсов в океане затруднены из – за суровых природных условий. Однако на шельфе у берегов Европы и Канады уже разведаны месторождения нефти и газа, на архипелаге Шпицберген – каменный уголь. Мореходство в океане значительно затрудняет сложная ледовая обстановка, хотя здесь проходит Северный Морской путь. Воды Северного Ледовитого океана загрязнены нефтью и нефтепродуктами. Если в теплых водах других океанов нефтяные пятна сравнительно быстро исчезают в результате естественных процессов разложения, то в холодных полярных водах они разлагаются очень медленно и сохраняются около 50 лет. — Какие виды хозяйственной деятельности в этом океане имеют наибольшее значение? Почему? |
4 | Самостоятельное применение знаний. Цели, которые учитель ставит перед учениками: осознавать конечный результат, давать правильные решения на поставленные вопросы. Цель, которую учитель хочет достичь: создавать условия для формирования умений закреплять изученный материал. Задачи: — развивать способность давать адекватную самооценку Методы организации работы: репродуктивные. | — Сегодня на уроке мы с вами дали характеристику Северному Ледовитому океану. — А сейчас давайте закрепим знания, которые вы получили на уроке. Небольшое тестирование. Тест. 1. Большую часть дна океана занимает зона: 1. Глубоководных впадин 2. Шельфа 3. Материкового склона 4. Обширных котловин 2. Какой хребет 100 – 10 тыс. лет назад являлся сухопутным переходом между Евразией и Америкой? 1. Гаккеля 2. Менделеева 3. Ломоносова 4. Нансена 3. Северный Ледовитый океан самый…? 1. Маленький 2. Соленый 3. Синий 4. Глубокий 4. Какие моря наиболее продуктивны рыбными ресурсами? 1. Норвежское и Баренцево 2. Карское и Белое 3. Чукотское и Баффина 4. Лаптевых и Баренцево 5. Какого происхождения множество островов океана ? 1. Вулканического 2. Кораллового 3. Материкового 4. Ледникового 6. Незамерзающий порт Северного Ледовитого океана: 1. Мурманск 2. Норильск 3. Диксон 4. Тикси
|
5 | Рефлексия. Цель: — осознание учащимися своей умственной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. | – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? — Достигли ли цели урока — Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? |
6 | Домашнее задание. Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить полученные знания на уроке. | Домашнее задание — параграф 17.
|
Список использованной литературы.
-
И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович География «Земля планета людей» 7 класс – М: Баласс, 2012 г.
2. О.А. Климанова География в цифрах 6 – 10 классы – М: Дрофа, 2006г.
3. Ж.М. Якубович Начальный курс географии в таблицах и схемах. Минск: Юнипресс, 2002.