1 | Организация начала урока | Подготовка учащихся к работе на занятии. Целеполагание. Ведущий Дорогие ребята! Приветствую вас на онлайн-уроке, по теме: «Применение векторов в стереометрии». Вы готовы продолжить осваивать векторный метод при решении стереометрических задач? Желаю успеха! | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Сообщает тему урока, цель и ожидаемый результат от урока | Слушает, записывает тему урока в рабочую тетрадь. | № 1 № 2 № 3 |
2 | Актуализация опорных знаний. Осознание и осмысление учебного материала | Проверим решение домашних задач. Задача №1. Основанием прямой призмы АВСА1В1С1 является равнобедренный треугольник АВС с основанием АВ, причем АС = 4, угол С равен 1200, боковое ребро АА1 равно 8. Найдите угол между АС и ВВ1.. Задача №2. В правильной треугольной призме АВСА1В1С1, все ребра равны 1. Найдите косинус угла между прямыми АВ и СА1.. Вам представлены кратко записанные решения. Вы сравниваете свои решения и делаете выводы. Может кто-то из вас решил их геометрически. Векторный метод в стереометрии заменим. Но геометрическое решение требует дополнительных построений и подробных обоснований, что по затраченному на решение времени примерно равно, а иногда намного больше, времени на решение по алгоритму. На прошлом уроке мы рассмотрели типы задач: -
Угол между скрещивающимися прямыми -
Задачи на отношение отрезков -
Расстояние между скрещивающимися прямыми Среди задач стереометрии, решаемых векторным методом, можно выделить две большие группы: аффинные и метрические. В аффинных задачах выясняется взаимное расположение точек, прямых и плоскостей, а в метрических задачах находятся длины отрезков, расстояния, углы. Алгоритм их решения отличается на один пункт: составить таблицу умножения базисных векторов (только в метрических задачах). Проверка знаний. Тест с выбором ответа из числа предложенных, из 5 заданий. На выполнение задания отводится 5мин. Учащиеся проверяют решения по представленным ответам. Оценивают. Затем разбираются задания, вызвавшие затруднения. На доске предлагаются ответы с краткими пояснениями. В копилку знаний. — Что называют центроидом треугольника? — Какой вид имеет векторное равенство для центроида треугольника? -Что является аналогом треугольника в пространстве? Дается определение медианы тетраэдра. Формулируется и доказывается свойство медиан тетраэдра. Дается понятие центроида и бимедианы тетраэдра. Формулируется свойство тетраэдра о том, что точка пересечения медиан и бимедиан тетраэдра совпадает. | Развитие мышления, «Я-концепции» учащихся через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, полилога». Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала. | Показывает учащимся важность векторного метода и широту его применения. Предлагает классифика-цию задач по типам и алгоритм их решения. Организует работу по повторению, обобщению, систематиза-ции темы «Свойства векторов и операции над векторами». | Слушает внимательно учителя и отвечает на поставленные вопросы. Выполняет задания, при необходимости вносит коррективы в свой конспект. | № 4-5 № 6-7 № 8 №9 №10 №11 №12-№27 №28 №29 №30№31 №32 №33 №34 №35 |
3 | Усвоение новых знаний | Вашему вниманию будут представлены Алгоритмы следующих типов задач: -
расстояние от точки до прямой; -
расстояние от точки до плоскости; -
угол между прямой и плоскостью; -
угол между двумя плоскостями. Задача №1. Даны точки М, N и А. Найдите расстояние от точки А до прямой MN. Задача №3. Дана плоскость α с базисом , точка А, принадлежащая плоскости α, точка М, не лежащая в плоскости α. Найдите расстояние от точки М до плоскости α. При нахождении расстояния от прямой до плоскости надо: -
Показать, что прямая параллельна плоскости. -
Взять произвольную точку этой прямой и найти расстояние от точки до плоскости(смотрите задачу №2). -
Полученное расстояние и есть расстояние от прямой до плоскости. Вводится понятие угла между прямой и плоскостью, как угла между прямой и ее проекцией на плоскость, который равен углу между векторами ( направляющим вектором прямой и его вектором – проекцией на плоскость). Обращается внимание, что угол между прямой и плоскостью может быть только острым. Угол между вектором нормали (перпендикулярным к плоскостиα) и прямой m дополняет угол между прямой и плоскостью до 90˚. Поэтому для вычисления угла можно применять формулу:. Угол между двумя плоскостями равен углу между перпендикулярными к этим плоскостям прямыми. Угол между двумя прямыми — наименьший из смежных углов, полученных при пересечении. Задача решается по алгоритму. Угол вычисляется по формуле: Рассмотрено выражение медианы тетраэдра через длины его ребер. Задача № 5. Выразить длину медианы тетраэдра ABCD через длины его рёбер. Выведенная формула записывается для другой медианы. Делается вывод. | Учащиеся умеют определять тип задачи и решают по алгоритму подобные задачи и подбирают свои. Активные действия учащихся; максимальное использование своих знаний и овладение способами действий | Представля-ет решения задач четырех типов, среди которых есть метрические и аффинные | Записывает в тетрадь задачи, осмысливает их и задает учителю вопросы | №36 №37-43 №56-60 №61 №62 №63 №74 -81 |
4. | Закрепление новых знаний | Задача №2. В основании прямой призмы АВСDA1B1C1D1 параллелограмм АВСD, в котором АВ = 2, АD = , угол ВАD равен . Точка К является серединой ребра D1C1, расстояние от вершины B1 до прямой СК равно . Найдите площадь боковой поверхности. Задача № 4. В основании треугольной пирамиды SABC лежит правильный треугольник со стороной, равной единице, ребро SA пирамиды перпендикулярно плоскости основания, SA= . Плоскость α параллельна прямым SB и AC, плоскость параллельна прямым SC и AB. Определите угол между плоскостями и . | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения. Создание проблемной ситуации, прочтение лекции, показ демонстрационного материала с комментариями. | | Сумеет применить теоретические знания для решения, предложенных учителем задач. Выполняет задания, при необходимости вносит коррективы. | № 44-55 №64-73 |
5 | Рефлексия. Задание на дом. | Сегодня на уроке, мы продолжили применение векторов в стереометрии. На уроках были рассмотрены наиболее часто встречающиеся на конкурсных экзаменах задачи и алгоритмы их решения. -
Полезен ли для вас материал нашего урока? -
Считаете ли вы целесообразным расширение и углубление своих знаний по данной теме? -
Считаете ли вы необходимым индивидуально попробовать свои силы в решении задач с помощью новых методов? Надеюсь, вы не остановитесь и продолжите самостоятельно решать задачи, и более глубоко изучите векторный метод в стереометрии. Он универсален и позволит вам сэкономить время на решение стереометрических задач. Домашнее задание. Задачи а) — г). Предложенные задачи содержат очень важные утверждения, формулы, которые вам пригодятся как инструмент для решения других задач. Удачи при выполнении домашнего задания! Источники Е.В. Потоскуев, Л.И.Звавич «Геометрия-10»учебник для классов с углубленным и профильным изучением математики. Москва, Дрофа 2010г. Е.В. Потоскуев, Л.И.Звавич «Геометрия-10» задачник для классов с углубленным и профильным изучением математики. Москва, Дрофа 2009г. Готман Э.Г., Стереометрические задачи и методы их решенияМ:МЦНМО,2006г. Шестаков С.А.;«Векторы на экзаменах. Векторный метод в стереометрии», Москва, МЦНМО,2005г. obr.1c.ru/product.jsp. Банк тренажеров по математике http ://www .mahtege .ru Открытый банк заданий по математике. Спасибо за внимание! | Осмысление учащимися изученного материала, самооценка. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения самостоятельного задания | При организации рефлексии педагог предлагает высказаться каждому участнику и задает несколько вопросов. Делает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. | Осмысливает свое состояние, высказывает замечания и вносит свои предложения. | №60-61 №82-83 №84-86 №87 № 88 №89 |