Тематическое планирование
I четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
1 | Введение | Что изучает физическая география России | 1 | Изучение н/материала |
| Фронтальный | № 1 « Практическ работы с различн видами карт» |
|
2 | Наша Родина на карте мира
| Географическое положение России | 1 | Практикум | Уметь показывать и называть факторы, определяющие ГП России; показывать на карте крайние точки страны; границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость геогр.знаний на современном этапе | Практическая работа |
№ 2 «ГП России» |
|
3 | Моря, омывающие берега России | 1 | Практикум | Работа с к/к и картами атласа |
|
| ||
4 | Россия на карте часовых поясов | 1 | Практикум | Решение задач | №3 «Определение местного и поясного времени |
| ||
5 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | Семинар | Составление сводной таблицы |
|
| ||
6 | Итоговый урок по теме «Наша Родина на карте мира» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
7 | Особенности природы и природные ресурсы России | Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Особенности рельефа России | 1 | Формирова ние новых знаний | Уметь читать тектонич, геологич. карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимосвязь тектонич структур и форм релефа, ПИ на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов показывать на карте и называть районы интенсивных тектонич. движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; показывать месторождения ПИ, приводить примеры использования ПИ, влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость ПИ для развития хозяйства; оценивать условия добычи | Работа с к/к и картами атласа таблица «Особ-ти рельефа России» |
|
|
8 | Геологическое строение территории России | 1 | Формирова ние новых знаний | Работа по карточкам |
|
| ||
9 | Минеральные ресурсы России | 1 | Актуализа ция ЗУН | Географический диктант |
|
| ||
10 | Развитие форм рельефа | 1 | Актуализа ция ЗУН | Фронтальный, индивидуальный |
|
| ||
11 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №4 «Комплексное использование тектонических и физических карт» |
| ||
12 | Итоговый урок по теме «Особенности природы и природные ресурсы» | 1 | Обобщение и контроль | Самостоятельная работа |
|
| ||
13 |
| Тема 2. Климат и климатические ресурсы От чего зависит климат нашей страны | 1 | Изучение н/материала | Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку клим.особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосф фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать клим.пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку клим.условий для обеспечения жизни людей | Работа со схемой «Климатообразую щие факторы» |
|
|
14 |
| Типы климатов России. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы | 1 | Исследова ние | Составление табл «Причины неравномерного распределения осадков» |
|
| |
15 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | № 5 «Работа с климатическими и синоптическими картами» |
| ||
16 | Итоговый урок по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
|
II четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
1 |
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы Разнообразие внутренних вод России. Реки | 1 | Изучение н/материала | Уметь показывать на карте внутренние воды России, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйствен. использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком, использования реки в хоз.целях; давать характеристику рек и крупных озер страны; объяснять значение каналов и водохранилищ | Фронтальный Работа с к/к и картами атласа
|
|
|
2 | Реки | 1 | Комбинированный | Практическая работа | № 6 «Характерис тика реки» |
| ||
3 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 |
| Работа по карточкам |
|
| ||
4 | Водные ресурсы | 1 | Исследова ние | Отчет групп по плану |
|
| ||
5 | Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 | Обобщение и контроль | Самостоятельная работа |
|
| ||
6 |
| Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы Образование почв и их разнообразие | 1 | Изучение н/материала | Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «с/х угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель; называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения из хозяйственного значения | Работа с почвенной картой |
|
|
7 | Закономерности распространения почв | 1 | Актуализа ция ЗУН | Составление табл «Типы и свойства почв» |
|
| ||
8 | Почвенные ресурсы России | 1 | Обобщение | Геогр.диктант |
|
| ||
9 | Итоговый урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | 1 | Обобщение и контроль | Кроссворд «Почвы» |
|
| ||
10 |
| Тема 5. Растительный и животный мир Растительный и животный мир России | 1 | Формирова ние новых знаний | Знать ресурсы леса. Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозоровать последствия уничтожения болот | Фронтальный Работа картами атласа |
|
|
11 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | Исследова ние | Сообщения учащихся |
|
| ||
12 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | Актуализа ция ЗУН | Работа по карточкам |
|
| ||
13 | Итоговый урок по теме «Растительный и животный мир» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
14 | Природные комплексы России | Тема 1. Природное районирование Разнообразие ПК России | 1 | Изучение н/материала | Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хоз.деятельности в природных зонах | Фронтальный Работа картами атласа |
|
|
15 | Моря как крупные ПК | 1 | Практикум | Характеристика ПК по плану |
|
| ||
16 | Природные зоны России | 1 | Практикум | Сообщения Цифровой диктант |
|
|
III четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
1 |
| Разнообразие лесов России | 1 | Практикум |
| Работа с картами Заполнение табл |
|
|
2 | Безлесные зоны на юге России | 1 | Практикум | Работа с картами Заполнение табл |
|
| ||
3 | Высотная поясность | 1 | Исследова ние | Сравнение природ зон Кавказа и Урал |
|
| ||
4 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | № 7 «Природная зона – природный комплекс» |
| ||
5 | Итоговый урок по теме «Природное районирование» | 1 | Обобщение и контроль | Самостоятельная работа |
|
| ||
6 |
| Тема 2. Природа регионов России Русская равнина |
1 | Формирова ние новых знаний | Уметь определять особенности ГП, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | Фронтальный Работа с к/к и картами атласа |
|
|
7 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| ||
8 | Природные ресурсы Русской равнины | 1 | Лекция | Анализ карт атласа |
|
| ||
9 | Закрепление знаний по теме « Русская равнина» | 1 | Обобщение и контроль | Самостоятельная работа |
|
| ||
10 | Кавказ – самые высокие горы России | 1 | Путешест вие | Индивидуальный Работа с таблицей |
|
| ||
11 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| ||
12 | Урал – «каменный пояс Русской земли» | 1 | Путешест вие | Составл таблицы Работа с к/к |
|
| ||
13 | Своеобразие природы Урала | 1 | Исследова ние | Составл таблицы Работа по карточк |
|
| ||
14 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | 1 | Семинар | Мозговой штурм Сообщения |
|
| ||
15 | Закрепление знаний по темам «Кавказ», «Урал» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
16 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы | 1 | Изучение н/материала | Фронталный Индивидуальный |
|
| ||
17 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения | 1 | Конферен ция | Выступления учащихся по проблемам |
|
| ||
18 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | 1 | Комбинированный | Работа с к/к и картами атласа |
|
| ||
19 | Природные районы Восточной Сибири | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| ||
20 | Жемчужина Сибири — Байкал | 1 | Путешест вие | План-конспект |
|
|
IV четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
1 |
| Пояс гор Южной Сибири | 1 | Путешест вие |
| Работа с к/к и картами атласа |
|
|
2 | Природные ресурсы Восточной Сибири | 1 | Лекция | Составление сводной таблицы |
|
| ||
3 | Обобщение по темам «Западно-Сибирская равнина», «Восточная Сибирь» | 1 | Обобщение и контроль | Самостоятельная работа |
|
| ||
4 | Дальний Восток – край контрастов | 1 | Практикум | Работа с к/к и картами атласа |
|
| ||
5 | Природные комплексы Дальнего Востока | 1 | Семинар | Защита рекламных проектов |
|
| ||
6 | Природные ресурсы Дальнего Востока | 1 | Исследова ние | Составление сводной таблицы |
|
| ||
7 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | № 8 « Оценка природных условий района» |
| ||
8 |
| Итоговый урок по теме «Природа регионов России» | 1 | Обобщение и контроль |
| Тестирование |
|
|
9 | Человек и природа | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | 1 | Конферен ция | Знать законы об охране природы Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; | Выступления учащихся по проблемам |
|
|
10 | Воздействие человека на природу | 1 | Семинар | Составление схемы |
|
| ||
11 | Рациональное природопользова ние. Экологическая ситуация в России | 1 | Конферен ция | Выступления учащихся по проблемам |
|
| ||
12 | Итоговое занятие по теме «Человек и природа» | 1 | Обобщение и контроль | Работа по карточкам |
|
| ||
13 | География Брянской области | Географическое положение Брянской области | 1 | Практикум | Уметь определять особенности ГП Брянской области, особенности природы; объяснять зависимость природы области от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы области для жизни и деятельности человека | Анализ карт атласа |
|
|
14 | Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Брянской области | 1 | Практикум | Составление таблицы |
|
| ||
15 | Климат Брянской области. Почвы.
| 1 | Практикум | Анализ карт атласа |
|
| ||
16 | Обобщение темы «География Брянской области» |
| Обобщение и контроль | Самостоятельная работа |
|
|