Войстрик Т.И.

учитель химии, биологии

Белагашская школа-сад

Жаксынского района

Акмолинской области

Урок химии в 9 классе

Тема: Карбоновые кислоты

Цель: познакомить учащихся с классом карбоновых кислот; опираясь на знания учащихся о строении и свойствах неорганических кислот изучить строение карбоновых кислот; закрепить знания о гомологическом ряде; расширить знания о значении веществ на примере использования карбоновых кислот в природе, в промышленности;

— развивать навыки самостоятельной работы с химическими реактивами;

— воспитывать аккуратность в работе, интерес к предмету.

Оборудование: химическая посуда, химические реактивы, раствор HCl, металлы Zn и Mg, CuO,

NaOH, индикаторы, уксусная кислота, спирты, видеоролик, компьютер +

презентация, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока:

Организационный момент.

I.Приветствие.

II. Психологический настрой.

Человек рождается на свет,

Чтобы творить, дерзать и не иначе,

Чтобы оставить в жизни добрый след,

И решить все трудные задачи.

Эпиграф урока: «Просто знать еще не все, знания нужно уметь использовать.»

( Гете)

  1. Слово учителя.

— С давних пор люди использовали растения в качестве приправы для придания пище кислого вкуса. Для этого они использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, крапиву. Но ни кто и не думал, что этот вкус обусловлен наличием в них карбоновых кислот .

У вас на столах лежат технологические карты.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово кислота?

кислая, вкусная, едкая, жидкая, опасная, …

Постановка проблемы:

— Вспомните, что называется кислотой? Запишите кратко в карту.

II. Объяснение нового материала учителем.

1. Дать понятие карбоновые кислоты.

-Какие типы гибридизации вы знаете? (SP2)

Общая формула для неорганических кислот HR, а для карбоновых кислот R(COOH)x, CnH2n+1COOH (записать в технологическую карту)

2. Дать название кислотам и записать формулы в технологические карты.

CH4 H – C – O- OH

HCl, H2 SO4, H3 PO4 C2 H6 CH3 – C – O – OH

C3 H8 CH3CH2COOH

По международной номенклатуре название карбоновых кислот составляются добавлением к названию соответствующих насыщенных углеводородов окончания – овая и слова кислота.

Не сидим без мыслей в голове, без дела в руках.

Правила техники безопасности:

При работе с веществами

Не берите их руками,

И не пробуйте на вкус:

Реактивы — не арбуз.

Много говорить не буду,

Но хочу предостеречь:

При работе с кислотою

Нужно глазоньки беречь.

Если попадет на кожу,

Ты быстрей смывай водой!

Эти правила простые

Должен знать из вас любой.

Свойства карбоновых кислот: (сравнить со свойствами неорганических кислот)

1. Меняют цвет индикатора:

Опыт: демонстрация изменения цвета индикатора при взаимодействии с кислотами органическими и неорганическими.

2. Диссоциируют :

HCl H+ + Cl CH3 CОOH CH3 CОO+ + H

3. Взаимодействие с металлами:

Проведем опыты Одновременная демонстрация видео:

(для неорганических кислот) (для карбоновых кислот)

2HCl + Mg Mg Cl 2+ H2 1 – 2CH3 COOH +Mg (CH3 COO)2 Mg + H2

2HCl + CuO CuCl2 + H2O 2 – 2CH3 COOH + Mg O (CH3 COO)2 Mg + H2 O

HCl + NaOH -> NaCl + H2O 3 – CH3 COOH + NaOH -> CH3 COONa + H2 O

HCl + NaCO3 -> NaCl +H2O + CO2 4 – 2CH3 COOH + Na2 CO3 -> CH3 COONa + H3 CO3

Отличие: 5- карбоновые кислоты взаимодействуют со спиртами с

образованием эфиров- (реакция этерификации)

O O

R – C + HOR R – C + H2O

OH OR

Среди карбоновых кислот

Известных лиц невпроворот.

В кислотах группы карбоксильные

Но все кислоты здесь не сильные.

4. Рассмотрим многообразие кислот:

Карбоновые кислоты

(по основности)

Одноосновные Многоосновные

HCOOH HOOCCOOH щавелевая кислота

CH3COOH HOOCCH2COOH янтарная кислота

по углеводородному радикалу

насыщенные ненасыщенные

CH4 – (CH3COOH) C17 H35 COOH стеариновая кислота

C3 H8-(CH3-CH2-COOH) C17 H33 COOH олеиновая кислота

Получение:

1. Дети называют способы получения неорганических кислот и записывают уравнение в технологические карты

2. Учитель объясняет способы получения карбоновых кислот:

1. Окислением альдегидов:

HCOH + [O]→ HCOOH

Применение: Учащимся было дано поисковое творческое задание:

«Применение кислот». Послушаем ее. (Презентация)

III. Рефлексия:

  1. Какую кислоту применяют для консервирования – уксусную

  2. Какая кислота содержит в молочных продуктах и в соленых огурцах – молочная

  3. Какая кислота образуется в организме человека в процессе обмена вещества – уксусная

  4. Как иначе называется метановая кислота – муравьиная

  5. Почему болят ноги после физических нагрузок – образуется молочная кислота

  6. Какие кислоты в табачном дыме – уксусная, муравьиная.

Задача: При окислении 308г уксусного альдегида образуется уксусная кислота количеством?

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание: § 54, Упражнение 7.

Функци

Неорганические кислоты

Карбоновые кислоты

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

6

7

8

Определение

Общая формула

Электронное строение

Название кислот

Химические свойства

Классификация

Получение

Применение

CH4

C2 H6

C3 H8

C4 H10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here