Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда

Конспект урока-игры по химии

в 9 классе

«Знатоки химии»

подготовила

учитель химии

Матвеева Людмила Владимировна

Волгоград 2010

Урок-игра «Знатоки химии»

Матвеева Людмила Владимировна

учитель химии

высшей категории

МОУ лицей № 9

Дзержинского района

г. Волгоград

Цель: углубить представления школьников об основах химической науки, обобщить знания о химических элементах, свойствах веществ, типах химических реакций; поддержать интерес к изучению химии, пробудить желание находить нестандартные решения; воспитывать чувство патриотизма на примере великих русских ученых-химиков.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды с заданиями, таблицы, штативы, пробирки, спиртовки, зажимы, спички, стаканы с водой, раствор поваренной соли, смесь соли и опилок в растворе, фильтровальная бумага, воронка, чашки для выпаривания.

В игре участвуют:

основные игроки – учащиеся 9 класса;

3 человека — счетная группа;

2 человека – помощники;

Ведущий – учитель.

Ход и содержание мероприятия.

Каждый человек стремится чего-то в жизни достичь, быть не похожим на других. В жизни каждого из нас, хоть однажды, наступает звездный час, который показывает, на что мы способны. Вот сегодня и давайте попытаемся определить, для кого наступил звездный час, но пока только в одном – в изучении химии. А сделаем это в форме игры так хорошо вам знакомой. И так звездный час «Знатоки химии».

Правила игры.

Игра состоит из 10 туров, в которых участвуют все желающие.

На обдумывание задания – 30 секунд.

Ответ дается в виде цифры, под которой правильный ответ.

Право первого ответа принадлежит тому, кто первым поднимет руку.

За каждый правильный ответ выдается звездочка.

Вопрос, на который дан ответ в виде выкрика, снимается с игры.

Игрок, сделавший это, штрафуется. Штраф — лишение заработанной звезды или удаление из игры.

Подсчет звездочек ведет счетная комиссия.

Три игрока, набравшие наибольшее количество звездочек, выходят в финальный тур.

Финальный тур – выполнение практического задания.

Прошу счетную комиссию занять свои места.

Мы начинаем игру.

1-й тур: Знание химических элементов

1 Al

2 Am

3 Ru

4 Na

5 Та

1. Атом, какого из элементов легче всего отдает свои внешние электроны? (Натрий.)

2. Какой из приведенных элементов назван в честь нашей страны? (Рутений.)

3. Какой из приведенных элементов назван в честь континента? (Америций.)

4. У атома, какого элемента электронная конфигурация внешне­го уровня s2p1? (Алюминий.)

5. Какой из перечисленных элементов наиболее распростра­нен в природе? (Алюминий.)

В скобках указаны правильные ответы.

2-й тур: Электронные формулы атомов

1

1s22s22p4

2 1s22s22p63s23p6

3

1s22s1

4

1s22s2

5

1s22s22p3

1. Какая из электронных формул соответствует аниону хлора? (2.)

2. Какая из электронных формул соответствует атому элемен­та, наиболее распространенного в Солнечной системе? (1.)

3. Какая электронная формула принадлежит атому элемента с наиболее выраженными металлическими свойствами? (3.)

3-й тур: Свойства веществ различных классов

1

SO2

2

А1(ОН)3

3

СаСО3

4

MgO

5

SO3

1. Какие из приведенных веществ взаимодействуют с раство­ром гидроксида натрия? (1, 2, 5.)

2. Какие из веществ подвергаются разложению при нагрева­нии? (2, 3.)

3. Какие из указанных веществ при растворении в воде обра­зуют кислоту? (1, 5.)

4. В каком из веществ массовая доля кислорода составляет 50 %? (1.)

4-й тур: Реакции ионного обмена

1

K++ Ag+

2

Ag++ Cl

3

Ba2++SO42-

4

Zn2++ 2OH

5

Zn0 + 2H+

1.Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора нитрата серебра к раствору хлорида калия? (2.)

2. Какая пара ионов участвует в химической реакции при при­ливании раствора нитрата бария к раствору сульфата натрия? (3.)

3. Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора хлорида цинка к раствору гидроксида на­трия? (4.)

4. Какое из ионных уравнений не может существовать, так как подобную реакцию нельзя провести практически? (1.)

5. Какое из ионных уравнений соответствует реакции заме­щения? (5.)

5-й тур: Окислительно-восстановительные процессы

1

H2S + O2

2

H2SO4 + BaCl2

3

S + Fe

4

H2S + SO2

5

S + O2

1. В уравнениях, каких реакций сера проявляет свойства вос­становителя? (1, 5.)

2. В уравнениях, каких реакций сера проявляет свойства окис­лителя? (3.)

3. Уравнение, какой реакции не относится к ОВР? (2.)

4. Уравнения, каких реакций относятся к реакциям соедине­ния? (3, 5.)

6-й тур: Химия и математика

1 3

2 7

3 10

4 4

5 5

1. Сколько молекул воды приходится на 1 молекулу сульфата меди в медном купоросе? (5.)

2. Сколько молей ионов натрия образуется при полной дис­социации одного моля фосфата натрия? (1.)

3. Сколько молей серной кислоты содержится в 392 г серной кислоты? (4.)

7-й тур: Изменение свойств веществ

1 Mg

2 Al

3 S

4 Р

5 Cl

1. Какие из элементов нарушают порядок расположения их по убыванию металлических свойств? (3-4.)

2. Соединения, какого элемента проявляют амфотерные свой­ства? (2.)

3. Какой элемент входит в состав мозговой ткани? (4.)

8-й тур: Великие химики

1

Ломоносов

2

Аррениус

3

Берцелиус

4

Каблуков

5

Семенов

1. Кому из ученых принадлежит идея о гидратации ионов в растворах? (4.)

2 Кто автор этого высказывания: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (1.)

3. Кто из ученых является основоположником теории элек­тролитической диссоциации? (2.)

9-й тур: Химическая связь в веществах

1

Н2О

2

НС1

3

РН3

4

Na2S

5

O2

1. Молекула, какого вещества образована ионной связью? (4.)

2. В молекуле какого вещества две ковалентных полярных связи? (1.)

3. Молекула, какого вещества имеет двойную ковалентную неполярную связь? (5.)

Итак, мы подошли к финалу. Уважаемые члены счетной комиссии, определите трех лучших игроков сегодняшней игры.

Прошу выйти финалистов на подиум.

Финал: Химический эксперимент.

В этом туре участвуют три игрока, набравшие наибольшее количество баллов. Ведущий приглашает финалистов за столы, на которые он выставил необходимое оборудование. Каждому выдается задание на карточке.

1) Выделите поваренную соль из раствора.

2) Проведите очистку сахарного сиропа (сироп загрязнен хлебными крошками).

3) Вскипятите воду в пробирке.

Оценивание эксперимента:

  1. выбор нужного оборудования,

  2. соблюдение правил безопасности,

  3. четкое проведение эксперимента.

Итог игры:

— проводится награждение победителя, для которого наступает «Звездный час».

Слово победителя о своем успехе.

10-й тур: (внеконкурсный)

Химия и лирика.

Во все времена богатство государства, народа, монархов измерялось золотым запасом. Вспомните и назовите пословицы, поговорки или стихотворные строки в которых встречается слово «Золото» или его производные.

Использованная литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /

О.С. Габриелян. – 11-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2006. – 267 с.

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /

О.С. Габриелян. – 14-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.

  1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия – 8» — Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.

  2. Нестандартные уроки. Химия VIII, X, XI классы / авт.-сост. Л.М. Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2002.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here