МОУ Бендерская гимназия №2

Урок химии 8 класс.

По теме:«Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»

Выполнила:

Стоян АннаВладимировна

учитель химии

Бендеры 2013г.

Пояснительная записка.

Данный урок является первым при изучении темы: «Кислород», по программе Химия. 8 класс, Л.С.Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева.

Разработан урок с учетом личностно – ориентированной технологии; главной методической идеей является деятельный подход к построению урока.

Урок «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды». пример возможной интеграции курсов химии, биологии, географии .

В ходе урока учащиеся приводят примеры из жизни, самостоятельно делают выводы, проводят лабораторный опыт, делают записи в тетрадях, выступают с сообщением, которое готовят к уроку самостоятельно. Учащиеся осмысливают практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Занятие насыщено их разнообразной деятельностью. Учитель в ходе урока лишь направляет и организовывает работу учащихся.

Урок дает возможность развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать мыслительные операции учащихся; способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником.

Не менее ценным является возможность развития на уроке коммуникативных умений: работать в группах, парах. Работая в парах, учащиеся учатся слышать друг друга, уступать или отстаивать свою точку зрения.

Давая на дом выполнение творческого задания, учитель пробуждает у учащихся

«исследовательский инстинкт», развивает учебную самостоятельность, помогает осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний, побуждает интерес к изучению химии, дает возможность закрепить изученный материал.

Все это отвечает требованиям личностно- ориентированной педагогики, способствует развитию индивидуальных и личностных особенностей и возможностей ученика.

Тема: «Кислород в природе как химический элемент.

Оксиды».

(учебник Л.С.Гузея , В.В.Сорокина 8 кл.)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;

Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.

Задачи:

— конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.

— развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, литературы;

способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,

развивать самостоятельность.

— развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.

— создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.

Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.

Обеспечение занятия:

Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.

ХОД УРОКА:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

— приветствие

— подготовка класса к уроку

— наличие учащихся

II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А). Вводное слово учителя

Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций.

Б)Формулировка темы урока:

Учитель читает выразительно загадку:

Достоин этот газ – удивленья-

Его применяют сейчас

Для резки металлов и в сталеваренье

И в доменных мощных печах.

Берет его летчик в высотные дали

Проводник с собою берет,

Вы наверно уже угадали

Что этот газ… .

— О каком газе идет речь в данной загадке?

— Какой будет тема урока?

В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.

— На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»

3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?

— А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока?

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»

Слушают учителя.

Работа в группах.

Составляют вопросы и их озвучивают

(1уч-ся от группы). Добавляют в цель урока.

III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

-Что вам уже известно о кислороде?

Работа в парах.

Отвечают на вопрос

Сообщение уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

— А где мы можем взять информацию о кислороде, как химическом элементе?

Самостоятельная работа.

-Прочтите п.4.2.Изложенные в нем сведения представьте виде таблицы.

Отвечают на вопрос.

(ПСХЭ)

Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем.

символ

Аr

валентность

группа

подгруппа

период

— Где в природе находится кислород?

-Кислород находится в атмосфере(23% по массе), в земной коре (47%), в живых организмах (65%),в гидросфере (89%).

В целом99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% — свободное простое вещество. Кажется, что это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится

1,5 1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. По

ходу рассказа записывается опорная схема на доске.

— В виде чего кислород присутствует в атмосфере?

— А в виде чего кислород присутствует в гидросфере?

— Вода простое или сложное вещество?

— Какие еще сложные вещества вы знаете в состав, которых входит кислород ?

Самостоятельная работа..

Задание 1.«-Рассмотрите таблицу «Оксиды химических элементов»

п. 4.2 стр.66.

-К какой группе веществ – простых или сложных- относятся оксиды?

-Сколько элементов входит в состав оксидов?

— Какой элемент обязательно входит в состав оксидов?

-Что общего для всех этих веществ?

— Попробуйте сформулировать определение «оксиды».

Задание2. Прочитайте первый абзац на с.67. Ответьте на вопросы:

1.От чего зависит название оксида?

2.Что означают приставки «моно», «ди», «три», «тетра»?

3.Как используя соответствующую приставку, назвать SO2, SO3?

4.Что означает число, указанное в названии оксида?

Например, оксид железа(III)?

5.Дайте название оксидам, приведенным в таблице на с.66.

Лабораторный опыт №6.

Ознакомление с образцами оксидов»

Учебник стр.259

Инструктаж по Т.Б.

Заполнить таблицу.

Проверка результатов лабораторного опыта и заполнения таблицы.

Отвечают на вопрос.

-Атмосфера, гидросфера,живая природа ,литосфера(земная кора).

Составляют и записывают опорную схему в тетрадь.

О в природе

в атмосфере в земной коре в воде в жив.организмах

23% 47% 89% 65%

В целом: в виде соединений 99,99%

В свободном виде 0,01% — 1,51015тонн

Отвечают на вопрос.

-В атмосфере планеты присутствует газообразный кислород.

Отвечают на вопрос.

В гидросфере в виде газа и воды.

Отвечают на вопрос.

Сложное.

Называют вещества.

-Песок SiO2 , углекислый газ CO2 , негашеная известь CaO и т.д.

Работа с таблицей в учебнике.

Сложных.

Два.

ислород.

-То, что они содержат кислород и

состоят из двух элементов.

Дают определение и записывают его в тетрадь.

-Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.

Отвечают на вопросы

— Их названия зависят от числа атомов кислорода в химической формуле.

«моно»- один, «ди»- два, «три»- три, «тетра»- четыре.

Диоксид серы., триоксид серы.

-Число указанное в названии оксида означает валентность образующего оксид элемента. Железо —III валентно

Дают название.

Работа в парах.

Выполнение опыта

Заполнение таблицы

После выполнения работа проверяется.(1 из пары дает характеристику 1 оксида)

Формула и название

Агрегатное состояние

цвет

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

-Используя полученные знания на уроке сделайте следующие задания.

(Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданиями( см. приложение) после решения ребята оглашают ответ)

Выполняют задание.

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Для всех : п.4.1; 4.2; записи в тетради.вопрос.№1, стр.65.или вопрос №2 стр.67.

По желанию:

— найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;

— написать сказку о кислороде;

— составить кроссворд;

Записывают задание в дневник

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

-А сейчас давайте подведем итог работы на уроке.

Вывешиваются вопросы .

— Какова была цель урока?

— Как вы считаете, достигли мы этой цели?

— Как добились реализации цели?

— Были ли трудности , и какие ?

— Что помогало в достижении цели?

— Что мешало?

— Чему новому ты научился, что приобрел?

-Сегодня вы много и хорошо работали.

-Молодцы!

-Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Литература:

1.Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс; Учебник Для общеобразовательных учреждений М;Дрофа,2003 .

2.Иванова Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: кн.для учителя М.; Просвещение,1988.

3.Личностно-ориентиентировнный подход в педагогической деятельности(под редакцией Е.Н.Степанова) М.;2003.

4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы (сост. Каверина),М.;Дрофа,2000.

5.Основы творческой разработки урока в технологии лоо. Барнаул.

6.Программы для общеобразовательных учреждений: химия 8-11 класс (сост.Н.И.Габрусева М.:Дрофа ,2000.(Министерство образования РФ).

7.Суровцева Р.П.,Гузей Л.С. Контрольные работы. Химия 8-9 классы, Дрофа,2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточки- задания для закрепления полученных знаний.

Карточка – задание № 1.

Химические домики.

Si

O

Al

O

N(V)

O

Ca

O

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность:H, C(IV), Na.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

H2O, CH4, NaOH, Al2O3.

Карточка – задание № 2

Химические домики.

S(IV)

O

K

O

Ba

O

Cl

O

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность Mg, P,Ca.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды

MgSO4, CO2, SiO2, H2O2 .

Карточка – задание № 3

Химические домики.

Cr(III)

O

Br

O

Si

O

Mg

O

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: S(IV), Al, Li.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

H3PO4, SO2, Ca(OH)2, К2SО4.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here