Работа по разработке урока по химии

в формате ФГОС

Выполнил работу: Учитель химии гимназии № 33 г.Краснодара

Шакирова Ильвера Фаритовна

Урок химии в 8 классе

Учебник: Габриелян О.С.

Ионные реакции

Цели:

Образовательные:

— выяснить условия необратимости реакций в растворах;

— организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления ионных уравнений;

Развивающие:

— выделять существенные признаки реакций ионного обмена;

— сформировать практические умения и навыки по выполнению лабораторных опытов;

— развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственной связи между строением и свойствами веществ;

Воспитательная:

способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Виды УУД

Учебные действия

Планируемый результат

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты», «неэлектролиты», Дают определение «Электролитической диссоциации»,

  • Определяют ионные реакции, как реакции, протекающие между растворами электролитов.

  • Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

  • Усвоение понятий,

  • освоение алгоритма написания реакций ионного обмена,

  • действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

  • Преобразуют практическую задачу в познавательную

  • Планируют собственную деятельность

  • Осуществляют контроль и самооценку своих действий

  • Управление своей деятельностью на уроке

  • совместная деятельность учителя и учащихся

Познавательные УУД

  • Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения.

  • осуществляют экспериментальную проверку своих гипотез

  • совместные (групповые) действия, выполняемые под руководством учителя

Коммуникативные УУД

  • Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

  • Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

  • Мотивация на решение проблемы

  • устойчивый познавательный интерес

ХОД УРОКА

Этапы урока

Время

Техника (технология), приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

2мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

Приветствуют учителя, готовы к уроку

2

Проверка домашнего задания

7-9мин

Фронтальный опрос (беседа):

Чем различаются электролиты и неэлектролиты?

Какой процесс проходит с электролитами в растворах и расплавах? Как он записывается?

Какую информацию несет уравнение:

Al(NO3)3= Al3+ + 3NO3¯

Выполнение заданий слайдов. Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.

Вывод: На какие ионы диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли?

Оценивание ответов учащихся с учетом самооценки.

Проектор для показа презентации.

Отвечают на вопросы

Работа в тетрадях в парах. Взаимопроверка.

(Надо зачеркнуть формулы неэлектролитов и написать уравнения диссоциации электролитов)

Самооценка.

Все верно – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6ошибок – «3»

Более 6 ошибок – нет оценки, надо доработать тему

3

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

2мин

Демонстрационный эксперимент:

Что будет, если смешать растворы двух электролитов?

Учитель смешивает растворы хлорида натрия и нитрата серебра.

Что происходит?

Таблица растворимости

Оборудование и реактивы у учителя штатив с пробирками;

растворы хлорида натрия, нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты.

магний порошок, индикатор ф-ф.

Наблюдают и делают вывод

4

Усвоение новых знаний

18мин

Составляется уравнение на доске

2NaCl+H2SO4<->Na2SO4+2HCl

Записали молекулярное уравнение.

Найдите формулы электролитов и подчеркните их

Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.

Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их (как в математике – находим подобные члены уравнения).

Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас? Все сократилось.

Какой можно сделать вывод?

Реакция не прошла до конца. Она обратима.

Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца.В чем суть РИО?

3 условия на доске:

образование осадка, газа или воды

(малодиссоциирующего вещества)

Проведем лабораторный опыт №1

Работа групповая в статической паре- исследовательский метод,

Учитель напоминает правила ТБ

Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

Учитель проводит

демонстрационный эксперимент: взаимодействие

соляной кислоты с магнием. Что наблюдаем?

Запись молекулярного и ионных уравнений. Вывод.

Лаб.опыт №2. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной к-той

в присутствии индикатора ф-ф

Что происходит? Запись уравнений. Вывод.

У уч-ся: штатив с 2 пробирками, растворы соляной к-ты, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты

Растворы хлорида натрия и серной кислоты, одна пробирка

Растворы хлорида бария и серной к-ты, пробирка

Пробирка, магний порошок и соляная кислота

Пробирка, ф-ф, растворы гидроксида натрия и соляной к-ты.

Записывают уравнение

Подчеркивают формулы электролитов

Получают полное ионное уравнение.

Зачеркивают подобные.

Делают вывод, записывают в уравнении знак

<->

Вспоминают основные правила ТБ.

Проводят лаб.опыт№1 вместе с учителем.

Записывают уравнение в молекулярном и ионном виде.

Делают вывод: Ионы связались в молекулы нерастворимого вещества –одно из условий ионных реакций.

записывают уравнения.

Делают вывод.

Выполняют Лаб.опыт №2.

Запись уравнений.

Вывод.

5

Подведение итогов урока

4мин

Учитель предлагает перейти к обсуждению формулировки определения «реакции ионного обмена».

Акцентирует внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов

 

Делают вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена

— реакции обмена ионами

— в растворах электролитов

— с образованием неэлектролита

в виде —  осадка ()

-газа ()

— малодиссоциирующего вещества (H2O)

6

Закрепление

5мин

Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Выберите условный знак каждого случая:

, , <->, Н2О

Пары электролитов:

1) K2SO4 и BaCl2

2) Na2CO3 и HCl

3) KOH и H2SO4

4) KCl и Na2SO4

Учитель организует проверку выполнения задания.

Фронтальная беседа.

В чем суть РИО?

Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)

 1)

2)

3) Н2О

4) <->

Обсуждение в парах.

Отвечают на вопросы, записанные на доске.

7

Домашнее задание с комментированием

2мин

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §37, упр.1-3 стр.155.

Записывают дом.задание в дневники

8

Рефлексия и самооценка

1мин

Учитель просит оценить свое самочувствие после урока

Записывают в тетради цифру 1,2,3 – отношение к сегодняшнему уроку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here