Тема урока: «Систематизация знаний об окислительно-восстановительных реакциях

и реакциях ионного обмена»

Класс: 9

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: систематизировать и углубить теоретические знания и практические умения школьников по темам «Реакции ионного обмена», «Окислительно-восстановительные реакции».

Задачи урока:

— развитие умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы;

— закрепление умения и навыков в решении экспериментальных задач,

— формирование навыков расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях и записи реакций ионного обмена.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент.

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

На столах тетради, учебники, ручки, карандаши.

II. Мотивационная беседа.

Создание учебной ситуации.

Учитель подготавливает учащихся к активному сознательному усвоению знаний;

III.Актуализация имеющихся знаний. Целеполагание

Обращает внимание на тему урока. Предлагает ребятам назвать то, что они хотели бы узнать.

Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

IV.Систематизация знаний.

Задание 1. Разминка

(блиц – опрос) (показ слайдов с вопросами)

1. Какие вещества называются электролитами?

а) вещества, проводящие электрический ток;

*б) вещества, водные растворы или расплавы, которых проводят электрический ток;

в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку;

г) вещества, реагирующие с водой;

2. Окислитель — это атом, молекула или ион, который…

а) увеличивает степень окисления;

*б) принимает электроны;

в) окисляется;

г) отдает свои электроны;

3. При диссоциации, каких веществ образуются анионы только одного вида –

гидроксид-ионы?

а) основные соли;

б) средние соли;

в) кислоты;

*г) щелочи;

4. Любая ОВР включает 2 процесса:

а) гидролиз и диссоциацию;

б) ионизацию и диссоциацию;

*в) окисление и восстановление;

г) выделение и поглощение энергии;

5. В каком из примеров уравнение диссоциации азотной кислоты записано верно?

а) HNO3 = H + NO3+;

б) HNO3 = H + 3NO3+;

в) HNO3 = H + NO3+;

*г) HNO3 = H+ + NO3;

6. Степень окисления марганца в перманганате калия:

*а) +7;

б) +4;

в) +6;

г) +5;

7. Степень окисления кислорода в воде:

а) +2;

*б -2;

в) +1;

г) -1;

Задание 2.

Прослушайте описание действия ученика и представьте эту информацию в виде молекулярных уравнений реакций:

Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы

соляной кислоты, нитрата серебра. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке»?

Вопрос: Какие вещества, в конечном итоге, оказались в пробирке?

Задание 3.

Напишите молекулярное, полное и краткое ионные уравнения:

а) между растворами хлорида хрома (III) и нитратом серебра:

Вопрос: В каких случаях возможна реакция между растворами электролитов?

Задание 4.

Определите окислитель и восстановитель в ОВР (устно с доски):

  1. 2 Li + Br2 = 2LiBr

  2. Mg + F2 = MgF2

  3. Ва + J2 = ВаJ2

  4. 3СuCl2 + 2Аl = 2АlCl3+ 3Сu

Задание 5. Эксперимент

Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3.

Получите, используя выданные вам вещества три осадка:

голубой Сu(ОН)2, белый ВаSО4 и бурый (коричневый) Fe(ОН)3.

Запишите уравнения реакций в молекулярном виде (на доске и в тетрадях).

Задание 6.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнения следующих ОВР:

NH3 + O2 = NO + H2O

СuO + СО = Сu + CO2

Вопрос: для чего составляют электронный баланс к уравнению?

Размышляют, отвечают

Работа в парах

Пишут уравнения реакции поэтапно по мере прочтения задания учителем. Сравнивают полученные результаты.

Самостоятельная работа в тетради

Отвечают на вопрос

Определяют степени окисления веществ и называют окислитель и восстановитель

Повторяют ТБ

Работа в 3-х группах

Проводят опыт и

пишут уравнения реакций в молекулярном виде (на доске и в тетрадях).

Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимоконтроль.

Отвечают на вопросы учителя.

Корректируют свои записи.

VI. Рефлексия.

Подведение итога урока

Беседа с классом (вернуться к целеполаганию).

-Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

Рассуждают.

Говорят своё мнение о разных видах химических реакций, делают вывод

VII. Домашнее задание.

Проработать записи в тетради и выполнить задания (по уровням)

Репродуктивный уровень: Творческий уровень:

Подготовка к контрольной работе

Литература:

  1. Минченков Е.Е., Журин А.А.. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. Е.Е.Минченкова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010

  2. Солдатова Т.М. Химия. 8-11 классы: тренинги и тесты с ответами по теме «Окислительно-восстановительные реакции». — Волгоград: Учитель, 2007

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here