РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Красноярский край
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 48»
——————————————————————————————
663332 Красноярский край, г.Норильск, район Талнах, ул.Бауманская, д.15,
тел/ факс: (3919) 45-58-63 (приемная); e-mail: [email protected] ИНН 2457042420 КПП 245701001 л/с 30013048400 р/сч 40701810700003000001 в РКЦ Норильск г.Норильск БИК 040495000
Система практических
работ по географии
в 6-10 классах
учитель МАОУ «Гимназия № 48»
города Норильска
Красноярского края
Хохуля Надежда Андреевна
Норильск, 2013г
Оглавление
Введение
-
Примерное содержание и методика организации практических работ в 9 классах
-
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 9-го класса с целью научить работать с тематической картой
-
-
Проектная деятельность учащихся по географии
-
Типы учебных проектов по географии
-
Учебный проект для учащихся 7 классов по теме «Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе»
-
Учебный проект для учащихся 9 классов по теме «История возникновения нашего города — Талнах»
-
Примерное содержание и методика организации практических работ в 10 классе
-
Система практических работ по географии
-
Виды практических работ по ведущей образовательной задаче
-
Примерный план подготовки практической работы
-
Введение
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, на любом его этапе — при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении, — и является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса. Практические работы по географии ориентированы на формирование различных умений: называть, показывать, описывать и характеризовать различные географические объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами.
1. Примерное содержание и методика организации
практических работ в 9 классе
Практические работы в 9 классе – это работа на получение новых географических знаний об отдельных территориях и явлениях, о размещении и составе отраслей хозяйства, о существующих взаимосвязях. Девятиклассники уже владеют общими учебными умениями – составлять описания, характеристики, классификации, сравнивать и обобщать. Поэтому предпочтительнее планировать практические работы от «содержания», но не «форм и средств».
В программе 9 класса вводится большое количество новых географических понятий, терминов, теоретических положений – факторов размещения производства, хозяйственных взаимосвязей и т. д., которые учащимся предстоит усвоить и научиться использовать в речи. Кроме того, девятиклассникам предстоит работать с новыми тематическими и отраслевыми картами. У школьников возникают сложности в чтении этих карт, это происходит потому, что они не знают сути картографируемых явлений, и таких карт много, но работать с каждой из них приходится лишь 1-2 урока.
Прежде всего, необходимо научить школьников работать с новыми картами, для этого необходимо познакомить со способами картографического изображения – провести практическую работу и проанализировать несколько новых карт. Такая практическая работа – позволит обобщить знания о картах, и подготовить к изучению будущего географического материала, а ведь, в программах указаны практические работы по составлению карт и картосхем.
Разработка практической работы
для учащихся 9-го класса с целью
научить работать с тематической картой
Практическая работа 1
Тема: «Чтение карт, характеризующих особенности
географии отраслей ТЭК» (основные районы добычи,
транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)
Цели и задачи:
-
Познакомиться с основными районами добычи нефти и природного газа, со способами транспортировки, переработки и использования топливных ресурсов.
-
Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (карты атласа, текст учебника), выбирать главное, делать обобщения, выводы.
Задание
Используя текст учебника, карты атласа, сравните 2 нефтяные базы Западно-Сибирскую и
Волго–Уральскую по плану:
1. Географическое положение Западно-Сибирской и Волго — Уральской нефтяных баз.
а) в какой части страны находится;
б) в каком направлении, на какое расстояние протянулась база;
в) размещение базы по отношению к крупным географическим объектам;
2. Географическое положение, какой нефтяные базы более выгодно по отношению к
потребителям?
3. Перечислите и нанесите на контурную карту основные месторождения и бассейны нефти,
находящиеся на территории базы, и определите их особенности.
4. Как разведаны бассейны, рассматриваемых баз.
5. Способ добычи и причины снижения добычи нефти.
6. Качество и себестоимость (в %).
7.Транспортировка. Основные направления перевозок недостающего сырья на
территории России и за ее пределами.
8.Перечислите основные районы потребления нефти и укажите причины
значительного потребления нефти в данных районах.
9.Используя карту атласа, нанесите на контурную карту крупнейшие
нефтепроводы сравниваемых баз.
10. География НПЗ. Укажите причины неравномерного размещения НПЗ в
европейской и азиатской части России.
11. Используя карту атласа «Топливная промышленность» и текст учебника,
представьте географию использования продуктов переработки нефти.
12.Современные проблемы и перспективы развития баз.
13. Экспорт нефти.
Сделайте вывод, в чем сходство и различие Западно-Сибирской и Волго–Уральской нефтяных баз по перечисленным вопросам: (по добычи потреблению, направлении перевозок, размещения НПЗ, проблем и перспектив развития баз).
Учащимся второго варианта можно предложить аналогичную практическую работу на сравнение газодобывающих баз.
Можно предложить такой вариант практической работы.
Определение значения газовой (нефтяной или угольной) отрасли
-
Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу, опишите и нанесите
на контурную карту:
-
основные современные районы добычи и их особенности
2) основные районы потребления.
3) способы и пути транспортировки топлива к районам потребления.
4) влияние отрасли на окружающую среду.
5) современные проблемы отрасли и пути их решения.
При выполнении такой работы учащиеся обучаются анализу карт и знакомятся с разными картами атласа. А при проведении практических работ по отраслевым картам (например, составление характеристик отдельных отраслей) следует учитывать их мелкий масштаб и высокую степень генерализации, следовательно, необходимо четко разграничить, что именно при характеристике отрасли ученики могут «взять» с карты, а что необходимо дополнять из других источников. Например, характеристика химико-лесного комплекса по картам атласа фактически сведется к развернутому описанию их географического положения.
При выполнении практических работ возможно также обращение к региональным картам атласа, на которых указаны другие необходимые географические объекты.
Характеристика, составленная по картам, может быть дополнена сведениями из различных дополнительных карт и диаграмм из разных атласов для 9 класса. А дополнительные статистические материалы для работы придется готовить учителю.
Знакомство со способами картографических изображений позволяет организовать практические работы по составлению картограмм на основе статистических материалов. Такие работы можно составлять для групп учащихся, с использованием статистических материалов, карт атласа для 9 класса и контурных карт. Каждая группа получает карточки с необходимыми заданиями и статистическими материалами, и после выполнения представляет результаты своей работы – карты и выводы. В результате обсуждения представленных материалов делается общий вывод о той или иной отрасли или проблеме рассматриваемых территорий.
2. Проектная деятельность
учащихся по географии
Метод проектов – это педагогическая технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих по самой своей сути. И суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами: от теории к практике. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей. Метод проектов предполагает также определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов.
У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых — осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. Достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В работе над учебным проектом ребята создают новые знания, но этого можно достичь, только опираясь на ранее приобретенные знания, а также на общие учебные и предметные умения.
3. Типы учебных проектов по географии
Выделим возможные типы учебных проектов:
-
по доминирующей деятельности:
информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные;
-
по предметно-содержательной области:
монопредметные, межпредметные и надпредметные;
-
по продолжительности:
кратковременные (1-2 урока), длительные (от месяца и больше);
-
по количеству участников;
индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. При планировании информационного проекта необходимо определить:
а) объект сбора информации;
б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся;
(необходимо решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском)
в) формы представления результата (письменное сообщение, публичное сообщение).
Основной общей задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. Желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности и информационных проектах.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
К практико-ориентированный проектам по географии можно отнести:
-
проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека;
-
проекты освоения территорий;
-
проекты по созданию новых объектов, например, городов, парков;
-
проекты по созданию научных станций.
Разные типы проектов решают разные учебные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому учащимся полезно принять участие в разных проектах, а учителю учитывать эти особенности при планировании учебной деятельности.
Учебный проект для учащихся 7 классов
по теме «Сравнение климата разных частей материка,
расположенных в одном климатическом поясе»
При изучении Северной Америки в 7 классе предлагается практическая работа по вышеуказанной теме. Я постараюсь представить ее в виде учебного проекта.
Представление доказательств преимущества климата двух полуостровов Флорида и Калифорния для отдыха туристов.
(Предложить 2 группам учащихся составить характеристику в виде доказательств преимущества климата предложенного им полуострова, т.е. сравнить климат двух полуостровов Флорида и Калифорния).
Образовательные задачи:
-
Получить новые знания и закрепить имеющиеся знания о климате конкретных территорий: полуостровов Флориды и Калифорнии
-
Способствовать приращению знаний ученика в процессе создания им собственных образовательных продуктов (гипотез, проектов и др.);
-
Научить анализировать географические карты, находить интересные факты в источниках дополнительной литературы, уметь конспектировать.
-
Узнать об особенностях климата двух территорий, находящихся в одном климатическом поясе, но в разных частях материка.
-
Установить причинно-следственные связи между климатом этих территорий и причинами, которые обусловили это разнообразие.
-
Продолжить работу по формированию умения составлять характеристику климата данных территорий на основе предлагаемых источников.
Цели работы:
-
Показать разнообразие климата внутри одного климатического пояса,
выявить причины, обусловившие это разнообразие.
-
Оценить климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.
-
Проверить и оценить свое умение самостоятельно анализировать тематические карты, проводить сравнение климатов, выделять черты сходства и различия.
Источники знаний:
-
Карты атласа для 7 класса:
-
физическая карта;
-
климатическая;
-
карта климатических поясов и областей;
-
политическая карта;
-
комплексная;
-
карта плотности населения.
-
-
Текст учебника.
-
Другие источники информации.
-
Энциклопедии разных издательств.
План проведения работы:
1. Учащиеся работают в двух группах, составляют сравнительную характеристику климата
двух территорий, устанавливают причинно-следственные связи между климатом этих территорий и причинами, которые обусловили это разнообразие.
-
Самостоятельно записывают в тетради основные выводы по каждому вопросу отдельно и делают общий вывод по теме работы.
-
После проверки учителем работы на следующем уроке проводится подробный анализ проекта.
Планируемый результат:
Ответы на задания, составленные в форме письменного текста.
(Описание и сравнение климата двух территорий).
Тип учебного проекта:
по доминирующей деятельности: информационный.
Имеющийся уровень знаний и умений учащихся:
-
Учащиеся имеют знания, которые необходимы для дальнейшего рассмотрения вопросов, связанных с климатом: например, насыщенность воздуха водяными парами, что такое атмосферное давление, осадки, ветры и причины их образования; что климатические пояса сменяют друг друга с севера на юг.
-
Учащиеся умеют определять на климатической карте количество осадков, направления ветров, находить местоположение областей высокого и низкого давления, в каких из них преобладают восходящие движения воздушных масс, а в каких нисходящие.
-
Умеют находить территории в тех или иных климатических поясах или областях.
Примерное содержание работы:
-
Используя кары атласа: физическую, климатическую, карту климатических
поясов и областей, политическую карту, комплексную и карту плотности
населения, сравните климат двух предлагаемых территорий по данному плану.
2. Докажите, преимущества климата «вашего» полуострова для отдыха туристов
из стран других материков.
В О П Р О С Ы для групп
1. Напишите, в каких климатических поясах и областях лежит Северная Америка? Полуостров
Флорида? (Калифорния?)
-
Определите среднегодовые температуры, июльские и январские изотермы «вашего» полуострова.
-
Определите среднемесячные температуры самого теплого, самого холодного месяца и вычислите амплитуду колебания температур.
4. В каких районах полуострова зафиксированы максимальные и минимальные температуры?
5. Ветры, каких направлений преобладают на «вашем» на полуострове? Чем это можно
объяснить?
6. Определите годовое количество осадков на данных территориях и объясните причины
различного их количества.
7. На территории какого государства находятся данный полуостров?
8. Укажите причины, которые повлияли на климат двух полуостровов в пределах одного
климатического пояса.
9. Докажите влияние различий климата на жизнь и хозяйственную деятельность этих
полуостровов.
Сделайте вывод. Докажите преимущество климата полуостровов Флорида и Калифорния для отдыха туристов из стран других материков.
Учебный проект для учащихся 9 классов
по теме «История возникновения нашего города — Талнах»
Образовательные задачи:
1. Выявить причины возникновения рабочего поселка и причины быстрого превращения его в промышленный город.
-
Рассмотреть источники существования ОАО «ГМК» «Норильского никеля»и определить последовательность появления рудников, дать историческую справку о рождении поселка Геологов.
-
Раскрыть необходимость в возведении котельной, рассмотреть развитие инфраструктуры города, определить знание девятиклассниками истории возникновения города Талнах.
-
Научить анализировать топографические карты, находить интересные факты в исторических материалах музея городов Норильска и Талнаха.
Цели работы:
-
Подробно изучить историю Талнаха и проанализировать причины его возникновения, предварительно изучив исторические материалы музеевНорильска и Талнаха.
-
Проверить и оценить свое умение самостоятельно анализировать топографические карты, план города, исторические материалы.
-
Определить основные источники исследовательской деятельности в виде проведения бесед, анкетирования, интервью с очевидцами тех дальних событий, съемки видеофрагментов.
Источники знаний:
-
Карты:
-
физическая карта;
-
административная карта;
-
комплексная;
-
топографическая карта;
2. Публикации газет «Заполярный вестник » и «Огни Талнаха»;
3. Архивы Талнахского и Норильского музеев.
4. Исторические материалы городской библиотеки.
5. Другие источники информации.
6. Энциклопедии разных издательств.
7. Материалы интервью со старожилами города, с генеральным директором ООО
«Талнахтехсервис» Ханиной Г.А.
План проведения работы:
-
Учащиеся в течения месяца работают в двух группах. Одна группа изучает исторические документы музеев, другая – изучает геологические открытия, третья – берет интервью у старожилов города и руководителя жилищно-коммунальной конторы, четвертая изучает историю возникновения рудников, пятая проводит анкетирование старшеклассников.
-
Девятиклассники составляют статьи и записывают в тетради. После проведения длительных исследований под руководством учителя составляют большую работу.
-
Самостоятельно записывают в тетради основные выводы по каждому вопросу, группы обсуждают отдельно свои наработки и проводится подробный анализ проекта.
Планируемый результат:
Выполненные задания группами учащихся составляются в форме письменного текста, т.е. после проверки учителем материала каждой группы составляется большая работа по теме «История возникновения нашего города — Талнах».
Тип учебного проекта:
по доминирующей деятельности: исследовательский.
Имеющийся уровень знаний и умений учащихся:
-
Учащиеся имеют знания, которые необходимы для дальнейшего рассмотрения вопросов, связанных с геологическим строением территории Норильского промышленного района, климатом и природными комплексами.
-
Учащиеся умеют анализировать разного рода карты, в том числе и топографическую и план города.
Примерное содержание работы:
Работа проводится по группам. Задания для групп.
I группа
1. Описать географическое положение Норильского промышленного района, в частности города Талнах.
2. Изучить архивы Талнахского и Норильского музеев о первых геологических экспедициях и исследованиях.
II группа
-
В городской библиотеке изучить публикации газет «Заполярный вестник » и «Огни Талнаха»об истории открытия первых рудников города Талнах.
-
Возведение котельной – первое необходимое предприятие и ее роль в далекие 60-е.
IIIгруппа
-
Встреча со старожилами, запись их воспоминаний о первом поселке Геологов и проведение видеосъемок.
-
Проведение беседы с руководителем жилищно-коммунальной конторы о дальнейших перспективах развития города Талнах.
IV группа
1. По материалам городской библиотеки подготовить сообщение об источниках существования Норильского комбината (о рудниках).
2. Исследовать и описать памятные места Талнаха.
V группа
1. Развитие инфраструктуры города – на основании материалов музеев и городской библиотеки.
2. Провести анкетирование учащихся нашей гимназии о знании истории и причин образования города.
5. Примерное содержание и методика
организации практических работ в 10 классах
В сборнике нормативных документов по географии представлен лишь один вариант программы для 10 класса (автор В.И.Сиротин). В программе предлагаются 11 обязательных практических работ. Перечисленные в программе практические работы в целом типичны. В пяти работах предлагаются задания по контурным картам, две – на составление схемы и таблицы. Вызывает сомнение обязательность написания реферата, такую работу следовало бы считать работой по выбору.
Для выполнения большинства программных практических работ предлагаются статистические материалы, которые не просто сравниваются, но и предлагается устанавливать причинно-следственные связи. Учащиеся вполне могут строить и анализировать круговые диаграммы. По статистическим материалам десятиклассники могут написать краткий ответ-анализ на поставленные вопросы, анализировать и сопоставлять материалы не только текущих, предшествующих тем, но и работать на опережение – региональный обзор.
Одной из традиционных форм представления результатов является текст в форме описания, сравнения, характеристики, а также сообщения по теме или реферата. В качестве нового варианта представления результата работы можно предложить гипертекст, построенный по аналогии с web-страницей. Старшеклассники неплохо составляют компьютерные презентации, используя при этом функцию гиперссылки. При работе с обычным текстом можно составить возможные пояснения и дополнения к отдельным терминам, географическим названиям, фактам, упомянутым в рассматриваемом тексте. Тексты учебника могут быть использованы в качестве основы для создания гипертекстов и как обучающая практическая работа. Предлагая гиперссылки, учащиеся используют имеющиеся знания и самостоятельно добывают новые, обращаясь к разным источникам, в том числе ресурсам Интернет.
Работа по составлению гипертекста на основе рекомендованного текста (возможно, и на основе написанного самими учащимися) может быть как индивидуальной, так и коллективной. При выполнении программной практической работы «Изменения на политической карте Европы: конец XX — начало XXI в.в.» старшеклассники подбирают в учебнике тексты, которые берут за основу, и составляют перечень возможных гиперссылок – поясняющих и дополняющих.
Нередки практические работы по составлению характеристик отдельных государств мира. Довольно часто они проводятся на основе готового текста учебника и географических карт. Возможно, разнообразить шаблонные подходы, можно использовать интерес учащихся к геральдике и с помощью геральдических фигур показать специфику некоторых государств мира.
Реферат – вторичный текст, представляющий собой изложение содержания оригинала словами учащегося. Работа по написанию реферата основывается на изучении первоисточника, который предлагается учителем либо выбирается самим учеником. Учащиеся предпочитают списывать или «перекачивать» готовые рефераты, так как предлагается большой объем выполняемой работы.
В структуру учебного школьного реферата необходимо ввести часть, в которой его автор высказывал бы свое отношение к рассмотренному, лучше изученному им материалу. Можно предложить следующую структуру учебного реферата:
-
Вступительная часть: краткая информация об изучаемом первоисточнике и его авторе, при необходимости – сведения о времени или причинах написания реферата.
-
Главная часть: изложение основного содержания работы, мнений и суждений автора, результатов проведенного исследования.
-
заключительная часть. В ней автор реферата высказывает свои суждения о прочитанном.
6. Система практических работ по географии
Виды практических работ
по ведущей образовательной задаче
При подготовке к практическим работам учителю необходимо четко продумывать и ставить образовательные задачи. Например, в большинстве практических работ 6 класса ведущей учебной задачей работ является формирование картографических умений учащихся на примере описания того или иного географического объекта, и полученные новые знания о конкретном объекте, играют при этом в некотором смысле подчиненную роль. Ситуация меняется в 8 классе. При описании того же географического объекта восьмиклассники уже владеют картографическими умениями, которые являются уже не целью, а средством получения новых знаний. Ведущей учебной задачей такой работы становится получение нового, конкретного знания о данном географическом объекте. Работа по изучению конкретного объекта подразумевает анализ информации, установление новых, пространственных, временных, причинно-следственных связей и возможное обобщение; способствует формированию общих учебных умений учащихся на новом, более высоком уровне.
В старших классах при выполнении практических работ ученики в первую очередь получают новые знания о предмете изучения. Необходимо отходить от работ, задачей которых является построение схемы, таблицы или характеристика географического объекта по узким признакам, которые не несут в себе информации, значимой для учащихся, и которую можно анализировать и обобщать.
Таким образом, одним из условий успешного обучения географии является овладение способами учебных действий (умениями и навыками) – предметными географическими и общими учебными (сравнение, обобщение, классификация).
Итак, ведущей образовательной целью практической работы может быть овладение умениями как способами действий: составление описаний и характеристик объектов и явлений по различным картам, чтение карт разного содержания, составление картодиаграмм и картограмм. Выполняя перечисленные действия и работая с каким-то географическим содержанием, школьники получают новые знания.
Работы, направленные на обучение способам действий, должны присутствовать на всех этапах обучения, в том числе при работе с новыми источниками знаний, но их роль особенно велика в начале изучения курса географии. По мере изучения географии овладение способами учебных действий становится результатом обучения и средством получения новых знаний.
Другой образовательной задачей практической работы может стать формирование новых знаний. Знания становятся целью, а владение способами их получения – средством достижения цели. Подобные работы также присутствуют на всех этапах обучения, для учащихся разного возраста, но они должны доминировать в старших классах. Старшеклассники все более совершенствуются в способах действий, в работе с разными источниками информации. Таким образом, реализуются образовательные задачи развития ученика.
Примерный план подготовки практической работы
При подготовке учителя к практической работе первым действием является определение темы работы, так как именно общий характер формулировки затрудняет определение содержания предстоящей работы и планируемый результат. Тема работы – шире или уже – иллюстрирует логический закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Второе действие – определение примерного содержания практической работы. Для того чтобы получить от учеников хороший результат, необходимо поставить перед ними учебную задачу, для того чтобы поставить задачу перед учащимися, учителю необходимо сформулировать учебную задачу для себя. Чем точнее задача, тем выше вероятность получения планируемого результата. Определение образовательных задач и примерного содержания практической работы заставляет определить источники знаний (учебник, карты атласа и т.д). Учителю надо проанализировать возможные способы работы с этими источниками и предложить форму представления результата – текст, который смогут написать ученики; картосхему или картограмму, которые они сумеют составить, или схему, рисунок, компьютерную презентацию. Итак, планом подготовки практической работы является:
-
определение темы работы;
-
определение примерного содержания практической работы;
-
определение источников знаний;
-
анализ способов работы;
-
форма представления результата;
Использование системы контрольных работ позволяет учителю планировать конкретные результаты обучения, определять образовательные задачи урока, содержание учебной деятельности и уровень познавательной самостоятельности учащихся; осуществляет мониторинг качества обучения, обеспечивает возможность своевременной коррекции. Использование системы мониторинга качества знаний по географии позволяет решить еще одну важную задачу – сделать контроль открытым и понятным учителю и учащимся. Открытость критериев оценивания работы позволяет ученику планировать собственную учебную деятельность и оценивать свои достижения, а также анализировать, искать и устранять причины возникших трудностей.
Список используемой литературы.
1. Е.С.Палат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М., Издательский акцентр «Академия», 1999г.
-
О.В.Крылова «Система практических работ по географии в 6-10 классах», Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2008 год.
-
Программа «Сборник нормативных документов. География. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев –М. : Дрофа, 2006 г.»
-
Журналы «География в школе», №4, №5, 2007г. Т. Д. Стрельникова «Практические работы в 7 классе».
-
Р.М.Елисеева «География материков и океанов 7 класс», Практическое пособие, Издат – Школа, 2000, Москва.