Исследовательская работа

По географии

Для 8-9 класса

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране»

Киселева В,9А класс МБОУ СОШ №6, г. Новочеркасск

Учитель географии Коломыца Елена Георгиевна

  1. Введение

Население является главной производительной силой общества. В 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» — писал он.

Вопросами и проблемами населения занимается демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, его численности, естественном приросте, возрастном и половом составе, миграции и т.д.[1]

Чтобы изучать население, нужно постоянно отслеживать его характеристики. Необходима система учета и сбора демографических данных, которая бы позволяла давать точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденций его изменений, за тот или иной период времени.

Цели

Цель нашей работы изучить настоящую демографическую ситуацию на примере школы, в которой мы учимся, доказать, что школа является зеркалом современных демографических процессов в стране.

Задачи

  1. Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.

  2. Собрать информацию, обработать данные.

  3. Попытаться определить на примере школы современную демографическую ситуацию в стране и регионе.

  4. Определить примерное демографическое будущее Ростовской области.

Объект исследования –МБОУСОШ №6 города Новочеркасска.

Предмет исследования – демографический портрет 8 «А» класса.

Гипотеза исследования – школа является зеркалом современных демографических процессов.

Методы исследования

Методы исследования: письменный опрос, заполнение переписного листа, аналитическая обработка статистических данных.

Условия переписи

При опросе строго придерживались общепринятого правила «прайвеси».

  1. Опрос анонимный.

  2. Сведения о каждом конкретном респонденте нужны не сами по себе, а для составления массовой, а потому значительно обобщенной картины, изображающей портрет всей школы, класса.

  3. Опросчик несет личную ответственность за предоставление данных на каждого конкретного человека любым заинтересованным лицам.

Мы провели социологический опрос учащихся нашей школы 8 «А» класса.

Переписной лист

  1. Ваш пол.

2. Дата вашего рождения.

3. Место вашего рождения.

4. Ваше гражданство.

5. Национальная принадлежность.

6. Вероисповедание.

7. Ваши увлечения.

8. Возраст родителей.

9. Образование родителей.(высшее, среднее, среднее специальное)

10. Сфера трудовой деятельности родителей.

(образование, медицина, культура, бизнес, дх, промышленность, сфера услуг, торговля )

Определяем примерное демографическое будущее :

11.Какое образование (высшее, среднее специальное, среднее) вы хотите получить?

12.Хотели бы вы остаться или вернуться в родной город после получения образования?

13.В каком возрасте вы хотели бы вступить в брак?

14.Сколько детей в семье вашей мамы ? ( число братьев и сестер мамы)

15. Сколько детей в семье вашего отца? ( число братьев и сестер папы)

16. Сколько детей в вашей семье? (число ваших братьев и сестер)

17. Сколько детей вы хотели бы иметь в будущем?

Обработав данные переписные листы и анкеты учащихся, мы получили следующую картину.

2.Демографические показатели.

    1. Уровень рождаемости.

На сегодняшний день в школе обучается 908 учащихся в 36 классах. Данные приведены с 2005 по 2014 год. Дети, которые пошли в школу в 2005 году, имеют 1998 год рождения , в 2006-1999 год рождения и т.д.

Заранее выдвинем гипотезу: изменение числа первоклассников повторяет колебание уровня рождаемости в России.

Динамика численности первоклассников МБОУСОШ №6.

с 2005 по 2014 г.

Количество первоклассников.

Год

Всего учащихся

Прибыло

Выбыло

2005(1998год. рожд.)

93

1

2006 (1999 г.р.)

79

3

2007(2000 г.р.)

78

2008(2001 г.р.)

94

2009(2002 г.р.)

84

2010(2003 г.р.)

86

2011(2004 г.р.)

74

2012(2005 г.р.)

127

2013(2006 г.р.)

83

2014(2007 г.р.)

106

Наблюдаем демографическую картину, характерную в целом для страны.

Рассмотрев графики рождаемости, определяем , что начиная с 1999 года рождаемость в нашей стране имеет положительную динамику: с 1214 тысяч человек в 1999 году до 1901 тысячи в 2013году.

Впервые за много лет в России зафиксирован естественный прирост

( в среднем по стране). У нас родилось на 23 тысячи соотечественников больше, чем умерло. Локомотивом положительных перемен стало значительное увеличение рождаемости.

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Увеличение рождаемости в целом по стране отразилось на количестве первоклассников .Начиная с 1999 года постепенно растёт рождаемость , что влечёт за собой рост количества первоклассников. В 2014 году в нашей школе их 106, по сравнению с 1999г. -79человек.

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Сравним показатели области с общероссийскими.

В нашей области основные демографические показатели на протяжении ряда лет не соответствуют среднероссийскому уровню.

Так, по итогам 2012 года в Ростовской области:

уровень рождаемости существенно ниже -по области – 11,7 промилле, по России – 13,3;

уровень смертности выше -по области – 14,0 промилле, по России – 13,3-;

коэффициент естественной убыли населения выше -по области – 2,3 промилле, по России – 0,02.

Наряду с этим, в результате проведения активной демографической политики и принимаемых мер по улучшению ситуации, наблюдаются положительные тенденции.

К началу 2013 г. численность населения, постоянно проживающего на территории Ростовской области, составляет 4 254,6 тыс. человек (по оценке Росстата). За 2012 год число жителей уменьшилось всего на 0,1 процента или на 6,0 тыс. человек, тогда как за 2011 год – на 14,6 тыс. человек.

Данная ситуация обусловлена ростом рождаемости на 7,3 процента – впервые за последние годы. Причем, число родившихся увеличилось в большинстве территорий области: почти во всех городских округах (за исключением городов Донецк и Новошахтинск) и 34 муниципальных районах.

Увеличилось количество городов и районов с естественным приростом населения: на начало 2012 г. их было 7, на начало 2013 года – уже 11 (города – Батайск, Волгодонск, районы – Аксайский, Багаевский, Веселовский, Волгодонской, Заветинский, Зимовниковский, Мартыновский, Мясниковский и Ремонтненский).

Важным фактором, влияющим на общую численность населения, является миграция. За 2012 год миграционный прирост составил 3 633 человека.

Вывод: Рост численность населения

2011

142 960 000

2012

143 533 000

2013

143 200 003

2014

142 809 949

в целом по стране (с 2011 по 2013) и замедление уровня снижения его в области обусловлена увеличением рождаемости и увеличением миграции, но установка на малодетные семьи остаётся в силе, так как продолжается отток населения в города. На смену русскому населению в сёлах приходят мусульманское, с традиционно высокой рождаемостью-такой роцесс называют замещением населения. Наблюдается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, что влияет на уровень рождаемости населения. Из года в год увеличивается число супружеских пар, состоящих в незарегистрированном браке. Постепенно сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей в семьях. Растут число и доля однодетных и бездетных семей.

Изучение типов воспроизводства населения.

Гипотеза: В семьях детей нашего класса будет 1-2 ребёнка так как, при современном типе воспроизводства населения сохраняется тенденция рождения одного ребёнка в семье.

2.2 Количество детей в семьях учащихся 8 А класса.

6 детей –0 чел.

5 детей – 0 чел.

4 детей – 0 чел.

3 детей – 5 чел.

2 детей – 9 чел.

1 ребенок – 9 чел.

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Количество детей в семьях учащихся.

Многодетные семьи в прошлом. 9 человек – это единственные дети в семье.

Семей с двумя детьми – 9 человек. Это говорит о простом воспроизводстве .Тем не менее, количество семей, в которых один ребенок неустанно растет. Это общероссийская тенденция. Причины:-увеличение затрат на содержание ребёнка, низкие зарплаты родителей, нестабильная экономическая ситуация,уровень, экономическая активность женщин,уровень медицинского обслуживания, религиозные традиции

Вывод: подтверждается тезис о современном типе воспроизводства.

В анкете были вопросы изучающие воспроизводство населения на примере семей родителей детей: Сколько детей было в семье твоих мамы и папы, вопрос, исследующий воспроизводство в будущем: Сколько бы вы хотели иметь детей (отвечали 8А класс, всего 23 человека).[3]

2.3 Количество детей родителей учащихся (в семье матери и отца)

Гипотеза: В семьях родителей, т.е. наших бабушек и дедушек был современный тип воспроизводства.

В семье отца

В семье матери

1

1

1

3

3

2

2

3

2

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

3

Вывод: Как видно из таблицы в семьях родителей преобладает вариант, когда рождается 2 ребёнка в семье. Таких семей 14 .Если в каждой семье рождается 2 ребёнка, и каждый из них доживает до брачного возраста, тогда поколение детей равно поколению родителей, и общая численность населения будет неизменной.

Если количество детей в семье меньше 2, то неизбежно сокращение численности населения. Таких вариантов 10.

Если в семье больше 2 детей наблюдается рост численности населения.

Таких семей 5.

Такие показатели характерны для современного типа воспроизводства населения. Его главная особенность планирование детей в семье. Семья становится малодетной для неё характерно в среднем 2 ребёнка. Детская смертность сейчас ниже, чем 100 лет назад, и почти все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения не меняется. Современный тип воспроизводства характерен для стран Западной Европы. В России переход от традиционного к современному типу воспроизводства происходит по разному и в разных районах. Процесс роста городов и промышленности начался в Центре и на Северо-Западе, в регионах Москвы и С.Петербурга. Именно здесь быстрее всего менялись условия жизни людей (переселение в города) и их занятия (сельскохозяйственные на промышленные). Из этих районов современный тип воспроизводства распространяется на восток и юг. Особенно медленно этот процесс происходит в республиках Северного Кавказа и в Тыве. Именно там сейчас сохранился высокий уровень рождаемости.

2.4. Количество детей, в будущих семьях.

Гипотеза: Мы делаем прогноз :в будущем мы будем наблюдать современный тип воспроизводства.

Желаемое количество детей в будущем:

3 детей – 5 человек

2 детей-14человек

1 ребенок – 4 человека

Вывод: Мы наблюдаем процессы характерные для современного типа воспроизводства: планирование детей в семье, желание родителей дать детям хорошее образование и воспитание теперь требует от родителей больших материальных и духовных затрат. Семья становится малодетной , но младенческая смертность низкая и все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения почти не изменяется.

    1. Возраст вступления в брак.

Следующий вопрос для старшеклассников. В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак.

18 – 22 л – 2 человек

22 – 25 л – 12 человека

Больше 25 л – 9 человека

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

«Желаемый» возраст вступления в брак учащихся

Больше половины респондентов из 23 восьмиклассников хотели бы вступить в брак после получения образования в период от 22-х до 25 лет. 39% считают, что семьей обзаведутся в возрасте более 25 лет, имея жилье, образование. Меньше человек, желающих вступить в брак рано, в 18 – 20 лет.

Мы видим, что большинство будущих родителей планируют получить образование и иметь 2 детей в семье.

Вывод: При таком воспроизводстве общая численность населения останется неизменной.

2.6.Возраст родителей

До 30 лет – 0 человек

30 – 40 лет – 11 человека

40 – 50 лет – 12 человек

Более 50 лет – 0 человек

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Возраст родителей учащихся

Возраст родителей учащихся говорит о том, что число «молодых родителей» невелико – 16%. Большинство современных молодых родителей «планирует» детей. В нестабильной экономической ситуации родители боятся, что не смогут дать достойное образование 2 – 3-м детям.

2.7.Образование родителей

Высшее –у родителей 21 ребёнка.

Среднее специальное – у родителей 2 человек.

Среднее – 0 человек

Неполное среднее – 0 человек

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Образование родителей

Статистика говорит о том, что родителей с высшим образованием много, всего – 91%.

2.8. «Будущее» образование учащихся

Анкетирование для 8 класса. Вопрос – какое образование вы бы хотели получить.

Высшее – 21 человек

Среднее специальное – 2 человек

Среднее – 0 человек

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

«Будущее» образование учащихся

Анкетирование 8 класса подтверждает, что больше выпускников хотят получить высшее образование, число учащихся желающих получить высшее образование 91% .Ребята понимают, что образование поможет им в будущем иметь достойную зарплату и возможность найти работу.

0 % учащихся 8 класса решили, что школьного образования, как и их родителям для жизни недостаточно. Неквалифицированный труд, сейчас, по их заявлению не востребован.[3]

Образование в Ростовской области.
Профессиональное…
…среднее — 300*
…высшее — 216 (бакалавр — 9, специалист — 202, магистр — 5).
…начальное — 60
…неполное высшее — 43
…послевузовское — 6

Н 1000 человек.

2.9.Половой состав учащихся.

Гипотеза: половой состав класса и школы в целом повторяют обще российские тенденции: Рождается больше мальчиков, чем девочек и в школьном возрасте мы не будем наблюдать существенных изменений, так как они произойдут к 30 годам и в пенсионном возрасте.

    1. Половой состав учащихся 8 «А» класса:

Девочки: 10

Мальчики:.28

    1. Половой состав школы №6 на 2013-2014 год.

Мальчики – 464 чел. Всего 904 чел.

Девочки – 440 чел.

Класс

Всего учащихся

Мальчики

Девочки

1

85

49

36

2

127

65

62

3

72

32

40

4

88

46

42

5

86

46

40

6

94

39

55

7

79

38

41

8

77

41

36

9

94

51

43

10

50

26

24

11

52

31

21

904-100%, Х=51,3%, мальчиков-51,3%; девочек-100-51,3=48,7%.

464-Х,

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Согласно теории вероятности рождается больше мальчиков, чем девочек.

В школьном возрасте мы не наблюдаем уменьшение количества мальчиков, это произойдет на более позднем возрастном рубеже.(25-30 лет) А сейчас мы наблюдаем типичную картину: количество мужского населения превышает женское.

Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 106 мальчиков,

однако вследствие более высокой мужской смертности соотношение полов со временем меняется. В половой структуре населения Ростовской области численно преобладают женщины (более 53%).

Неблагоприятное влияние на демографическое развитие Ростовской области оказывает численное преимущество женщин над мужчинами (по состоянию на 1 января 2012 г. – почти в 1,2 раза). Одной из причин данной ситуации является высокая смертность мужчин, в том числе в трудоспособном возрасте.

Асимметрия в составе населения не способствует улучшению демографической ситуации. В расчете на 1 000 мужчин в области к началу 2012 года приходилось 1158 женщин, в том числе в городской местности – 1185, а в сельской – 1103.

В структуре общей численности населения Ростовской области женщины составляют 53,7 процента, а мужчины – 46,3 процента.

Вывод: Наблюдаем, превышение количества женщин над количеством мужчин, что оказывает значительное неблагоприятное влияние на процесс формирования брачных пар и, как итог, – на процесс воспроизводства населения.

2.10. Национальный состав.

Гипотеза: В национальном составе будут преобладать русские.

Национальный состав 8А класса.

Всего в классе учащихся – 30 человек, из них

28 учащийся – русские

2 учащийся – армяне

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

2.11.Национальный состав учащихся школы на 1.09.2014г.

Всего-936 чел-100%

Русские-634=67,7%

Украинцы-218(186+32)-23,2%

Армяне-35-4%

Грузины -6-0,64%

Остальные-43 (татары , корейцы, азербайджане и др.)-4,5%

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Ростовская область .

Русские — 3 795 607 человек

Армяне — 110 727 человек
Украинцы — 77 802 человека.
Турки — 35 902 человека.
Казаки — 29 682 человека.
Азербайджанцы — 17 961 человек.
Цыгане — 16 657 человек
Белорусы — 16 493 человека.
Татары — 13 948 человек
Корейцы — 11 597 человек.

Основные районы проживания

турок-месхетинцев в Ростовской области (мусульмане)

(по данным переписи 2002 г.)

Район проживания Численность, человек

Мартыновский 6803

Сальский 4294

Волгодонской 2583

Багаевский 2538

Семикаракорский 2167

Зимовниковский 1530

Целинский 1227

Егорлыкский 1221

Азовский 1088

Национальный состав населения России

Национальность

Численность

(чел.)

% от общего

Русские

115 889 107

79,83%

Татары

5 554 601

3,83%

Украинцы

2 942 961

2,03%

Башкиры

1 673 389

1,15%

Чуваши

1 637 094

1,13%

Лица, не указавшие национальность

1 460 751

1,01%

Чеченцы

1 360 253

0,94%

Армяне

1 130 491

0,78%

Мордва

843 350

0,58%

Аварцы

814 473

0,56%

Вывод: Наиболее многочисленны в Ростовской области русские, украинцы, армяне, в Р.Ф-русские, татары, украинцы, татары на 8 месте по численности.

В Ростовской области армян больше, чем татар, так как ещё императрица Екатерина II , способствовала переселению армян в Россию и отвела им территорию в Ростове на Дону.

В национальном составе Ростовской области турки на 4 месте, им предоставлены территории в сельских поселениях Ростовской области. Турки, так же как и татары, являются мусульманами, что привносит на территорию области новую религию, но благодаря сотрудничеству христианской и исламской диаспор конфликтов на религиозной почве не было.


2.12. Гражданство

Все учащиеся 8-а классам– граждане Российской Федерации.[2]

2.13.Место рождения

В Ростовской области – 6 человек

В г.Новочеркасск- 16 человек

За пределами области – 1 человек

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Место рождения

Большая часть учеников , родившиеся в городе Новочеркасске или в Ростовской области . Желающих приехать в Новочеркасск на постоянное место жительство немного, это видно по учащимся – 4,3%, родившихся за пределами области.[3]

Вывод: наблюдаем низкую миграционную подвижность населения.

2.14..Вероисповедание.

Православные христиане – 73,9%

Атеисты – 26,1%

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Вероисповедание

Большинство учащихся исповедуют христианскую религию – 73,9%. Отношение к вероисповеданию у школьников своеобразное. Родители из своих соображений окрестили детей в церкви. А верующих по-настоящему среди них практически нет. Конфликтов на религиозной почве в истории школы никто не смог вспомнить.[3]

В России:

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

В Ростовской области тоже преобладает православие, на втором месте ислам.

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

2.15. Увлечения

Спортивные секции – 12 человек

Кружки – 4 человек

Факультатив по изучению иностранных языков – 4 человек

Танцы – 2 человек

Д/К, библиотеки – 1 человек

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Увлечения учащихся

Получается, что школа не является местом для удовлетворения различных интересов учащихся.

При анкетировании выяснилось, что свои потребности ребята не могут реализовать при отсутствии социальной развивающей среды в городе, все секции находятся в учреждениях дополнительного образования.

2.16.Сфера трудовой деятельности родителей

Промышленность – 2 человек

Транспорт – 0 человек

Торговля – 3 человек

Сфера услуг – 3 человек

Предпринимательство – 10 человек

Домохозяйки – 3 человек

Нет постоянной работы – 0 человек

Медицина-2 человек

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

Сфера трудовой деятельности родителей

Большая часть родителей не работает на государственных предприятиях, предпочитая частный бизнес. Это говорит о низких зарплатах в государственном секторе экономики. Наш город за последние годы лишился крупных промышленных предприятий (НЗСП, молочный завод). НЭВЗ, Нефтемаш, ГРЭС, электродный завод работают. То, что экономически активное население предпочитает индивидуальную трудовую деятельность означает ещё и нестабильность работы промышленных предприятий, низкие зарплаты в сфере услуг государственного сектора экономики. Домохозяйки составляют -13%, они не работают благодаря высокой заработной плате мужа и ведут домашнее хозяйство. Кроме частного бизнеса торговля тоже является выгодным местом работы, мы видим быстрый рост сети супермаркетов различной направленности.

В Ростовской области.

Работают люди…
По найму — 920*
На себя — 75 (привлекают наемных работников — 22)
Не указали статус — 5
* На 1000 занятых  в возрасте 15 — 72 лет.

  1. Выводы

  1. Демографический портрет 8а класса в целом отражает общую демографическую ситуацию в области, России.

  2. Как показала перепись, большинство школьников растут в семьях, где двое детей, являются русскими по национальности, пытаются приобщиться к православию, являются коренными жителями г.Новочеркасска.

  1. Как показало анкетирование ребята желают получить высшее и среднее специальное образование, в более позднем, чем их родителей возрасте вступить в брак, иметь 1 – 2-х детей.

  1. Демографическая ситуация в нашей школе, представленная в работе наглядно отражает положение учеников в школах страны, расположенных в крупных городах.

5.Список использованной литературы.

1. Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.

2 . http://ru.wikipedia.com/wiki/Население_России

3. Население России за 100 лет (1897—1997): Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.

4. Данные за последние годы с сайта Федеральной службы государственной статистики, http://gks.ru/

5. Постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 472

Комплексе первоочередных мер на 2013 – 2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области

6.Учебник 8 класса, «География России» под редакцией А.И.Алексеева, Москва «Дрофа» 2008 год.

22

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here