Казахстан, Северо-Казахстанская область, район имени Габита Мусрепова, село Сокологоровка
КГУ «Сокологоровская средняя школа»
Урок в 9 классе
Тема: «Сущность процесса диссоциации»
План урока
Тема: Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции
Цель: систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций в свете электронной теории; научить объяснять основные понятия окислительно-восстановительных реакций; дать классификацию ОВР.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания, умения и навыки при изучении степени окисления элементов, окислительно-восстановительные реакции
Развивающая: развить мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, осуществлять самоконтроль
Воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнения задания, дисциплинированность, ответственность, а также активность, увлеченность и наблюдательность
Структура урока
1) Организационный момент
2) Проверка домашнего задания
3) Изучение нового материала
4) Закрепление нового материала
5) Домашнее задание, выставление оценок
Ход урока
1) Организационный момент (3-5 мин.)
2) Проверка домашнего задания (10 мин.)
а) Напишите уравнение реакции восстановления оксида железа (II) водородом. Реакцию проводят при +500°С.
б) Расскажите об областях применения водорода.
в) Вычислите, сколько граммов водорода выделится при взаимодействии 4г кальция с водой.
3) Изучение нового материала (15-20 мин.)
Если в соединениях с полярной ковалентной связью общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома, то в ионных соединениях валентные электроны полностью переходят от атомов металла к атомам неметалла. Однако резкой границы между соединениями с полярной ковалентной и ионной связями не существует.
Процессы, в результате которых происходит переход или смещение валентных электронов от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью, называются окислительно-восстановительными реакциями.
Рассмотрим реакцию образования оксида натрия Na2O:
4ē
0 +1 -2
4Na + O2→ 2Na2O
восстановитель окислитель
(окисляется) (восстанавливается)
Процесс передачи атомом электронов называется окислением, а процесс присоединения электронов — восстановлением.
Те атомы или ионы, которые присоединяют электроны, называются окислителями, а те, которые отдают, — восстановителями.
В рассмотренном примере атом натрия в реакции с кислородом, окисляясь, отдает электрон. Следовательно, он является восстановителем. Атом же кислорода является окислителем. Он присоединяет к себе электрон, т.е. восстанавливается.
Заряд иона в ионных соединениях и условный заряд атомов в полярных ковалентных соединениях принято называть степенью окисления.
Значения степени окисления определяются числом электронов, смещенных от атома данного элемента к атому другого элемента.
Степень окисления обозначается арабскими цифрами со знаком «+» или «-». Каждому атому в любом сложном соединении соответствует определенная степень окисления. Например, для фтора во фтороводороде HF степень окисления равна -1, для водорода +1.
В химических формулах биэлементных соединений, как правило, на первое место ставится символ химического элемента, обладающего меньшей электроотрицательностью (например, металла) и соответственно положительной степенью окисления.
Степень окисления многих химических элементов – величина переменная. Например, для серы известны следующие степени окисления: +2 в H2S , +4 в SO2 , +6 в SO3. В простом веществе степень окисления серы равна 0. Нулевую степень окисления имеют атомы химических элементов, входящих
0 0
в состав простых веществ: водорода H2, хлора Cl2 и других. Это объясняется тем, что в таких молекулах смещение электронов не происходит.
Атомы металлов проявляют только положительную степень окисления. Атомы неметаллов (кроме фтора) могут проявлять как положительную, так и отрицательную степень окисления.
В соединениях неметаллов одного и того же периода отрицательную степень окисления будет иметь элемент с большим порядковым номером (например, в хлориде фосфора (V)
+5 -1
PCl5: PCl5).
В химических соединениях сумма абсолютных значений степеней окисления равна нулю. Исходя из этого, легко определить степень окисления одного элемента, если известны степени окисления других элементов в данном соединении. Например, для определения
+1 х -2
степени окисления марганца в соединении перманганата калия KMnO4 составляют следующее уравнение:
(+1) + х+ (-2)· 4 = 0,
1 + х – 8 = 0,
х = 8 – 1 = 7,
х = +7.
Степень окисления марганца в перманганате калия равна +7.
Чаще всего высшая положительная степень окисления элемента в его соединении равна номеру группы периодической системы, в которой находится этот элемент. В периодической системе это показано на примере формул оксидов: R2O, RO, R2O3, RO2, R2O5, RO3, R2O7.
Окислительно-восстановительные реакции
Окислиительно-восстановиительные реакции, также редокс (
Разделяется на две полуреакции: 1) Окисление: 2) Восстановление: В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов — окисление. При окислении степень окисления повышается: Процесс присоединения электронов — восстановление. При восстановлении степень окисления понижается: Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны — восстановителями.
4) Закрепление нового материала (5-7 мин.) а) Составьте уравнения окислительно– восстановительных реакций: 1.Алюминия с хлором; 2.Железа с хлором; 3. Лития с серой. б) Определите степень окисления хрома в соединении K 2Cr 2O 7.
5) Домашнее задание, выставление оценок(3мин.) §66 пересказ стр.169-172; упражнения № 3, 4,5 стр.172