МОУ Бендерская гимназия №2
Урок химии 8 класс.
По теме:«Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»
Выполнила:
Стоян АннаВладимировна
учитель химии
Бендеры 2013г.
Пояснительная записка.
Данный урок является первым при изучении темы: «Кислород», по программе Химия. 8 класс, Л.С.Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева.
Разработан урок с учетом личностно – ориентированной технологии; главной методической идеей является деятельный подход к построению урока.
Урок «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды». пример возможной интеграции курсов химии, биологии, географии .
В ходе урока учащиеся приводят примеры из жизни, самостоятельно делают выводы, проводят лабораторный опыт, делают записи в тетрадях, выступают с сообщением, которое готовят к уроку самостоятельно. Учащиеся осмысливают практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Занятие насыщено их разнообразной деятельностью. Учитель в ходе урока лишь направляет и организовывает работу учащихся.
Урок дает возможность развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать мыслительные операции учащихся; способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником.
Не менее ценным является возможность развития на уроке коммуникативных умений: работать в группах, парах. Работая в парах, учащиеся учатся слышать друг друга, уступать или отстаивать свою точку зрения.
Давая на дом выполнение творческого задания, учитель пробуждает у учащихся
«исследовательский инстинкт», развивает учебную самостоятельность, помогает осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний, побуждает интерес к изучению химии, дает возможность закрепить изученный материал.
Все это отвечает требованиям личностно- ориентированной педагогики, способствует развитию индивидуальных и личностных особенностей и возможностей ученика.
Тема: «Кислород в природе как химический элемент.
Оксиды».
(учебник Л.С.Гузея , В.В.Сорокина 8 кл.)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;
Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.
Задачи:
— конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.
— развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, литературы;
способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,
развивать самостоятельность.
— развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.
— создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.
Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.
Обеспечение занятия:
Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.
Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.
ХОД УРОКА:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
— приветствие
— подготовка класса к уроку
— наличие учащихся
II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Деятельность ученика | |
А). Вводное слово учителя Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций. Б)Формулировка темы урока: Учитель читает выразительно загадку: Достоин этот газ – удивленья- Его применяют сейчас Для резки металлов и в сталеваренье И в доменных мощных печах. Берет его летчик в высотные дали Проводник с собою берет, Вы наверно уже угадали Что этот газ… . — О каком газе идет речь в данной загадке? — Какой будет тема урока?
В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.
— На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: 1).Какие сведения о кислороде вам уже известны? 2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?» 3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести? — А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока?
| Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды» Слушают учителя.
Работа в группах. Составляют вопросы и их озвучивают (1уч-ся от группы). Добавляют в цель урока. |
III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Работа в парах. Отвечают на вопрос
Сообщение уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе». |
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Отвечают на вопрос. (ПСХЭ)
Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем.
|
Аr | валентность | группа | подгруппа | период | |
|
|
|
|
|
|
Отвечают на вопрос. -Атмосфера, гидросфера,живая природа ,литосфера(земная кора). Составляют и записывают опорную схему в тетрадь. О в природе
в атмосфере в земной коре в воде в жив.организмах 23% 47% 89% 65%
В целом: в виде соединений 99,99% В свободном виде 0,01% — 1,•51015тонн
Отвечают на вопрос. -В атмосфере планеты присутствует газообразный кислород.
Отвечают на вопрос. — В гидросфере в виде газа и воды.
Отвечают на вопрос. — Сложное.
Называют вещества. -Песок SiO2 , углекислый газ CO2 , негашеная известь CaO и т.д.
Работа с таблицей в учебнике.
— Сложных.
— Два.
-Кислород.
-То, что они содержат кислород и состоят из двух элементов. Дают определение и записывают его в тетрадь. -Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.
Отвечают на вопросы — Их названия зависят от числа атомов кислорода в химической формуле. — «моно»- один, «ди»- два, «три»- три, «тетра»- четыре.
— Диоксид серы., триоксид серы.
-Число указанное в названии оксида означает валентность образующего оксид элемента. Железо —III валентно
Дают название.
Работа в парах. Выполнение опыта
Заполнение таблицы После выполнения работа проверяется.(1 из пары дает характеристику 1 оксида)
|
Агрегатное состояние | цвет | |
|
|
|
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Выполняют задание. |
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Записывают задание в дневник |
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Отвечают на вопросы. |
Литература:
1.Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс; Учебник Для общеобразовательных учреждений М;Дрофа,2003 .
2.Иванова Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: кн.для учителя М.; Просвещение,1988.
3.Личностно-ориентиентировнный подход в педагогической деятельности(под редакцией Е.Н.Степанова) М.;2003.
4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы (сост. Каверина),М.;Дрофа,2000.
5.Основы творческой разработки урока в технологии лоо. Барнаул.
6.Программы для общеобразовательных учреждений: химия 8-11 класс (сост.Н.И.Габрусева М.:Дрофа ,2000.(Министерство образования РФ).
7.Суровцева Р.П.,Гузей Л.С. Контрольные работы. Химия 8-9 классы, Дрофа,2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточки- задания для закрепления полученных знаний.
Карточка – задание № 1.
Химические домики.
Si | O |
Al | O |
N(V) | O |
| |
Ca | O |
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность:H, C(IV), Na.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H2O, CH4, NaOH, Al2O3.
Карточка – задание № 2
Химические домики.
S(IV) | O |
K | O |
Ba | O |
| |
Cl | O |
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность Mg, P,Ca.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды
MgSO4, CO2, SiO2, H2O2 .
Карточка – задание № 3
Химические домики.
Cr(III) | O |
Br | O |
Si | O |
| |
Mg | O |
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: S(IV), Al, Li.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H3PO4, SO2, Ca(OH)2, К2SО4.