Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кобыльская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Открытый урок
по химии на тему:
«Гидролиз солей. 9 класс»
Урок разработал и провел:
учитель химии
Хохлачева Е.Е.
с. Кобылки, 2014 г.
Цель: изучить сущность гидролиза солей в водных растворах.
Задачи :
сформулировать определение понятия «гидролиз»;
научиться определять подвергается ли соль гидролизу;
научиться определять среду раствора солей;
познакомиться с ролью гидролиза солей в природе, хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека.
Развивающий аспект: продолжить развивать умения учащихся работать с таблицей растворимостью веществ; развитие познавательных действий: память, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать умения учащихся ставить себе оценку.
Воспитывающий аспект: воспитывать культуру речи и поведения на уроке, умение формулировать и аргументировать своё мнение, развивать самостоятельность; формировать убеждения учащихся, что знания о гидролизе веществ необходимы при описании процессов происходящих в природе.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация.
Лабораторное оборудование: реактивы: карбонат натрия, хлорид алюминия, хлорид натрия, штатив, набор пробирок, индикаторы.
Тип урока: комбинированный
План урока
1.Организационный момент – 1 мин.
Учитель приветствует учащихся, предлагает им проверить все ли готово к уроку, вспомните какую тему мы изучаем.
2. Проверка знаний по изученному материалу – 8 мин.
Блиц-опрос.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1.Что такое электролиты?
2. По какому признаку электролиты классифицируют на сильные и слабые?
3. Назовите формулы сильных оснований.
4. Назовите формулы слабых оснований.
5.Назовите формулы сильных кислот.
6.Назовите формулы слабых кислот.
Работа по слайду 1 и ТР в кабинете
7.Какие ионы образуются при диссоциации щелочей?
8.Какова среда раствора в данном случае?
9.Какие ионы образуются при диссоциации кислот?
10.Какова среда раствора?
11.Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды.
12.Как изменится цвет индикаторов в щелочной и кислотной средах? Слайд 2
13.Какую реакцию называют реакцией нейтрализации?
3.Актуализация знаний —8 минут
Химический эксперимент. Слайд 3
Ребята, перед вами растворы трех солей хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия. Определим среду растворов этих солей.
в пробирке с хлоридом алюминия присутствуют ионы____________,
в пробирке с карбонатом натрия присутствуют ионы_______________,
в пробирке с хлоридом натрия _______________.
Результаты опыта с хлоридом натрия мы легко можем объяснить. Как? А как объяснить щелочную реакцию среды в пробирке с раствором карбонатом натрия и кислотную среду в пробирке с раствором хлорида алюминия?
Можем ли мы, основываясь на имеющихся знаниях, объяснить эти результаты? Действительно, вы столкнулись с неизвестным пока для вас явлением, которое не можете грамотно истолковать на основании имеющегося у вас опыта и знаний. Как вы думаете, под действием какого вещества, соли могут иметь щелочную и кислотную среду растворов?
Это явление – гидролиз солей в водных растворах, и ему мы посвятим сегодняшний урок и следующий урок. Запись числа и темы урока. Слайд 4
Формулирование цели и задач урока. Слайд 5
4. Изучение нового материала — 20 мин.
1) Рассмотрим название явления “гидролиз”. Слайд 6
Данный термин состоит из двух составных частей от греческого “гидро” – вода, “лизис” – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой. Гидролиз солей — это разложение солей водой, в результате чего могут образовываться растворы с нейтральной, щелочной, кислотной средами растворов. (запись в тетрадь )
2) Схема гидролиза хлорида алюминия. Слайды 7 и 8
AlCl3
Al(OH)3 HCl
слабое основание сильная кислота
[H]+
(что сильней такая и среда!)
К и с л о т н а я среда
АlCl 3 + Н2О= гидролиз среда кислая
Сформулируем вывод:
Раствор соли, образованной__________________, имеет________________________реакцию, так как в растворе__________________________________.
3) Схема гидролиза карбоната натрия Слайды 9и 10
Na2CO3
NaOH H2CO3
сильное основание слабая кислота
[OH]—
(что сильней такая и среда!)
Щ е л о ч н а я среда
Na2CО3 + Н2О = гидролиз среда щелочная
Сформулируем вывод:
Раствор соли, образованной__________________, имеет________________________реакцию, так как в растворе__________________________________.
4) Схема гидролиза хлорида натрия. Слайды 11 и 12
NaCl
NaOH HCl
сильное основание сильная кислота
[OH]— = [H]+
Н е й т р а л ь н а я среда
NaCl + Н2О = гидролиза нет среда нейтральная
Сформулируем вывод:
Раствор соли, образованной__________________, имеет________________________реакцию, так как в растворе__
5) Роль гидролиза: Слайды 13, 14 ,15
в природе;
в повседневной жизни человека;
в хозяйственной деятельности человека.
5. Подведение итога урока (рефлексия) – 3мин. Слайд16
Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?
Что вы узнали, чему научились?
Учащиеся выражают своими словами информацию, которую получили.
6. Закрепление знаний – 5 мин.
Самостоятельно заполните таблицу Слайд 17
Среда раствора | Окраска лакмуса | |
Карбонат калия |
|
|
Нитрат железа (II) |
|
|
Хлорид бария |
|
|
Объявление оценок
7. Домашнее задание: — 1 мин. Слайд 18
Cтр. 51-54, определить среду растворов следующих солей: силиката натрия, сульфата магния, сульфата лития
Приложение № 1 Выполнение тестового задания. 1вариант 1. Гидролиз солей – это: А) обменная реакция соли с водой; 2. Сущность гидролиза заключается: А) в диссоциации молекул соли на ионы; В) в образовании молекул сильных электролитов. 3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2имеет А) кислотную среду; 4. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S. Выполнение тестового задания. 2вариант 1. Гидролиз солей – это: А) растворение соли в воде; 2. Сущность гидролиза заключается: А) в диссоциации молекул соли на ионы; 3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет А) кислотную среду; 4. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4.
|
|
|
|
|
|