Уравнения химической реакции
Химия 8класс
Мастер-класс
Образовательные задачи:
Обучающие:
-
Сформировать понятие о химическом уравнении;
-
Обучить умению составлять химические уравнения;
Развивающая:
-
Развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи;
-
Развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;
-
Развитие аналитических навыков мышления.
Воспитательная:
-
Воспитание коммуникативных навыков;
-
Развивать познавательный интерес к предмету
Самообразовательная:
-
Развитие самостоятельности при выполнении учебной задачи по алгоритму;
Стимулирующая
-
Мотивация к разрешению возникающих познавательных трудностей.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий.
Методы и приемы: Заполнение таблицы »Знаю. Хочу узнать. Что узнал», работа по алгоритму, элементы проблемного обучения.
Формы: индивидуальная и парная работа.
Содержание урока
деятельность учителя | прогнозируемая деятельность учителя |
1.Организационный этап
Разъяснить ход занятия и значение учебного материала | Готовность класса к уроку |
2.Стадия «Вызов»
Обеспечить мотивацию и способность сформировать тему занятия самими обучающимися.
Знакомство с таблицей «знаю, хочу узнать, узнал»(приложение 1)
В колонке «Знаю» учащиеся вносят варианты ответов и определяют, что им известно и что вызывает затруднение. проверка результатов, выявление трудностей. В колонку »Хочу узнать» вносят то, что вызвало затруднение | Активная работа учащихся показывает их готовность к деятельности.
По результатам демонстрационного опыта учащиеся заполняют колонки «Знаю» с опорой на вопросы теста (индивидуальная работа) (приложение 1)
Ответы на вопросы заполняют колонки «Хочу узнать» (индивидуальная работа) |
3.Стадия «Осмысление новой информации»
Д.О.»Горение фосфора в кислороде»(слайд) Совместное составление алгоритма словесного описания (слайд) Замена слов на условную запись | Наблюдение за опытом. Совместное составление алгоритма словесного описания Запись в колонку «Узнал»
|
Мы описали химическую реакцию словами. Теперь составим условную запись фосфор+кислород=новое вещество Можно ли поставить равенство между левой и правой частью уравнения (=) Почему нет? Сравните правую и левую часть уравнения. В чем сходство и различие? Проблема Как уравнять левую и правую часть уравнения? Формирование алгоритма составления уравнения химической реакции (слайд) Для закрепления самостоятельное составление уравнения реакции на основе Д.О.»горение железа в кислороде» (слайд) определение понятия «химическое уравнение» Возвращаемся к таблице (приложение 1) Какой существует способ описания химической реакции? Переход к графическому способу передачи информации. | Запись химических формул фосфора, кислорода, оксида фосфора(V) P+O2—- P2 O5
Нет. Сходство в наличии фосфора и кислорода. Различие – в количестве атомов химических элементов Предположения. Работа в парах.(приложение 3) Внесение дополнений в запись реакции на основе математических вычислений Конечная запись реакции; 4Р + 5О2 = Р2О5 Работа в паре. Ожидаемая запись: 4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 Проверка по слайду. Ожидаемый ответ: условная запись химической реакции с помощью химических формул. Заполнение колонки «Что узнал» (приложение 1) Условная запись с помощью геометрических фигур.
|
Физкультминутка для глаз и осанки
4.Стадия »Рефлексия, размышление»
коментарии к написанию синквейна правила написания синквейна Название. Тема (существительное, одно слово) 2.Описание (прилагательное 2слова) 3.Действие или состав (3-4слова) 4.Отношение к теме (2-3слова) 5.Синоним темы (1-2слова) Домашнее задание. Предложите другой способ описания химической реакции Коментирование работ учащихся. Подведение итогов. | Осмысление всей информации, полученной на 3 стадии. Ученик выражает свое отношение к изученному вопросу. Пример ответа: «Химическое уравнение»: молекулярное; описывает химическое явление: отображает суть химической реакции: условная запись. Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Хочу знать | Узнали | |
|
|
|
Приложение 2
Тестовое задание
1.Отличие химических реакций от физических явлений
1).Изменение формы и агрегатного состояния вещества;
2).Образование новых веществ:
3).изменение местоположения;
2.Признаки химических реакций:
1).Образование осадка, изменение цвета, выделение газа:
2).Намагничивание, испарение, колебание;
3).Рост и развитие, движение, размножение;
3. Необходимым условием возникновения химической реакции является:
1).Соприкосновение веществ;
2).нагревание веществ;
3).Нагревание за химической реакцией;
4. Способ описания химической реакции:
1).словами:
2).Графически;
3)Условной записью.
Приложение 3
-
Определи, атом какого химического элемента в левой части схемы больше, и соедини их стрелкой.
-
Определи наименьшее общее кратное между числами атомов элементов в левой части и правой частях схемы и запиши его в квадратике под стрелкой.
-
Общее кратное раздели на количество атомов элемента в левой части и полученное число поставь перед химической формулой вещества.
-
Общее кратное раздели на количество атомов элемента в правой части и полученное число поставь перед химической формулой вещества.
-
Сравни количество атомов другого элемента в левой и правой части схемы. Если оно не равно, то опять определи общее кратное.
-
Проверь: количество атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы должно быть равным.
Если равно – ты молодец!
Если нет – вернись к пункту 1.