Химия 9 класс.

Тема. Решение задач. Определение массовой доли растворенного вещества.

Цель. Научиться решать задачи с помощью алгоритмов; закрепить знания о массовой доли растворенного вещества; формировать навыки и умения вычислять массу растворенного вещества, приготавливать растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

Развивать навыки и умения пользоваться лабораторной посудой и приборами; работать в группах.

Воспитывать коммуникативные качества при работе в группах.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: решение задач, индивидуальная и групповая работа, выполнение тренировочных упражнений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентации «Домашнее задание», карточки с условием задачи, р-ры уксусной кислоты, перекиси водорода, бриллиантового зеленого, йода, лабораторная посуда, весы, набор гирек.

Термины: массовая доля растворенного вещества

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

  1. Проверить Решение задач №1,№2 с 58.

Учащиеся демонстрируют решение задач в виде презентаций. Класс проверяет решение в тетрадках.

Презентация «Домашнее задание»

Оценивание осуществляют отвечающие.

  1. Интересные истории о растворах (уксус, перекись водорода, бриллиантовый зеленый, йод)

Учащиеся рассказывают интересные факты из истории растворов, которые подготовили в ходе самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Легенда о разбойниках.

Существует легенда о том, как во время чумы четыре разбойника, приговоренные к смерти, хоронить трупы с улиц города. По окончании эпидемии разбойникам объявили, что их помилуют, если они раскроют тайну своего спасения. По рассказам разбойников, их спас напиток, состоящий из уксуса, винного или яблочного. Настаивали его либо на чесноке, либо на травах: лаванды, полыни, розмарина, руты, тимьяна и мяты. Так это было, как рассказывалось в легенде, или иначе, но начиная с XVIII века в аптеках просвещенной Европы, а затем и России можно было купить средство под названием «Уксус четырех разбойников». Его рекомендовали применять во время эпидемий внутрь и наружно для протирания тела, окуривания помещений и обеззараживания различных предметов.

«Уксус четырех разбойников» и с современной точки зрения, несомненно, обладает сильным антимикробным действием, против которого вряд ли устоит хоть один возбудитель многочисленных болезней, но применять такое «зелье» рекомендуется только наружно, поскольку в его состав кроме уксуса входят две довольно ядовитые, если принимать их внутрь в больших количествах, травы — полынь и рута.

«Курск» утопила перекись водорода.

Все мы помним трагедию гибели атомной подлодки «Курск», унесшей жизни118 человек.

Британские специалисты выдвинули новую версию, согласно которой виновницей первого мини-взрыва была перекись водорода, использующаяся в качестве топлива для российских торпед. Когда перекись водорода распадается, она выделяет необходимый торпедам кислород. Российские эксперты восприняли эту версию с недоверием, поскольку перекись водорода не взрывается. Она даже не горит: при нагревании она просто испаряется. Торпеды с перекисью водорода использовались россиянами в течение 25 лет, их выпускали в ходе учений тысячи раз, и ни разу не возникало каких-либо проблем. Однако доказан и тот факт, что когда перекись водорода вступает в контакт с некоторыми металлами, например, медью или латунью, она превращается в смесь кислорода и пара и при этом расширяется в пять тысяч раз. Однако что послужило причиной утечки перекиси водорода из ее контейнера, в результате чего она соприкоснулась с корпусом торпеды? По мнению британских специалистов, утечка произошла из-за того, что двигатель торпеды был запущен слишком рано — когда она еще находилась внутри подлодки. В результате двигатель перегрелся, что привело к разрыву контейнера с перекисью водорода. Этот взрыв корпуса торпеды, а не ее боеголовки, и был первым взрывом, зафиксированным сейсмической станцией в Блэкнесте. В течение последующих двух минут и 15 секунд в носовой части «Курска» бушевал пожар, а затем рванули боеголовки торпед.

Зеленые бриллианты

Свое название зеленка получила благодаря неточному переводу. Переводя с латыни viridis nitentis, то есть «зеленый блестящий», неизвестный химик использовал слово brillant, по-французски «блестящий». Ну а дальше и остальные стали переводить как «Бриллиантовый зеленый». Так что нет бриллиантов в зеленке.

За рубежом бриллиантовый зеленый сегодня не производят. Для того чтобы производить этот антисептик нужно провести дорогостоящие исследования, подтверждающие эффективность препарата. А поскольку средство старое, на него не действует патентная защита. Выгоднее создать новое средство под своим брендом.

В России же зеленка прижилась. Научных доказательств эффективность зеленки нет, но есть многолетний опыт врачей, которые считают антисептик эффективным и безопасным. Поэтому когда тебя раскрашивают в зеленого леопарда, можно сказать, что это делается по старинной традиции русской медицины.

Ну и как говорят врачи, раскрасить больного зеленым цветом веселее. Так и мы ходим зеленые и веселые, вызывая изумление иностранцев.

История йода.

История открытия йода похожа на детективную историю: в 1811 году француз Бернард Куртуа (в содружестве с любимым… котом) обнаружил новый элемент. Кот столкнул на пол стоявшие рядом сосуды, в одном находился спиртовой раствор золы морских водорослей, а в другом — серная кислота. Жидкости смешались, и появилось облако сине-фиолетового пара…. Новый элемент назвали йодом. По-гречески «iodes» – темно-синий, фиолетовый, а в древнееврейском алфавите буква «йод» — символ духовности, силы ума и святости. Без йода, действительно, не может быть и речи об интеллекте и физической силе.

 

Попробуйте определить — хватает йода собственному телу, или нет:

Способ первый. Нанесите йодную сетку на внутреннюю часть бедра. Если йодная сетка исчезнет через три часа — организму йод просто необходим, 6-8 часов — нехватка йода не так заметна, через сутки — йод в организме в норме.

Способ второй. Мозоль или огрубевшая кожа на внешней части больших пальцев свидетельствует о нарушении обменных процессов в организме и проблемах с йодом.

Способ третий. Оригинальный, но нетрадиционный: потребность в … фиолетовом цвете! Психологи установили, что предпочтение цвету паров йода – фиолетовому – отдают люди, подверженные усталости, легко возбудимые, с расшатанными нервами, со слабой иммунной системой.

Оценивание выступающих осуществляет класс.

III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Рассказ учителя.

Презентация «Решение задач»

На доске крепятся:

1.Формулы определения концентрации растворенного вещества.

2.Алгоритм решения задач.

IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учащиеся с помощью учителя по алгоритму решают задачи :

Задача №1.

Какая масса медного купороса(CuSO4 ·5H2O) необходима для приготовления 200г раствора с массовой долей купрум (II) сульфата 8%?

Задача №2.

Определите массы растворов натрий хлорида с массовыми долями вещества 5% и 20%, необходимые для приготовления 300г раствора с массовой долей NaCl 10%.

V.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Разделить класс на группы по 4 человека.

Раздать листочек и бланки с условием задачи, лабораторное оборудование было приготовлено лаборантом заранее.

Каждая группа решает задачу и готовит раствор.

Группа №1.

В 120г воды растворили 5 г соли. Определите массовую долю соли в этом растворе и приготовьте его.

Группа №2.

Какую массу сахара и воды нужно взять для приготовления раствора массой 200г с массовой долей сахара 5%.

Группа №3.

Приготовьте 300г раствора соды с массовой долей 15%.

Группа №4.

Какую массу перманганата калия (марганца) и воды нужно взять, чтобы приготовить 100г раствора с массовой долей растворенного вещества 10%? Приготовьте раствор.

Группа №5

В 100г воды растворили 2г соли. Определите массовую долю соли в этом растворе и приготовьте его.

Группа№6.

Приготовьте 200г раствора сахара с массовой долей растворенного вещества 15%.

Оценивание осуществляет учителя, после проверки работ.

VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§9, проработать алгоритмы решения задач, решить № 5 с 59.

VII.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Рефлексия:

1.Все ли в классе достигли целей нашего урока?

2.Что вам понравилось в ходе урока?

3.Над чем необходимо еще поработать дома?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here