Тема « Гидролиз солей» рассчитана по программе на 2 часа. Целью всей темы является усвоение понятия гидролиз соли и отработка умения составлять уравнения гидролиза солей органического и неорганического происхождения. А цель этого урока усвоение понятия гидролиз соли и создание алгоритма который поможет составлять уравнения гидролиза солей на последующих уроках. тип урока — усвоение новых знаний; вид урока – проблемно-исследовательская деятельность. Данный метод активизирует мыслительную деятельность учащихся при постановке перед ними познавательных задач. Решая эти задачи ученики встретились с трудностями понимания и осмысления нового материала и разрешили их через эксперимент и работу с текстом. Результат – созданный алгоритм составления уравнения гидролиза солей.
«Гидролиз неорганических веществ»
урок химии в 11 классе
Комбинированный урок с мультимедийным сопровождением
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности учащихся: частично-поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, фронтальная взаимопроверка.
Методы и приемы обучения: частично-исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование.
Место урока в программной теме: Тема 2. Химические реакции. Урок № 22
Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки.
Компьютер, проектор, презентация с поэтапным показом схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.
УМК: Учебник О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2011.
Методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.-3-е изд. Стереотип., Москва Дрофа. 2004, химия 11 класс.
электронные пособия:
Электронные диски «Кирилл и Мифодий»
-
http://festival.1september.ru
-
http://www.xumuk.ru/
-
Мультимедиа учебный курс «Образовательная коллекция. Общая химия»
-
Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»
-
СD «1С- репетитор Химия»
-
Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др. (www .ihternet -school .ru )
-
«Образовательная коллекция.Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без».
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Школьный практикум. Химия 10-11 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа. 2003. Химия.
2. Тесты для повторения и подготовки.-Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумова И.Г./Саратов: Лицей. 2006.
3. http://interneturok.ru/
4. http://www.shishlena.ru/
5. http://school-collection.edu.ru/
6. http://www.xumuk.ru/
Цели урока:
Учебные:
-
Формирование основных понятий гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, рH, типы гидролиза, степень гидролиза, факторы , влияющие на степень гидролиза на дифференцированной основе;
-
Формировать умения записывать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде, предсказывать и объяснять изменение среды раствора, образование кислых и основных солей.
-
Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.
-
Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
-
Формировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
Развивающие:
-
Развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность.
-
Развивать творческое мышление, экспериментальные умения и навыки.
-
Развивать умение выдвигать гипотезу, проверять ее.
-
Устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы.
-
Развивать эмоциональную сферу учащихся, познавательной активности,
умение наблюдать окружающий мир, задумываться над внутренней сутью увиденного.
Воспитательные:
-
Формировать умения применять изученный материал в практических ситуациях, защищать свои убеждения, работать в группе.
-
Развивать интерес к предмету и процессу познания.
-
Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
-
Воспитывать убежденность в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью.
Ход урока.
I.Организационный момент (1-2 минуты)
Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели.
II. Проверка домашнего задания (4-5 минут)
Подготовка учащихся к восприятию лекции.
Учитель: Начинаем тему гидролиз, вспомним пройденный материал. Поговорим о классах неорганических веществ.
-
Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли).
-
Приведите примеры кислот и оснований .
(NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2)
3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;
слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2
(Слайд №3)
5.Что показывает степень электролитической диссоциации?
6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4)
Что представляют собой соли? (производные кислот и оснований)
Давайте вспомним, какую окраску имеет индикатор лакмус (универсальный) в различных средах, для этого посмотрим на ряд опытов(опыты)
-
Индикатор универсальный + кислота → красная гамма цветов. (pH< 7).
-
Индикатор универсальный + основание → синяя гамма цветов. (pH>7).
-
Индикатор универсальный + вода → цвет не меняется. (pH=7).
III. Изучение новых знаний и способов деятельности (30 минут)
Учащимся предлагается: Экспериментально исследуйте среду четырёх выданных растворов: NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3. Определите как изменяется цвет индикатора? (Учащиеся определяют среду раствора)
Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?
Учитель: Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе?
У.: Совершенно верно, вода. Вода вступает в реакцию с солями, и разлагает их.
Вода– «гидро», разложение- «лизис». Мы с вами подошли к изучаемой на этом уроке теме: «Гидролиз»
Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. (Слайд № 7)
Запишем: Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой. Вспомним, вода слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН ↔ Н+ + ОН –, и существует равенство концентрации:
[H+] = [OH –] = 10 – 7 моль/л. pH = 7
Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли:
-
образованные слабой кислотой и сильным основанием,
-
сильной кислотой и слабым основанием,
-
слабой кислотой и слабым основанием.
-
соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.
-
Рассмотрим примеры, когда соль образованна одноосновной кислотой и однокислотным основанием.
-
Пример: Слабая кислота и сильное основание. ( Слайд № 8,9)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.
NaCN + НОН НCN + NaOH
Полное ионное, молекулярное уравнение
Н+ + CN— + Na+ + HOH НCN + Na+ + OH—
Краткое ионное, молекулярное уравнение
CN— + НОН НCN + ОН— ; ОН— > Н+ => среда щелочная; рН > 7.
Сила побеждает!
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе дает в растворе гидроксид ионы (ОН—). Реакция идёт по аниону
-
Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе дает в растворе гидроксид ионы (ОН—) и кислые соли. (Слайд № 10,11)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли
Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–
Н2O ↔ Н+ + ОН–
Полное ионное, молекулярное уравнение
2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН–
Краткое ионное, молекулярное уравнение
СO32– + Н2O ↔ НСO3– + ОН– ОН— > Н+ среда щелочная, рН > 7.
Молекулярное уравнение.
Na2CO3+ Н2O → NaHCO3 + NaОН.
При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3).
3) Пример: Сильная кислота и слабое основание. ( Слайд №12,13)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли
NH4Cl NH4+ + Cl—
Полное молекулярное, ионное уравнение
NH4+ + Cl— + НОН NH4 ОН +Н+ + Cl—
Краткое ионное, молекулярное уравнение
NH4+ + НОН NH4 ОН +Н+; Н+ > ОН— => среда кислая, рН < 7
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
Вывод: При гидролизе соли образованного слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая, в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.
4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода;
(Слайд № 14,15)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли
АlCl3 Аl+3 + 3Cl –
Н2O ↔ Н+ + ОН–
Полное ионное, молекулярное уравнение
Аl+3 + 3Cl — + НОН 3Cl — +Н+ + Аl ОН +2
Краткое ионное, молекулярное уравнение
Аl+3 + НОН Н+ + Аl ОН +2; Н+ > ОН— => среда кислая, рН < 7.
Молекулярное уравнение.
АlCl3 + НОН Аl (ОН)Cl2 +НCl
Вторая ступень:
Аl(ОН)Cl2 Аl ОН +2 + 2Cl –
Из проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
До конца гидролиз не идёт, так как накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону.
Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью.
-
Пример: Слабое основание и слабая кислота. Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли.
(Слайд № 16,17)
Al2S3 + 6H2O —>2Al(OH)3 + 3H2S
По результатам проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются в растворе до свободной кислоты и свободного основания. Гидролиз по катиону и аниону.
-
Пример: Слабое основание и слабая кислота. Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли.
СН3СОО NH4 СН3СОО— + NH4+
Полное ионное, молекулярное уравнение
СН3СОО— + NH4+ + НОН СН3СООН + NH4 ОН
Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике).
Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная.
NH4CN NH4+ + CN—
NH4+ + CN— + НОН NH4ОН + НCN
К(НCN) = 7,2×10-10 => среда щелочная.
Гидролиз формиата аммония:
НСОО NH4 НСОО— + NH4+
НСОО— + NH4+ + НОН НСООН + NH4 ОН
К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая.
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
При гидролизе солей, образованных одноосновными кислотами и однокислотными основаниями, единственными продуктами гидролиза будут кислота и основание.
7) Пример: Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl). (Слайд № 19,20)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли.
Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются
IV. Первичная проверки изученного материала
Учитель: Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз?
V. Закрепление изученного материала (работа в парах 5 минут)
Задание: ( Слайд № 20)
1.Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:
1 вариант 2 вариант
а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)
б) сульфата калия б) сульфита натрия
в) сульфида натрия в) нитрата бария
-
Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.
-
Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
-
Учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или самим себе поставить оценку).
Ответы на вопросы (Слайд № 22-24)
VI. Обобщение и систематизация.
Работа в группах, обмениваются результатами, (2 минуты)
-
Кислую среду имеет водный раствор:
-
Na3PO4
-
KCl
-
Na2CO3
-
ZnSO4
-
Щелочную среду имеет водный раствор:
-
FeCl3
-
K2SO4
-
Na2CO3
-
BaCl2
-
Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и
-
нитрата бария
-
силиката калия
-
сульфата натрия
-
хлорида алюминия
-
Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,
-
Гидролизуется по катиону
-
Гидролизуется по аниону
-
Не подвергается гидролизу
-
Полностью разлагается водой
VII. Информация о домашнем задании (1 минута)
1. Пользуясь схемой, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.
НОН = Н+ + ОН— — нейтральная среда;
[Н+] = [ОН—] — нейтральная среда;
[Н+] < [ОН—] — щелочная среда;
[Н+] > [ОН—] — кислая среда.
Для учеников, кто сдает ЕГЭ: Выполните задания, опубликованные на сайте «В контакте. Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить.
VIII. Заключение. Подведение итогов.
Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.
Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Сообщение ученика о значении гидролиза в природе и в жизни человека. (2-3 мин)
Определение реакции среды имеет большое значение. Не только химикам нужно знать, но и биологам, медикам, агрохимикам. Очень важно знать содержание ионов Н+ и ОН— для того, чтобы характеризовать кислотность крови, лимфы, желудочного сока, почвы.
В сельском хозяйстве учитывают содержание Н+ в почвенном растворе при выращивании культурных растений. Большинство растений нормально развиваются на почвах с нейтральной реакцией почвенного раствора. Именно поэтому закисленные болотистые почвы приходится нейтрализовать известью, иначе культурные растения на таких почвах дают низкий урожай.
ОН— — обусловливает общие свойства оснований: горький вкус, ощущение мылкости, одинаковую реакцию на индикаторы. Все это дело ионов ОН—.
Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу.
Беседа учителя с учащимися. (1 минута)
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе. Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.)
РЕФЛЕКСИЯ
У.: Возьмите карточки. (Они заранее разложены на столах учащихся). Поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей?
Спасибо за урок, до свидания.
Проверка знаний на следующем уроке. Графический диктант:
-
В чистой воде рН=7.
-
Раствор соляной кислоты – слабый электролит.
-
Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.
-
Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.
-
Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.
-
Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.
-
Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН<7.
-
Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
-
Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
-
Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.
Ученики заполняют бланк химического диктанта , обмениваются заполненными бланками, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: 5 – 6 правильных ответов – оценка «3», 7 – 8 правильных ответов – оценка «4», 9 – 10 правильных ответов – оценка «5». На доске открывается шаблон с правильными ответами .