-
ФИО автора материала – Конусова Любовь Борисовна
-
Место работы — МОУ « СОШ п.Заволжский Пугачёвского района Саратовской области»
-
Должность автора – учитель географии
Сценарий урока географии 5 класс по УМК В.П.Дронова Москва Дрофа 2014/ ФГОС ООО/
Технологическая карта урока
ЗЕМЛЯ И КОСМОС
Ф.И.О. Конусова Л.Б.
Предмет: география
Класс: 5
Тип урока: «открытие новых знаний»
Земля и космос
| |||||
Цель | Сформировать представления о Вселенной
| ||||
Задачи | образовательные: познакомить с Галактиками, определить место планеты Земля во Вселенной; развивающие: развивать навыки ориентироваться по звездам, продолжить формировать умение работать с учебником, анализировать, делать выводы, учить применять приобретенные навыки на практике. воспитательные: воспитывать культуру общения в парах, толерантность.
| ||||
УУД | Личностные УУД: осознать необходимость знаний о Вселенной. Регулятивные УУД: понимать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать научные факты о Вселенной; формирование умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации . Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя, обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
| ||||
Планируемые результаты | Предметные: Знать: определение « Вселенная», « Галактика», «навигационные звезды», «световой год», названия галактик: Млечный Путь, Магеллановы Облака, туманность Андромеды, внешний вид нашей Галактики, об измерениях гигантских расстояний между звездами в световых годах. Уметь: ориентироваться по навигационным звездам, использовать знания приемов ориентирования в нестандартных условиях. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Воспитание уважительного отношения к иному мнению; развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, умение высказывать суждения; умение работать с текстом, схемами, рисунками и использовать различные способы поиска, обработки информации. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки. Межпредметные связи: Экология: Изменение качества окружающей среды. Астрономия: Галактика, созвездия, планеты.
| ||||
Основные понятия | Вселенная, галактика, Млечный Путь, навигационные звезды, световой год. | ||||
Ресурсы: основные, дополнительные | Учебник, атласы, карта звёздного неба ,мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, интерактивное пособие «Интерактивная модель Солнечной системы», карточки с заданиями, стихами, текстами о космосе | ||||
Методы и формы обучения | Беседа, частично-поисковый метод; фронтальная и индивидуальная работа и в парах
| ||||
Технология | Развивающее обучение | ||||
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Этап 1. Организационный момент
| Приветствие учащихся. Проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие. Подготовка рабочего места.
| Что вам необходимо иметь на парте, чтобы лучше понять и запомнить новую информацию. |
| Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; Подготовка рабочего места. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
Этап 2. Актуализация опорных знаний по теме: «Накопление знаний о Земле»
| Давайте отправимся в путешествие «По морям по волнам » Повторение основных этапов географических открытий и исследований | Индивидуальные ответы на вопросы
Работа в парах , взаимопроверка | Называют фамилии путешественников, географические объекты и находят их на карте Работа в тетрадях с печатной основой стр 8-9 1 группа № 10-13 2 группа №14-17
|
|
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание
|
Формулирование темы урока, постановка цели урока.
Этап 3 . Создание проблемной ситуации
Этап 4. Целеполагание
| Побуждение уч-ся на создание проблемной ситуации ( зачитывает стихотворение и загадку о космосе, планете Земля) | Вступают в диалог
Объясняют и записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют вопросы, на которые найти нужно ответ в рубрике «Вы узнаете» и слайды 1-3
|
Изучают информацию на слайдах №1-3, выделяют новые понятия и ставят задачи |
| |
Тема урока | ЗЕМЛЯ И КОСМОС | ||||
Изучение нового материала Этапы 5. 5.1
5.2
5.3
5.4
5.5 | Создается проблемно-диалоговый вопрос: Какое звездное небо? Включает в игру « Путешествие к звездам» Побуждает уч-ся к обмену ощущениями о Вселенной (приложение слайд5)
Предлагает отправиться в путешествие по Млечному Пути командой(1 и 2 ряд), придумать название
Проблемно- диалоговый вопрос: Как измеряется расстояние между галактиками?
Проблемно- диалоговый вопрос: Как использует человек знания о звездах? |
Работа с презентацией: слайды 4- в парах, слайд 5 –в группах
Придумывают название командам, используя рисунок 17. Работают в группах с учебником и узнают информацию (рис. 16 и слайд 6)
Изучают информацию на слайде 7 и в учебнике стр24
Изучают информацию на слайде 8,9 и в учебнике стр24 -25
|
Высказывают свое мнение, ассоциации: -о звездном небе, -о Вселенной
Составляют научный доклад
Фронтальная беседа
Фронтальная беседа
| В рабочих тетрадях выполняют задание№1 стр. 13
В рабочих тетрадях выполняют задание № 2-4 стр. 13
В рабочих тетрадях выполняют задание № 5 стр. 13
|
Коммуникативные: работают в парах, составляют вопросы, взаимно проверяют,
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений, делают выводы Регулятивные: объясняют, анализируют, формулируют
Коммуникативные: работают в группах Познавательные: составляют доклад Регулятивные: презентация доклада
|
Этап 6 Закрепление 6.1
|
« Проверь себя» ( приложение слайд10)
|
Индивидуальные ответы
|
|
Знать основные понятия и уметь их объяснять Знать основные понятия |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: оформлять свою мысль устной форме Регулятивные: учиться отличать верный ответ от неверного, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
.
|
Рефлексия ( итог урока)
Этап 7. | Формулирует выводы, что узнали нового
| Выражают свое мнение о изученном материале
|
|
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
|
Самооценка | Оцените свои новые знания. Всё запомнили на уроке? Как работали? | Показывают карточки с оценкой, которую поставили себе за урок. | У вас остались вопросы о космосе? Мы найдем ответ на них на следующем уроке. |
| Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
|
Домашнее задание Этап 9. | Комментирование д/з: §6 . Творческие задания: 1.Что такое астронавигация? 2.Чему равен световой год? 3.Какие ещё Галактики есть во Вселенной? | Записывают задания |
|
|
|
Приложение к уроку
Проверка знаний
«По морям по волнам »
-
Он совершил первое кругосветное плавание (Магеллан испан.)
-
Он открыл материк Сев. и южная Америка (Колумб испан.)
-
Он открыл самый широкий пролив в мире (Дрейк англ.)
-
Этот путешественник открыл морской путь в Индию (В. Да Гама порт.)
-
Он создал первый глобус (М. Бехайм герм.)
-
Он подтвердил наличие южного материка – Австралии (Дж. Кук англ.)
-
В третьей своей экспедиции этот путешественник открыл Гавайские острова ( Дж. Кук англ.)
-
Он открыл материк Австралия (Тасман голланд.)
-
Он исследовал Юго – Западную, Центральную, Восточную, Юго – Восточную Азию (М. Поло Венеция)
-
Он открыл созвездие Южного Креста, служащего ориентиром на юг (В. Да Гама порт.)
-
Он доказал наличие единого Мирового океана (Магеллан исп.)
-
Он обнаружил, что Огненная Земля это остров ( Ф. Дрейк англ.)
-
Он причалил к берегу острова (группы Багамских островов), назвав его Сан – Сальвадор (Х. Колумб исп.)
-
Он доказал, что большую часть поверхности Земли занимает океан, а не суша (Ф. Магеллан исп.)
Закрепление
Тест
1.Галактика, в которой мы живем, называется:
-
Магеллановы облака
-
Млечный путь
-
Туманность Андромеды
2.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:
-
Солнечная система
-
Космос
-
Галактика
3.Расстояния между звездами измеряются в..
-
Километрах
-
Световых годах
-
Км/с
4.Полярная звезда, которая является навигационной, находится в созвездии:
-
Южный Крест
-
Большая Медведица
-
Малая Медведица
Дополнительная информация
Световой год — внесистемная единица длины, равная расстоянию, которое преодолевает свет за год.
Более точно, это расстояние, которое проходит фотон в вакууме за 1 год (365,24220 дня =31 556 925,9747 секунды).
Если учесть что скорость света в вакууме равна 299 792 458 м/с, можно посчитать, что
1 световой год = 9,5 триллионов километров (точно 9 460 528 177 426,82 км)
Существуют также другие определения светового года, основывающиеся на другой продолжительности года (поскольку различных, слегка отличающихся друг от друга определений года существует несколько).
Световая секунда — расстояние которое проходит свет за 1 секунду.
1 световая секунда = 299 792 458 метров
Световая минута — расстояние которое проходит свет за 1 минуту.
1 световая минута = 17 987 547 480 метров
Световую минуту и световую секунду иногда используют для измерения внутри планетных систем.
Астронавигация – ориентирование по звёздам – сохранила своё значение и в наши дни. В авиации, мореплавании, сухопутных экспедициях и в космических полетах без нее не обойтись.
Хотя самолеты и морские суда оборудованы новейшей радионавигационной и радиолокационной техникой, бывают ситуации, когда приборами воспользоваться невозможно: например, они вышли из строя или в магнитном поле Земли разыгралась буря. В таких случаях штурман самолета или корабля должен уметь определять его положение и направление движения по Луне, звёздам или Солнцу. И космонавту не обойтись без астронавигации. Иногда ем необходимо развернуть станцию определенным образом: например, так, чтобы телескоп смотрел на исследуемый объект, или для состыковки с прибывшим транспортным кораблем.