Тематическое планирование
I четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
1 | Введение Новое полит-гос устр-во на территории бывшего СССР. Геополитич. положение России | Введение. Место России в мире | 1 | Изучение н/материала | Знать/понимать основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории; субъекты РФ , их различия Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны; влияние ГП на хозяйство страны; описывать ГП страны (экономико-географическое, геополитическое и др.) | Фронтальный |
|
|
2 | Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение | 1 | Практикум | Работа с к/к и картами атласа |
|
| ||
3 | Политико-администратиное устройство России
| 1 | Практикум | Практическая работа | №1 « Обозначен на к/к республик в составе РФ» |
| ||
4 | Население РФ
| Население России. Численность и естественный прирост | 1 | Комбинированный | Знать численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города Росси, городские агломерации, географию народов и религий страны. Уметь находить на карте республики, автономные округа и области, входящие в состав РФ; определять плотность населения, долю городского населения и сельского населения, данные сопоставлять со средними показателями по стране
| Фронтальный. индивидуальный |
|
|
5 | РФ – многонациональная страна
| 1 | Семинар | Работа с к/к и картами атласа |
|
| ||
6 | Миграции населения. Расселение население | 1 |
| Работа с картами и схемами учебника |
|
| ||
7 | Городское и сельское население
| 1 | Практикум | Работа с таблицей |
|
| ||
8 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №2 «Работа с картой плотности населения и стат. показателями» |
| ||
9 | Итоговый урок по теме «Население России» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
10 | Экономика Российской Федерации
| Хозяйство России | 1 | Актуализа ция ЗУН | Знать/понимать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства; долю России в ресурсах СССР; особенности экономических систем; перспективы развития. Уметь определять по статистическим материалам тенденции изменения числа занятых в сфере хозяйства
| План Работа с картами |
|
|
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 | Практикум | Заполнение таблицы |
|
| ||
12 | Роль и место России в международной экономике. Перспективы развития России
| 1 | Семинар | Работа по вопросам семинара |
|
| ||
13 |
|
| 1 | Практикум |
| Практическая работа | №3 «Определ-е по статистическ материалам тенденций изм-я числа занятых в сфере хозяйства» |
|
14 | Важнейшие межотраслев комплексы России и их география | Научный комплекс – вершина экономики | 1 | Семинар | Знать/понимать роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры Уметь определять по картам размещение трудоемкого и металлоемкого машиностроения | Сообщения учащихся |
|
|
15 | Машиностроительный комплекс | 1 | Лекция | Фронтальный Работа с картами |
|
| ||
16 | Факторы размещения отраслей машиностроения | 1 | Практикум | Практическая работа | №4 «Определен по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения» |
|
II четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата
| |
17 |
| Военно-промышленный комплекс | 1 | Семинар |
| Сообщения учащихся |
|
|
18 | Топливно-энергетическ комплекс
| Роль и особенности ТЭК | 1 | Лекция | Знать/понимать состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их ГП и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения Уметь характеризовать один из районов добычи нефти, угля или газа по картам и статистическим материалам; сравнивать между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России
| Составление катросхемы |
|
|
19 | Угольная промышленность | 1 | Актуализа ция знаний и умений | Характеристика отрасли |
|
| ||
20 | Топливная промышленность (нефтяная, газовая) | 1 | Практикум | Практическая работа | №5 «Хар-ка одного из районов добычи нефти, угля или газа» |
| ||
21 | Электроэнергетика России | 1 | Практикум | Характеристика отрасли |
|
| ||
22 | Комплексы отраслей по производству конструкцион материалов и химических веществ
| Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс | 1
| Лекция Практикум
| Знать/понимать роль и значение комплексов конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения Уметь составлять характеристику одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам; определять главные факторы размещения металлургии меди и алюминия; составлять характеристику одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам | Характеристика отрасли |
|
|
23 | Черная металлургия | 1 | Актуализа ция ЗУН | Характеристика отрасли |
|
| ||
24 | Цветная металлургия. Металлургия Брянской области | 1 | Актуализа ция ЗУН | Характеристика отрасли |
|
| ||
25 | Химическая промышленность | 1 | Исследова ние | Самостоятельная работа |
|
| ||
26 | Лесная промышленность
|
1 | Исследова ние | Составление каросхемы |
|
| ||
27 | Агропромыш ленный комплекс | Состав и значение АПК Земледелие и животноводство |
1 | Практикум | Знать/понимать зачение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль; Закон о земле; интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация; факторы размещения производства пищевой и легкой промышленности Уметь определять по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства; определять эффективность размещения отраслей пищевой промышленности
| Практическая работа | №6 «Составление типовой схемы АПК» |
|
28 | Пищевая и легкая промышленность
| 1 | Практикум | Практическая работа | №7 «Определение эффективности отраслей пищевой пром-ти» |
| ||
29 | Инфраструк турный комплекс
| Состав инфраструктурного комплекса. Транспорт | 1 | Изучение н/знаний | Знать/понимать роль и значение транспорта для хозяйства страны; понятие о грузообороте, транспортном узле; главные особенности различных видов транспорта; географию важнейших транспортных путей; крупные транспортные центры. Уметь давать характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации | Фронтальный. индивидуальный |
|
|
30 | Виды транспорта | 1 | Практикум | Практическая работа | №8 «Хар-ка одной из транспор тных магистралей |
| ||
31 | Связь, сфера обслуживания | 1 | Комбинированный | Фронтальный. индивидуальный |
|
| ||
32 |
| Итоговый урок по теме «Межотраслевые комплексы»
|
| Обобщение и контроль |
| Тестирование |
|
|
III четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
33 | Территориаль ная организ-я и районирование России. Центральная Россия
| Экономическое районирование России | 1 | Лекция | Знать/понимать районирование,факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов; особенности ЭГП Центральног района и Центральной России, природно-ресурсную базу, население, специализацию хозяйства; Москва – столица РФ, представитель России на мировой арене, крупнейший транспортный узел. Уметь определят внешние территориально-производственные связи России; сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга
| Фронтальный. индивидуальный |
|
|
34 | Западный макрорегион – европейская Россиия | 1 | Лекция с эл беседы | Работа по карточкам |
|
| ||
35 | Центральная Россия . ЭГП, население | 1 | Лекция с эл беседы | Работа по карточкам |
|
| ||
36 | Экономика Центральной России | 1 | Практикум | Работа с таблицей |
|
| ||
37 |
| 1 | Обобщение и контроль | Практическая работа | №9 «Изучение внешних террит.-произв. связей России» |
| ||
38 | Московская столичная агломерация |
1 | Формирова ние новых знаний | Фронтальный Работа с к/к и картами атласа |
|
| ||
39 | Узловые районы Центральной России. | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| ||
40 | Северо-Западная Россия
| Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | 1 | Лекция | Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь давать характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации
| Анализ карт атласа |
|
|
41 | Северо-Западный район | 1 | Лекция | Анализ карт атласа |
|
| ||
42 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №10 «Составл-е экономико-гегр хар-ки района» |
| ||
43 | Итоговый урок по теме «Центральная Россия» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
44 | Европейский Север
| Европейский Север. Природа | 1 | Актуализа ция ЗУ | Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества
| Составление картосхем
|
|
|
45 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | Исследова ние | Работа с таблицей |
|
| ||
46 | Европейский Юг – Северный Кавказ
Поволжье
| Северный Кавказ | 1 | Лекция | Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь выявлять и анализировать условия для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь определять факторы развития и сравнивать специализации пищевой промышленности и Европейского Юга и Поволжья | Фронтальный |
|
|
47 | Хозяйство Северного Кавказа
| 1 | Практикум | Работа с карточками |
|
| ||
48 | Поволжье. ГП. Население | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| ||
49 | Хозяйство Поволжья | 1 | Практикум | Практическая работа | № 11 «Составлен эконом-геогр хар-ки пром узла» |
| ||
50 | Урал
| Урал. ЭГП, природные ресурсы, население | 1 | Исследова ние | Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь составлять характеристику района; определять тенденции хозяйственного развития Северного Урала; оценивать экологическую ситуацию в разных частях Урала и предлагать пути решения экологических проблем | Характеристика района |
|
|
51 | Хозяйство Урала | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| ||
52 | Итоговый урок по теме «Западная зона» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
|
IV четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
53 | Азиатская Россия | Восточный макрорегион – Азиатская Россия | 1 | Путешест вие | Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь оценивать природные условия Западно-Сибирской равнины для жизни и быта человека; составлять характеристики одного из ТПК Восточной Сибири; выделять на карте индустриальные, транспортные, научные, деловые, финансовые, оборонные центры Дальнего Востока | Работа с к/к и картами атласа |
|
|
54 | Западная Сибирь | 1 | Лекция | Составление сводной таблицы |
|
| ||
55 | Экономика Восточной Сибири | 1 | Практикум | Самостоятельная работа |
|
| ||
56 | Дальний Восток | 1 | Практикум | Работа с к/к и картами атласа |
|
| ||
57 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №12 «Составлен хар-ки одного из ТПК Восточного макрорегиона» |
| ||
58 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №13 «Сравнител хар-ка регионов, входящих в состав России» |
| ||
59 | Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»
| 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| ||
60 | Новые Независимые Государства
| Страны ближнего зарубежья
| 1 | Лекция | Знать/понимать место России среди стран мира; главные внешнеэкономические партнеры страны | Работа с к/к и картами атласа |
|
|
61 | Взаимосвязи России с другими странами | 1 | Семинар | Выступления учащихся по проблемам |
|
| ||
62 | География Брянской области
|
| 1 | Практикум | Знать/понимать особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства своей области, проблемы взаимодействия природы и общества Уметь определять по картам ГП своей области; давать хозяйственную оценку природных условий и ресурсов; определять по картам плотность и особенность размещения населения области; составлять картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристики ТПК, промышленных узлов своей области
| Практическая работа | №14 «Определение ГП своей области» |
|
63 | Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал области | 1 | Лекция | Составление картосхемы |
|
| ||
64 | Население области | 1 | Практикум | Работа с картами области |
|
| ||
65 | Хозяйство Брянской области | 1 | Практикум | Анализ карт области |
|
| ||
66 | Специализация АПК области | 1 | Практикум | Составление таблицы |
|
| ||
67 | Экологические, демографические, социально-экономические проблемы обл | 1 | учебная дискуссия
| Сообщения учащихся |
|
| ||
68 | Итоговое повторение раздела «Районирование России. География крупных регионов» | 1 | Обобщение и контроль | Работа в группах |
|
|
Тематическое планирование
I четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
1 | Введение Новое полит-гос устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России | Введение. Место России в мире | 1 | Изучение н/материала | Фронтальный |
|
|
2 | Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение | 1 | Практикум | Работа с к/к и картами атласа |
|
| |
3 | Политико-администратиное устройство России | 1 | Практикум | Практическая работа | №1 « Обозначен на к/к республик в составе РФ» |
| |
4 | Население РФ
| Население России. Численность и естественный прирост | 1 | Комбинированный | Фронтальный. индивидуальный |
|
|
5 | РФ – многонациональная страна
| 1 | Семинар | Работа с к/к и картами атласа |
|
| |
6 | Миграции населения. Расселение население | 1 |
| Работа с картами и схемами учебника |
|
| |
7 | Городское и сельское население
| 1 | Практикум | Работа с таблицей |
|
| |
8 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №2 «Работа с картой плотности населения и стат. показателями» |
| |
9 | Итоговый урок по теме «Население России» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| |
10 | Экономика Российской Федерации
| Хозяйство России | 1 | Актуализа ция ЗУН | План Работа с картами |
|
|
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 | Практикум | Заполнение таблицы |
|
| |
12 | Роль и место России в международной экономике. Перспективы развития России | 1 | Семинар | Работа по вопросам семинара |
|
| |
13 |
|
| 1 | Практикум | Практическая работа | №3 «Определ-е по статистическ материалам тенденций изм-я числа занятых в сфере хозяйства» |
|
14 | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | Научный комплекс – вершина экономики | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
|
15 | Машиностроительный комплекс | 1 | Лекция | Фронтальный Работа с картами |
|
| |
16 | Факторы размещения отраслей машиностроения | 1 | Практикум | Практическая работа | №4 «Определен по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения» |
|
II четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Вид контроля | Практическая работа | Дата
| |
17 |
| Военно-промышленный комплекс | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
|
18 | Топливно-энергетическ комплекс
| Роль и особенности ТЭК | 1 | Лекция | Составление катросхемы |
|
|
19 | Угольная промышленность | 1 | Актуализа ция знаний и умений | Характеристика отрасли |
|
| |
20 | Топливная промышленность (нефтяная, газовая) | 1 | Практикум | Практическая работа | №5 «Хар-ка одного из районов добычи нефти, угля или газа» |
| |
21 | Электроэнергетика России | 1 | Практикум | Характеристика отрасли |
|
| |
22 | Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ
| Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс | 1
| Лекция Практикум
| Характеристика отрасли |
|
|
23 | Черная металлургия | 1 | Актуализа ция ЗУН | Характеристика отрасли |
|
| |
24 | Цветная металлургия. Металлургия Брянской области | 1 | Актуализа ция ЗУН | Характеристика отрасли |
|
| |
25 | Химическая промышленность | 1 | Исследова ние | Самостоятельная работа |
|
| |
26 | Лесная промышленность |
1 | Исследова ние | Составление каросхемы |
|
| |
27 | Агропромышлен ный комплекс | Состав и значение АПК Земледелие и животноводство |
1 | Практикум | Практическая работа | №6 «Составление типовой схемы АПК» |
|
28 | Пищевая и легкая промышленность
| 1 | Практикум | Практическая работа | №7 «Определение эффективности отраслей пищевой пром-ти» |
| |
29 | Инфраструктур ный комплекс
| Состав инфраструктурного комплекса. Транспорт | 1 | Изучение н/знаний | Фронтальный. индивидуальный |
|
|
30 | Виды транспорта | 1 | Практикум | Практическая работа | №8 «Хар-ка одной из транспор тных магистралей |
| |
31 | Связь, сфера обслуживания | 1 | Комбинированный | Фронтальный. индивидуальный |
|
| |
32 |
| Итоговый урок по теме «Межотраслевые комплексы» |
| Обобщение и контроль | Тестирование |
|
|
III четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
33 | Территориальная организация и районирование России. Центральная Россия
| Экономическое районирование России | 1 | Лекция | Фронтальный. индивидуальный |
|
|
34 | Западный макрорегион – европейская Россиия | 1 | Лекция с эл беседы | Работа по карточкам |
|
| |
35 | Центральная Россия . ЭГП, население | 1 | Лекция с эл беседы | Работа по карточкам |
|
| |
36 | Экономика Центральной России | 1 | Практикум | Работа с таблицей |
|
| |
37 |
| 1 | Обобщение и контроль | Практическая работа | №9 «Изучение внешних террит.-произв. связей России» |
| |
38 | Московская столичная агломерация |
1 | Формирова ние новых знаний | Фронтальный Работа с к/к и картами атласа |
|
| |
39 | Узловые районы Центральной России. | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| |
40 | Северо-Западная Россия
| Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | 1 | Лекция | Анализ карт атласа |
|
|
41 | Северо-Западный район | 1 | Лекция | Анализ карт атласа |
|
| |
42 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №10 «Составл-е экономико-гегр хар-ки района» |
| |
43 | Итоговый урок по теме «Центральная Россия» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| |
44 | Европейский Север
| Европейский Север. Природа | 1 | Актуализа ция ЗУ | Составление картосхем |
|
|
45 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | Исследова ние | Работа с таблицей |
|
| |
46 | Европейский Юг – Северный Кавказ
Поволжье
| Северный Кавказ | 1 | Лекция | Фронтальный |
|
|
47 | Хозяйство Северного Кавказа
| 1 | Практикум | Работа с карточками |
|
| |
48 | Поволжье. ГП. Население | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| |
49 | Хозяйство Поволжья | 1 | Практикум | Практическая работа | № 11 «Составлен эконом-геогр хар-ки пром узла» |
| |
50 | Урал
| Урал. ЭГП, природные ресурсы, население | 1 | Исследова ние | Характеристика района |
|
|
51 | Хозяйство Урала | 1 | Семинар | Сообщения учащихся |
|
| |
52 | Итоговый урок по теме «Западная зона» | 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
|
IV четверть
Наименован раздела | Тема урока | К-во час | Тип урока | Вид контроля | Практическая работа | Дата | |
53 | Азиатская Россия | Восточный макрорегион – Азиатская Россия | 1 | Путешест вие | Работа с к/к и картами атласа |
|
|
54 | Западная Сибирь | 1 | Лекция | Составление сводной таблицы |
|
| |
55 | Экономика Восточной Сибири | 1 | Практикум | Самостоятельная работа |
|
| |
56 | Дальний Восток | 1 | Практикум | Работа с к/к и картами атласа |
|
| |
57 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №12 «Составлен хар-ки одного из ТПК Восточного макрорегиона» |
| |
58 |
| 1 | Практикум | Практическая работа | №13 «Сравнител хар-ка регионов, входящих в состав России» |
| |
59 | Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»
| 1 | Обобщение и контроль | Тестирование |
|
| |
60 | Новые Независимые Государства
| Страны ближнего зарубежья
| 1 | Лекция | Работа с к/к и картами атласа |
|
|
61 | Взаимосвязи России с другими странами | 1 | Семинар | Выступления учащихся |
|
| |
62 | География Брянской области
|
| 1 | Практикум | Практическая работа | №14 «Определение ГП своей области» |
|
63 | Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал области | 1 | Лекция | Составление картосхемы |
|
| |
64 | Население области | 1 | Практикум | Работа с картами области |
|
| |
65 | Хозяйство Брянской области | 1 | Практикум | Анализ карт области |
|
| |
66 | Специализация АПК области | 1 | Практикум | Составление таблицы |
|
| |
67 | Экологические, демографические, социально-экономические проблемы обл | 1 | учебная дискуссия
| Сообщения учащихся |
|
| |
68 | Итоговое повторение раздела «Районирование России. География крупных регионов» | 1 | Обобщение и контроль | Работа в группах |
|
|