Урок на тему: 9 класс
«Железо. Знакомый незнакомец»
Цель урока: создать условия для исследования физических и химических свойств железа.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока: исследование.
Задачи:
-
Обучающие:
— сформировать навыки исследовательской деятельности учащихся через практические работы;
— продолжить формирование навык работы с Периодической таблицей химических элементов и учебником.
-
Воспитательные:
— расширить кругозор учащихся,
— содействовать формированию научного мировоззрения,
— интереса к химии.
-
Развивающие:
— развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке,
— развивать навыки сотрудничества при работе в парах и группах, и навык самооценки собственной деятельности (рефлексия);
— развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка.
Способы работы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Средства обучения: маршрутная карта, химическое оборудование, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник спиртовка, железные скрепки, пластилин, магнит, пинцет, видеоролики химических реакций железа с кислородом и хлором, проектор, компьютеры.
Оборудование на столах учащихся: железные гвозди, соляная кислота, пробирки, штатив для пробирок.
Ход урока
-
Мотивация. Актуализация знаний.
Объявление:
Потерялся
породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-его подъезда.
Особые приметы: имеет молекулярную массу 102.
Если вы сможете найти этот оксид, то приходите за вознаграждением.
Учитель: У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой «дом».
Как он называется?
Какой «адpec» у химических элементов?
Сегодня мы познакомимся с одним из «жильцов» этого «дома».
Сейчас мы отправляемся в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом – железом – и образованным им простым веществом.
Для этого вам понадобится маршрутная карта. Внимательно рассмотрите её и чётко следуйте инструкциям.
-
Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, почему тема нашего урока так называется?
Цель сегодняшнего урока — исследовать железо, как химический элемент и простое вещество.
Знать: строение атома,
правила по ТБ.
Уметь: работать с Периодической таблицей,
составлять химические уравнения,
проводить химический эксперимент.
Запишите в тетради дату нашего путешествия и тему урока.
-
Вы находитесь на станции под названием «Визитка химического элемента».
Учитель: Найдите железо в Периодической таблице химических элементов и заполните первую часть маршрутной карты.
Цель: дать характеристику химическому элементу – железо.
-
Учитель: Только по положению элемента в таблице мы можем полностью раскрыть его свойства?
Поэтому нам предстоит изучить физические свойства железа.
Цель: выяснить физические свойства простого вещества – железо.
Сейчас вам предстоит работа в парах.
Возьмите железный гвоздь, рассмотрите его, попробуйте изменить его форму. На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства железа и запишите их.
В случае затруднения поставьте карандашом знак вопроса напротив соответствующего свойства.
Для доказательства теплопроводности железа демонстрация опыта.
В лапке демонстрационного штатива закрепляется горизонтально железный гвоздь, к ней прикрепляются пластилином две спички. Конец гвоздя нагревается в пламени спиртовки. Через некоторое время спички по очереди падают.
Что доказывает этот опыт?
(Этот опыт доказывает, что железо хорошо проводит тепло).
-
Химическая активность железа.
— Как вы думаете, железо активный металл?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов.
— Какова же активность железа?
(активность меньше чем у алюминия, магния …).
Учитель: У вас на столах находятся две пробирки с водой. В воду неделю назад были помещены железный гвоздь и алюминиевая гранула.
— Что вы наблюдаете? (Железный гвоздь вступил во взаимодействие с водой, изменил цвет, а с алюминиевой гранулой ничего не произошло.)
Еще раз посмотрите на электрохимический ряд напряжений металлов.
— Какой из металлов — алюминий или железо — более активный?
(алюминий активнее чем железо).
Почему же алюминиевая проволока с водой не реагирует, а железный гвоздь вступает с ней во взаимодействие?
— На поверхности алюминия образуется оксидная пленка, которая является защитной. Поэтому алюминий не реагирует с водой.
Учитель: «Следующей частью нашего исследования является изучение химических свойств железа.
Во время достаточно длительной стоянки на этой станции вы пройдете два этапа.
На первом этапе будете исследовать взаимодействие железа с простыми веществами, на втором — со сложными.
-
Итак, первый этап.
Цель: умение составлять уравнения химических реакций.
Учитель: Предлагаю внимательно посмотреть ролик демонстрирующий взаимодействие железа и кислорода, ответить на вопросы:
— физическое или химическое явление вы наблюдали? Почему?
(предполагаемый ответ учащихся) Наблюдали химическое явление, тк образование искр, свет — признаки химической реакции.
— Какие условия необходимо создать для протекания данного химического процесса.
(предполагаемый ответ учащихся) Необходимо раскалить железную проволоку.
— Назовите продукт взаимодействия железа с хлором.
(предполагаемый ответ учащихся) В результате химической реакции образуется оксидид железа (II).
Напишите уравнение химической реакции взаимодействия железа и хлора.
— Чем является железо в данных реакциях? (Восстановителем).
Учитель: Предлагаю внимательно посмотреть ролик демонстрирующий взаимодействие железа и хлора, ответить на вопросы:
— физическое или химическое явление вы наблюдали? Почему?
(предполагаемый ответ учащихся) Наблюдали химическое явление, тк выделение дыма — признак химической реакции.
— Какие условия необходимо создать для протекания данного химического процесса.
(предполагаемый ответ учащихся) Необходимо раскалить железную проволоку.
— Назовите продукт взаимодействия железа с хлором.
(предполагаемый ответ учащихся) В результате химической реакции образуется хлорид железа (III).
Напишите уравнение химической реакции взаимодействия железа и хлора.
— Чем является железо в данных реакциях? (Восстановителем)
-
На втором этапе вас ждет химический эксперимент.
Исследуйте взаимодействие железа со сложными веществами: соляной кислотой.
Не забывайте о правилах безопасности.
Цель: умение проводить химический эксперимент, записать уравнение химических реакций.
Учитель проверяет результаты практической работы: учащиеся кратко описывают свои наблюдения и читают уравнения реакций.
Учитель дополняет заготовленные на доске схемы реакций.
Учащиеся делают вывод об активности железа и записывают его в тетради.
3. Первичная проверка усвоения знаний
Работая индивидуально, выполните одно задание (по выбору).
* — задание на «3».
Закончите уравнение реакции запишите его в полном и сокращённом ионном виде.
Fe + HCl = — первый вариант
Fe + H2SO4 = -второй вариант
** -задание на «4»
Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:
Fe → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 – первый вариант
Fe → FeCl3 → Fe(NO3)3 – второй вариант
*** — задание на «5»
Определите неизвестное вещество и напишите уравнение реакций в соответствии со схемой
Fe→ … →Fe(OH)2
Fe → … → FeCl3
Проверка сразу по готовым ответам на доске – самоконтроль.
Станция 5. «Конечная»
Вы достигли последней станции. В ваших тетрадях составлен опорный конспект урока.
— Если бы мы продолжили путешествие, на каких станциях вам необходимо было еще побывать?
Конечно же на станциях – «Нахождение в природе», «Получение», «Применение».
Но этот материал вы изучите самостоятельно, напишите сообщения. Это домашнее задание.
-
Подведение итогов занятия.
— Какую цель мы поставили в начале урока?
— Удалось ли нам ее достичь?
— К какому выводу мы пришли?
— мы знаем Периодическую таблицу,
— знаем строение атома,
— правила работы с химическими веществами,
— умеем составлять уравнения химических реакций.
Лабораторным путем выяснили физические свойства простого вещества железа.
Опытным путем доказали, что железо активный металл.
Выставление оценок.
Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке.
-
Рефлексия
-
Усвоил(а) ли ты материал урока?
-
Что этому способствовало?
-
Что мешало тебе усвоить материал?
-
Было ли тебе интересно?
-
Сумел(а) ли ты получить новые знания?
-
Ты сумел(а) показать свои знания?
Спасибо за урок !