Авторский интегрированный урок – исследование

по химии, биологии и географии

8 класс

Тема: «Контрольная закупка»

Выполнили:

Учителя МОУ Лесная СОШ:

Чернышёва Татьяна Викторовна – химик,

Жигалова Мария Александровна – биолог

с. Лесное, Лесной район, Тверская область

2012 год

Пояснительная записка

Урок-исследование «Контрольная закупка» проводился как открытый урок в рамках ежегодного Дня открытых дверей в МОУ Лесная СОШ. На уроке присутствовали социальные партнёры школы, родители, педагоги Михайловской основной школы, Алексейковской СОШ, с которыми мы сотрудничаем в рамках сетевого взаимодействия базовых школ региона. Выбор такой формы урока, как интегрированный урок химии, биологии и географии, не случаен. Во-первых, объем знаний обучающихся по отдельным предметам довольно большой, а вот соединить их и применить на практике не всегда получается. Этому учит именно интегрированный урок. Учит конкретные знания направить на защиту своего здоровья. Во-вторых, именно на интегрированном уроке появляется больше возможностей для формирования общеучебных навыков, необходимых на любом уроке, да и во внеурочной деятельности: умение работать с разными источниками информации, использовать аргументацию из различных областей знаний, структурировать материал, выявлять общую проблему и находить точный выход на практику.

Восьмиклассники с интересом выполняют практическую работу «Внимание! Этикетка!», определяют производителя продукта и узнают о его составе. Знакомясь с вредными компонентами, действительно опасными для здоровья человека, ученики начинают задумываться о своём здоровье, верно расставлять приоритеты при ежедневной покупке продуктов питания.

Для трансляции педагогического опыта мы разместили данный урок на сайте школы. В электронном и бумажном вариантах он представлен в школьном методическом кабинете и в ИЦШ.


Актуальность.

В последнее десятилетие становятся более заметными отклонения в состоянии здоровья школьников на фоне некомпетентного выбора продуктов , нарушения культуры питания. К сожалению, статистика дает нам неутешительные результаты. За последние 10 лет количество школьников с хроническими патологиями возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию. В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из ключевых задач нашей школы. Совместные усилия родителей, педагогов, специалистов, позволяют формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки.
Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно. Если мы не будем заботиться о своем здоровье,— у нас не будет будущего. Будущее нашей страны— счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми— сделать их здоровыми!

Эпиграф урока:

 «Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать. Кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь».

Интегрированный урок по естествознанию

( с использованием курсов химии, биологии и географии)

Контрольная закупка.

Имя урока: Сто болезней входят в человека через рот…

Форма урока: интегрированный урок – исследование.

Цели урока:

предметная – изучить состав ежедневно употребляемых продуктов питания, выявить опасные компоненты, определить производителя ;

метапредметная – овладение основными общеучебными навыками, необходимыми для проведения исследования;

личностная – формирование необходимости заботы о своём здоровье.

Задачи урока:

— активизация познавательной деятельности обучающихся на материале, основанном на знаниях трёх дисциплин, развитие умения использовать аргументацию из различных областей наук (химия, биология, география)

— формирование у обучающихся умения самостоятельно находить нужную информацию, работать с разными источниками информации;

-формирование ключевых компетентностей в области ИКТ;

— формирование метапредметных навыков, необходимых в любом исследовании: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы, формулировать выводы;

— развитие психологического умения работы в малых группах

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для самореализации личности.

План урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

1. Вводное слово учителя.

Русская пословица гласит: «Что пожуёшь, то и наживёшь»…

Самостоятельное определение темы урока через размышления о пословице.

2.Итоги анкетирования

Корректирует по необходимости

Ученица представляет итоги анкетирования:

Вопросы анкеты…

Кол-во респондентов…

Главные продукты на столе…

Неизвестное…

3.Географический блок

Обозначение на карте пищевой промышленности мест производства продуктов питания (ПП)

Результаты исследования — презентация «Наша продуктовая корзина». Приложение 4.

4.Химический блок

Проводит инструктаж по выполнению практической работы.

Представляет список полезных ПП.

Выполняют практическую работу в группах: «Посмотри на этикетку!»,

1 группа – сладости

2гуппа — напитки

3 группа — мясные продукты

4 группа- фаст-фуд

5 группа — молочные продукты

Заполнение рабочей таблицы- приложение1,2.

Выступают с выводами.

Рефлексия.

5.Биологический блок

Комментарии об опасных заболеваниях, связанных с индексом Е.

Защита презентации на тему: «Осторожно, Е!», приложение 3.

6.Тестирование

приложение 3.

Разъяснения по выполнению.

Решают тест, озвучивают выводы.Рефлексия.

7. Заключение.

Рефлексия.

Закончите предложение: Сегодня на уроке я понял(а)., что….. я узнал(а)….

Выполняют задание «Незаконченный тезис».

Делятся впечатлениями об уроке.

8.Домашнее задание

Предложение задания по выбору: составить и оригинально оформить безопасное дешёвое меню на выходные дни, рассказать об опасных пищевых добавках своей семье, друзьям.

Оценивание итогов урока.

Запись выбранного домашнего задания.

Выставление оценок в дневник.

Методическая литература

1. А.А. Покровский «Справочник по диетологии». М.: Медицина, 1981.

2. Энциклопедия для детей, т.2 «Биология», Москва, «Аванта+», 1996г.

3. Журнал «Биология в школе» № 7, 2004г.

4. Журнал « Биология в школе» № 3, 2007г.

5. И. М. Скурихин, А. П. Нечаев Всё о пище с точки зрения химика. М.: «Высшая школа» 1991г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here