МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Рабочая программа по геометрии
11 класс (профильный уровень)
подготовила
учитель математики, информатики и ИКТ
Щербакова Эльвира Николаевна
г. Белгород
2013
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (геометрия), утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.
-
Примерная и авторская программы: Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 10 – 11 классы. 2-е издание. / Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: «Просвещение», 2010.
-
Учебный план ОУ на 2013/2014 учебный год.
Программа разработана учитывая рекомендации, изложенные в инструктивно-методическом письме Белгородского института развития образования «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в образовательных организациях Белгородской области».
Цели и задачи данной программы обучения.
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;
-
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
-
использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента;
-
выполнения расчетов практического характера;
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни;
-
проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
-
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Изменения, внесённые в программу.
Авторская программа составлена на 68 часов и в ней предусмотрено повторение в количестве 23 часов. Эти часы распределены следующим образом: на повторение раздела «Планиметрия» выделено 11 часов, на повторение раздела «Стереометрия» выделено 12 часов. Темы подобраны с учётом тем курса, освещённых в КИМах ЕГЭ.
Учебно-методический комплект.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно — методического комплекса, в который входят:
-
Геометрия: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Погорелов. – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.: ил.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне в 11 классе отводится 2ч в неделю или 68 ч в год, из них 5 плановых контрольных работ.
Формы организации учебного процесса.
Формы обучения и контроля: контрольная работа, проверочная работа, лекция, семинар, конференция, тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, лабораторный практикум, зачёт, проектная деятельность.
Формы и методы работы в рамках здоровьеориентированного образовательного процесса.
Одной из задач обучения является здоровьесбережение, т.е. обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических и здоровьеориентированных знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжение образования, сохранение здоровья школьников.
Такой подход к обучению предусматривает проведение во время уроков физкультурных и динамических пауз, офтальмологических и дыхательных упражнений, пересадки, смены динамических поз, смены вида деятельности (устный счет, фронтальный опрос, работа с учебником, работа в группах, в парах, самостоятельная работа, тестирование). При использовании проектной деятельности также обращается внимание учащихся на здоровьеориентированный аспект.
В кабинете при проведении занятий обязательно соблюдаются нормы САНПиНа и режим проветривания.
Формы и методы работы в рамках подготовки к ЕГЭ.
Для успешной сдачи учащимися ЕГЭ по математике делается упор на решение математических задач нестандартными способами, в результате чего формируются и развиваются такие качества, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Каждая тема включает в себя: краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты. Основной тип занятий — практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть — дома самостоятельно.
-
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен:
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
-
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
-
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
-
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Геометрия
уметь
•соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
•изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
•решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
•проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
•вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
•применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
•строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
•вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
-
Содержание программы учебного предмета
Многогранники
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол двугранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
Тела вращения
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вращения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и описанные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.
Основная цель — познакомить учащихся с простейшими телами вращения и их свойствами.
Объемы многогранников
Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямоугольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пирамиды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.
Основная цель — продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Объемы и поверхности тел вращения
Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмента и сектора.
Понятие площади поверхности. Площади боковых поверхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.
Основная цель — завершить систематическое изучение тел вращения в процессе решения задач на вычисление площадей их поверхностей.
Повторение курса геометрии
-
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем | Часы учебно-го времени | Плановые сроки прохождения | Приме-чание | ||
Плани-руемая дата | Факти-ческая дата | ||||
I | Многогранники | 18 |
|
|
|
1 | Двугранный угол. Трёхгранный и многогранный углы. | 1 | 07.09 |
|
|
2 | Многогранник. | 1 | 07.09 |
|
|
3 | Призма. Изображение призмы и её сечений. | 1 | 14.09 |
|
|
4 | Призма. Изображение призмы и её сечений. | 1 | 14.09 |
|
|
5 | Призма. Изображение призмы и её сечений. | 1 | 21.09 |
|
|
6 | Прямая призма. Параллелепипед. | 1 | 21.09 |
|
|
7 | Прямая призма. Параллелепипед. | 1 | 28.09 |
|
|
8 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 28.09 |
|
|
9 | Контрольная работа №1 по теме: «Призма и параллелепипед». | 1 | 05.10 |
|
|
10 | Пирамида. Построение пирамиды и её плоских сечений. | 1 | 05.10 |
|
|
11 | Пирамида. Построение пирамиды и её плоских сечений. | 1 | 12.10 |
|
|
12 | Пирамида. Построение пирамиды и её плоских сечений. | 1 | 12.10 |
|
|
13 | Усечённая пирамида. | 1 | 19.10 |
|
|
14 | Правильная пирамида. | 1 | 19.10 |
|
|
15 | Правильная пирамида. | 1 | 26.10 |
|
|
16 | Правильные многогранники. | 1 | 26.10 |
|
|
17 | Правильные многогранники. | 1 | 02.11 |
|
|
18 | Контрольная работа №2 по теме: «Пирамида». | 1 | 02.11 |
|
|
II | Тела вращения | 10 |
|
|
|
19 | Цилиндр. Сечение цилиндра плоскостями. Вписанная описанная призмы. | 1 | 09.11 |
|
|
20 | Цилиндр. Сечение цилиндра плоскостями. Вписанная описанная призмы. | 1 | 09.11 |
|
|
21 | Конус. Сечение конуса плоскостями. Вписанная и описанная пирамиды. | 1 | 16.11 |
|
|
22 | Конус. Сечение конуса плоскостями. Вписанная и описанная пирамиды. | 1 | 16.11 |
|
|
23 | Шар. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара. | 1 | 30.11 |
|
|
24 | Касательная плоскость к шару. | 1 | 30.11 |
|
|
25 | Касательная плоскость к шару. | 1 | 07.12 |
|
|
26 | Касательная плоскость к шару. | 1 | 07.12 |
|
|
27 | Вписанные и описанные многогранники. Пересечение двух сфер. О понятии тела и его поверхности в геометрии. | 1 | 14.12 |
|
|
28 | Контрольная работа №3 по теме: «Тела вращения». | 1 | 14.12 |
|
|
III | Объёмы многогранников | 8 |
|
|
|
29 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 21.12 |
|
|
30 | Объём наклонного параллелепипеда. Объём призмы. | 1 | 21.12 |
|
|
31 | Объём наклонного параллелепипеда. Объём призмы. | 1 | 28.12 |
|
|
32 | Объём наклонного параллелепипеда. Объём призмы. | 1 | 28.12 |
|
|
33 | Равновеликие тела. Объём пирамиды. Объём усечённой пирамиды. | 1 | 11.01 |
|
|
34 | Равновеликие тела. Объём пирамиды. Объём усечённой пирамиды. | 1 | 11.01 |
|
|
35 | Объёмы подобных тел. | 1 | 18.01 |
|
|
36 | Контрольная работа №4 по теме: «Объёмы многогранников». | 1 | 18.01 |
|
|
IV | Объёмы и поверхности тел вращения | 9 |
|
|
|
37 | Объём цилиндра. Объём конуса. Объём усечённого конуса. | 1 | 25.01 |
|
|
38 | Объём цилиндра. Объём конуса. Объём усечённого конуса. | 1 | 25.01 |
|
|
39 | Объём шара. Объём шарового сегмента и сектора. | 1 | 01.02 |
|
|
40 | Площадь боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой поверхности конуса. | 1 | 01.02 |
|
|
41 | Площадь боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой поверхности конуса. | 1 | 08.02 |
|
|
42 | Площадь боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой поверхности конуса. | 1 | 08.02 |
|
|
43 | Площадь боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой поверхности конуса. | 1 | 15.02 |
|
|
44 | Площадь сферы. | 1 | 15.02 |
|
|
45 | Контрольная работа №5 по теме: «Объёмы и поверхности тел вращения». | 1 | 22.02 |
|
|
V | Повторение | 23 |
|
|
|
46 | Аксиомы стереометрии и их следствия. | 1 | 22.02 |
|
|
47 | Параллельность прямых и плоскостей. | 1 | 01.03 |
|
|
48 | Параллельность прямых и плоскостей. | 1 | 01.03 |
|
|
49 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 | 15.03 |
|
|
50 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 | 15.03 |
|
|
51 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 | 22.03 |
|
|
52 | Декартовы координаты. Векторы в пространстве. | 1 | 22.03 |
|
|
53 | Наклонная, проекция. | 1 | 29.03 |
|
|
54 | Наклонная, проекция. | 1 | 29.03 |
|
|
55 | Решение задач из раздела «Планиметрия». | 1 | 05.04 |
|
|
56 | Решение задач из раздела «Планиметрия». Тест. | 1 | 05.04 |
|
|
57 | Взаимное расположение прямых в пространстве. | 1 | 19.04 |
|
|
58 | Взаимное расположение прямых в пространстве. | 1 | 19.04 |
|
|
59 | Многоугольники: призма, параллелепипед, пирамида. | 1 | 26.04 |
|
|
60 | Многоугольники: призма, параллелепипед, пирамида. | 1 | 26.04 |
|
|
61 | Поверхность и объем многогранников. | 1 | 03.05 |
|
|
62 | Поверхность и объем многогранников. | 1 | 03.05 |
|
|
63 | Тела вращения: цилиндр. | 1 | 10.05 |
|
|
64 | Тела вращения: конус, шар. | 1 | 10.05 |
|
|
65 | Вписанные и описанные призмы и пирамиды. | 1 | 17.05 |
|
|
66 | Решение задач из раздела «Стереометрия». | 1 | 17.05 |
|
|
67 | Решение задач из раздела «Стереометрия». Тест. | 1 | 24.05 |
|
|
68 | Итоговое повторение по курсу геометрии. | 1 | 24.05 |
|
|
-
Формы и средства контроля
Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки | |
1 | Контрольная работа №1. | Призма и параллелепипед. | 05.10 |
2 | Контрольная работа №2. | Пирамида. | 02.11 |
3 | Контрольная работа №3. | Тела вращения. | 14.12 |
4 | Контрольная работа №4. | Объёмы многогранников. | 18.01 |
5 | Контрольная работа №5. | Объёмы и поверхности тел вращения. | 22.02 |
-
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Основная | |||
Геометрия: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Погорелов. – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.: ил. | 13
| 13
| 100
|
Дополнительная | |||
Математика: Стереометрия: Эффективные методы решения задач: Пособие для самостоятельной подготовки Серия «Сложные темы ЕГЭ») / Д.М.Безухов, В.М.Пекер, М.А.Халиков, Э.А.Хечумова; Под общ. ред. М.А.Халикова. – М.; СПб.: «Просвещение», 2012. – 168с.: ил. | 1 | 1 | 100 |
Математика. ЕГЭ – 2013: экспресс-курс для подготовки к экзамену / Дмитрий Гущин. – М.: Издательский дом «Учительская газета», 2013. – 256с. (Библиотека «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России). | 1 | 1 | 100 |
Математика. Тематическая подготовка к ЕГЭ / Ю.В.Садовничий – М.: Илекса, 2011. – 288с.: ил. | 1 | 1 | 100 |
Нелин Е.П. Геометрия. 7-11 классы. Определения, свойства, методы решения задач – в таблицах. Сер. Комплексная подготовка к ЕГЭ и ГИА. – 2-е изд., испр. – М.: ИЛЕКСА, 2011. – 80с.: ил. | 1 | 1 | 100 |
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия. – М.: Илекса, 2001. – 80с. | 1 | 1 | 100 |
Оборудование и приборы
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Линейка | 13 | 13 | 100 |
Угольник | 13 | 13 | 100 |
Транспортир | 13 | 13 | 100 |
Циркуль | 13 | 13 | 100 |
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Компьютер | 13 | 13 | 100 |
Мультимедийный проектор | 1 | 1 | 100 |
Экран | 1 | 1 | 100 |
CD «1С: Репетитор. Математика. Часть 1» | 1 | 1 | 100 |
CD «1С: Школа. Математика. 5-11 классы. Практикум» | 1 | 1 | 100 |
CD «1С: Интерактивная творческая среда для создания математических моделей. Математический конструктор» | 1 | 1 | 100 |
CD «Геометрия 10-11 классы. Дидактический и раздаточный материал», издательство «Учитель» | 1 | 1 | 100 |
CD «Геометрия 10-11 классы. Задания для работы на уроках», издательство «Учитель», серия «Интерактивная доска» | 1 | 1 | 100 |
CD «1С: Образовательная коллекция. Стереометрия. 10-11» | 1 | 1 | 100 |
CD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 11 класс» | 1 | 1 | 100 |
-
Приложение
Контрольные работы
Контрольная работа № 1
по теме: «Призма и параллелепипед».
Вариант 1
-
Найдите высоту правильной шестиугольной призмы, если сторона ее основания равна а, а меньшая из диагоналей — b.
-
Найдите сторону основания и высоту правильной четырехугольной призмы, если площадь ее полной поверхности равна 40 см2, а боковая поверхность — 32 см2.
-
В прямом параллелепипеде с высотой м стороны основания АВСD равны 3м и 4м, диагональ АС — 6м. Найдите площадь диагонального сечения параллелепипеда, проходящего через вершины В и D.
Вариант 2
-
Найдите высоту правильной шестиугольной призмы, если сторона ее основания равна а, а большая из диагоналей — b.
-
Найдите сторону основания и высоту правильной четырехугольной призмы, если ее боковая поверхность равна 8 см2, а полная — 40 см2.
-
В прямом параллелепипеде с высотой м стороны
основания АВСD равны 2м и 4м, диагональ АС — 5м. Найдите площадь диагонального сечения параллелепипеда, проходящего через вершины В и D.
Контрольная работа № 2
по теме: «Пирамида».
Вариант 1
-
Найдите высоту правильной шестиугольной пирамиды,
если сторона ее основания равна а, а апофема — l. -
Найдите величину двугранного угла при основании правильной четырехугольной пирамиды, если ее боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 60°.
-
Найдите боковое ребро правильной треугольной пирамиды, у которой боковая поверхность равна 60 см2, а полная поверхность — 108 см2.
Вариант 2
-
Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, если сторона ее основания равна а, а апофема — l.
-
Найдите величину двугранного угла при основании правильной четырехугольной пирамиды, если ее боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 30°.
-
Найдите боковое ребро правильной треугольной пирамиды, у которой площадь основания равна 27 см2, а полная поверхность — 72 см2.
Контрольная работа №3
по теме: «Тела вращения».
Вариант 1
-
В цилиндре радиуса 5 см проведено параллельное оси сечение, отстоящее от нее на 3 см. Найдите высоту цилиндра, если площадь указанного сечения равна 64 см2.
-
Угол при вершине осевого сечения конуса с высотой 1 м равен 60°. Чему равна площадь сечения конуса, проведенного через две образующие, угол между которыми равен 45°?
-
Сечение шара плоскостью имеет площадь 36π. Чему равен радиус шара, если сечение удалено от его центра на расстояние 8?
Вариант 2
-
В цилиндре с высотой 6 см проведено параллельное оси сечение, отстоящее от нее на 4 см. Найдите радиус цилиндра, если площадь указанного сечения равна 36 см2.
-
Угол при вершине осевого сечения конуса с высотой 1 м равен 120°. Чему равна площадь сечения конуса, проведенного через две образующие, угол между которыми равен 60°?
-
Линия пересечения сферы с плоскостью имеет длину
18π. Чему равно расстояние от центра сферы до этой плоскости, если радиус сферы равен 15?
Контрольная работа № 4
по теме: «Объёмы многогранников».
Вариант 1
-
Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда,
диагонали граней которого равны см, см и см? -
Чему равен объем правильной шестиугольной призмы со стороной основания а и длиной большей диагонали b?
-
Найдите объем пирамиды, в основании которой лежит параллелограмм со сторонами 2 и и углом между ними 30°, если высота пирамиды равна меньшей диагонали основания.
Вариант 2
1. Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда, площади трех граней которого равны 12 см2, 15 см2 и 20 см2?
-
Чему равен объем правильной треугольной призмы со стороной основания а и расстоянием от вершины одного основания до противолежащей стороны другого основания, равным b?
-
Найдите объем пирамиды, в основании которой лежит
параллелограмм с диагоналями 4 и 2, если угол между ними 30°, а высота пирамиды равна меньшей стороне основания.
Контрольная работа № 5
по теме: «Объёмы и поверхности тел вращения».
Вариант 1
-
У конуса объема 12 дм3 высоту увеличили в 4 раза, а радиус основания уменьшили в 2 раза. Чему равен объем нового конуса?
-
Каким должен быть радиус основания, цилиндра с квадратным осевым сечением, для того чтобы его боковая поверхность была такая же, как поверхность шара радиуса 1,5 м?
-
Чему равна полная площадь поверхности цилиндра, описанного около правильной треугольной призмы, все ребра которой равны а?
-
Чему равен объем шара, описанного около куба с ребром 2?
Вариант 2
-
У цилиндра объема 35 дм3 высоту увеличили в 3 раза, а радиус основания уменьшили в 3 раза. Чему равен объем нового цилиндра?
-
Каким должен быть радиус основания цилиндра с квадратным осевым сечением, для того чтобы его объем был такой же, как у шара радиуса 3 м?
-
Чему равна полная поверхность конуса, описанного около правильного тетраэдра с ребрами длины а?
-
Чему равна площадь сферы, описанной около куба с ребром 1?
Щербакова Эльвира Николаевна, учитель математики