Железо и его соединения

МБУ лицей № 51 г.о.Тольятти

9 класс

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений с использованием групповых форм работы.
Цель урока: Познакомить учащихся с элементом побочной подгруппы периодической системы Д.И.Менделеева – железом. Рассмотреть физические, химические свойства железа, основные способы его получения, раскрыть биологическое значение железа. Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся, а так же умения аргументировать своё утверждение, воспитывать умение работать в группах. Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, коллекция «Минералы и горные породы», географическая карта «Полезные ископаемы», компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторный штатив, прибор для получения газов, магнит, спиртовка, железный стержень, кристаллическая решетка железа (таблица с изображением кристаллической решетки), стакан, электромагнит, аудиокассета, скрепка, микроудобрение, индукционная катушка, провод, картинки с изображением изделий из железа и его сплавов (железнодорожных рельсов, деталей экскаваторов и др.)
Реактивы: оксид меди (II), цинк, соляная кислота, порошкообразное железо, железный гвоздь, вода.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Постановка цели.
— Сегодня мы познакомимся с новым представителем класса «Металлы» — железом.
— Рассмотрим особенности этого элемента в сравнении с ранее изученными металлами.
— Познакомимся с физическими и химическими свойствами этого металла.
— Узнаем о нахождении железа в природе.
— Определим его биологическое значение.
Для работы класс разбивается на 7 групп, каждая группа получает бланк- задание с правом использовать материал учебника, дополнительную информацию и справочную литературу. Время подготовки 10 минут.
— Повторим правила техники безопасности при работе с химическими оборудованием и реактивами и преступаем к работе.
Задание 1-й группы:
«Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома».
        Рассмотреть положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома. Объяснить, на основе каких общих признаков строения атомов элементы побочных подгрупп могут быть объединены в одну группу. Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Задание 2-й группы:
«Нахождение железа в природе». Из выданных образцов минералов выберите минералы, содержащие железо. Покажите по карте важнейшие месторождения железных руд.
Задача.
Какой из минералов гематит (Fe
2O3) или магнетит (Fe3O4) богаче железа? (Решение задачи оформляется на слайдах с помощью мультимедийного проектора, затем во время отчёта проецируется на экран.)
Оборудование: коллекция «Минералы и горные породы», географическая карта «Полезные ископаемы», проектор.
Задание 3-й группы:
«Получение железа». — В кабинете физики для изучения магнитного поля понадобился порошок железа. Предложите химический способ получение железного порошка из выданных вам реактивов – оксида железа (II) и оксида железа(III)
— и проверьте его на опыте.
Оборудование: лабораторный штатив, прибор для получения газов, спиртовка, магнит.
Реактивы: оксид меди (II), цинк, соляная кислота.
Задание 4-й группы:
«Физические свойства железа».
-Докажите физические свойства железа на примере выданного вам образца.
Задача. Сколько атомов железа содержится в выданном вам образце железа массой 3г.?
Оборудование: Магнит, лабораторный штатив, спиртовка, железный стержень, кристаллическая решетка железа (таблица с изображением кристаллической решетки).
Задание 5-й и 6-й группам:
«Химические свойства железа».
— Мы живём в мире железных конструкций и машин, докажите, огнеопасно ли железо. В атмосфере каких веществ может гореть железо? Оборудование: Лабораторный штатив, спиртовка, воронка.
Реактивы: Порошкообразное железо.
Методические указания: Проделать опыт самовоспламенения очень мелкого порошка железа с некоторый высоты. Учащиеся должны указать, что в атмосфере кислорода горит компактное железо (в виде листов, балок, проволоки), если предварительно раскалена какая-либо его часть. Привести уравнение реакции горения железа в атмосфере хлора.
        Близ города Дели в Индии, стоит железная колонна без малейшего пятнышка ржавчины, хотя её возраст более 2800 лет. Это знаменитая Кутубская колонна высотой около 7 метров и массой 6.5 тонн.
Объясните, почему не происходит ржавление колонны? Всегда ли ржавчина вредна? Как железо реагирует с водяными парами?
Оборудование: стакан.
Реактивы: железо (железный гвоздь), вода.
Задание 7-й группы:
«Применение железа. Значение железа для жизни».
Рассмотреть иллюстрации и выданные приборы. Назовите области их применения. На каком свойстве железа основано их применения?
Оборудование: электромагнит, аудиокассета, скрепка, микроудобрение, индукционная катушка, провод, картинки с изображением изделий из железа и его сплавов (железнодорожных рельсов, деталей экскаваторов и др.)
3. Обмен информацией. Представление работ.
        Представители каждый группы представляют отчёт о проделанной работе, а класс принимает участие по обсуждению результатов.
4. Работа в тетрадях. Составление учащимися опорного конспекта.
        По мере защиты групп в рабочих тетрадях учащихся должны быть зафиксированы основные выводы, уравнения реакций по каждому из рассматриваемых вопросов.
Опорный конспект:
1 группа:
Элемент 8 группы, побочной подгруппы. На последнем энергетическом уровне 2 электрона.
Распределение электронов по уровням:
26Fe 2е;8е;14е;2е
Электронная формула:
1S
22S22P63S23P63d64S2

Степень окисления +2 и +3.
2 группа:
По распространению в земной коре железо занимает четвертое место среди всех элементов. Минералы: магнитный железняк (магнетит) Fe
3O4; красный железняк (гематит) Fe2O3, бурый железняк (лимонит) 2Fe2O2 * 3H2O; железный или серный колчедан (пирит) FeS2.
Задача.

Дано:

Решение.

Fe2O3 (гематит)

М(Fe2O3) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160

Fe3O4(магнетит)

W%1(Fe) = 112/160 * 100 = 70%

W%1(Fe) — ?

М(Fe3O4) = 56*3 +16*4 = 232

W%2(Fe) — ?

W%2(Fe) = 168/232 * 100 = 72,4%

W%1(Fe) < W%2(Fe)

Ответ: минерал магнетит богаче железом
3 группа:
Способ получение железного порошка из выданных реактивов – оксида железа (II) и оксида железа(III)
Реактивы: оксид меди (II), цинк, соляная кислота.
   a) FeO + 2HCl = FeCl
2 + H2O
       FeCl
2 + Zn = Fe + ZnCl2
    б) Fe
2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
       3FeCl
3 + 3Zn = 2Fe + 3ZnCl2
Проверка его на опыте.
       CuO + 2HCl = CuCl
2 + H2O
       CuCl
2 + Fe = FeCl2 + Cu
4 группа:
Серебристо-белый блестящий металл, пластичный, ковкий. Обладает свойством намагничиваться и размагничиваться.
Задача.

Дано:

Решение:

m(Fe) = 3 г

N = NA х m/M = 6 х 1023 х 3/56 = 3,2 х 1022

N (Fe) — ?

Ответ: число атомов железа в данном образце 3,2 х 1022
5 и 6 группы:
2Fe0 + 3Cl0
2 = 2Fe+3Cl-3

Fe0 + S0 = Fe+2S-2
3Fe
0 + 2O02 = +2Fe+33O-24
3Fe
0 + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
Fe
0 + CuSO4 = Fe+2SO4 + Cu
Fe
0 + 2HCl = Fe+2Cl2 + H2

7 группа:
Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов очень велика. Оно входит в состав гемоглобина крови, который осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к другим органам и тканям.
Соединения железа издавна применяют для лечения малокровия, при истощении, упадке сил.
5. Подведение итогов. Резюме о проделанной работе. — Сегодня на уроке мы познакомились с новым представителем класса «Металлы» — железом. Рассмотрели его положение в периодической системе Д.И.Менделеева, наблюдали физические, химические свойства и способы получения этого металла, ознакомились с природными минералами и с его значением для жизни.
Объявление оценок.
6.Домашнее задание.

Опорный конспект.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here