Тема урока. Оксиды, их классификация и свойства.
Цель: Формирование целостного представления об оксидах, как классе неорганических соединений.
Задачи:
Образовательная:
— обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов»;
— познакомить со значением оксидов в природе и жизни человека.
Развивающая:
— продолжить формирование умений определять степень окисления элемента по формуле, составлять формулы сложных веществ по степени окисления, составлять уравнения химических реакций;
— развитие умений самостоятельно приобретать знания.
Воспитательная:
— воспитание интереса к предмету, к процессу познания.
Оборудование:
Ход урока.
1.Разминка для ума.
Какие типы химических реакций вы знаете?
Дайте определение каждому типу.
2.Угадай, о каком типе химической реакции идет речь.
3.Разгадай шифр черного ящика.
Тип химической реакции | ||||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CaO+P2O5=Ca3(PO4)2 | 5 | 1 | 9 | 2 |
NaNO3=NaNO2+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Pb3O4+H2= Pb+ H2O | 3 | 9 | 6 | 0 |
Fe(OH)3+H2SO4=Fe2(SO4)3+ H2O | 4 | 5 | 7 | 2 |
Al+CuCl2=AlCl3+Cu | 1 | 8 | 6 | 0 |
Химическое уравнение 2 вариант | Тип химической реакции | |||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CuCl2+Mn=MnCl2+Cu | 1 | 5 | 9 | 2 |
CrO3=Cr2O3+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Ca(OH)2+H3PO4= Ca3(PO4)2+ H2O | 0 | 9 | 6 | 3 |
MnO2+Al=Al2O3+Mn | 2 | 5 | 7 | 7 |
BaO+ H2O= Ba(OH)2 | 8 | 1 | 6 | 0 |
4. 18321
4.Загадка. Угадай, о каком веществе идет речь?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу
Знакомы с детства мы с водою,
Она есть всюду на Земле —
И в облаках над головою,
И в чайной чашке на столе…
Она повсюду рядом с нами,
И так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами,
И речки быстрою струей…
Всяк зверь стремится к водопою,
Ей рады птица и цветок…
Где есть вода — там все живое,
Где нет — пыль камень и песок.
К какому классу неорганических соединений её можно отнести?
5. Тема нашего урока. Оксиды, их классификация и свойства.
6. Работа на любом предприятии или в научно-исследовательском институте складывается из успешной работы каждого отдела или цеха. Мы пойдем по этому же пути. Наша задача-обобщить знания об оксидах, дать их полную характеристику. Класс разделится на группы (или отделы), каждая группа получит свое задание. Во главе каждого отдела встанет руководитель, который распределит и оценит работу каждого. На подготовку отводится не более 5-7 минут. Перед началом работы заготовьте в тетради таблицу, которую будете заполнять в ходе урока.
Тезисы | |
|
|
Задание отделу информации и систематизации.
-
Что такое оксиды?
-
Можно ли H2O2, K2O2, OF2 считать оксидами? Почему?
-
Приведите примеры оксидов и назовите их.
-
Пользуясь учебником, дайте классификацию оксидам по составу, физическим и химическим свойствам. Составьте схему, отражающую классификацию оксидов.
Задание опытно-экспериментальному и аналитическому отделу.
-
Проведите с помощью учителя эксперимент.
-
Какими свойствами обладают оксиды?
-
Сделайте записи уравнений реакций на доске.
Задание отделу реализации и связей.
-
Приведите примеры использования оксидов в быту, технике, природе и т.д.
-
Дайте технические названия важнейших из них.
-
Какими способами их можно получить? Приведите уравнения реакций.
-
Установите связи оксидов с другими веществами. Ответ дайте в виде схемы.
Тезисы | |||||||||||||||||||||||
Состав | ЭхОу-2 | ||||||||||||||||||||||
Классификация |
| ||||||||||||||||||||||
Химические свойства |
| ||||||||||||||||||||||
Получение |
| ||||||||||||||||||||||
Связи с другими классами веществ. |
| ||||||||||||||||||||||
Применение
|
|
Тест по теме «Оксиды».
-
Высшую валентность азот проявляет в оксиде
1) Sn 2) NO2
3) NO 4) N2O
-
Оксид кальция реагирует с
1) Li 2 O 2) Cu
3) HNO3 4) MqO
-
Формулы кислотного, основного, амфотерного оксидов, соответственно
-
MnO2, CO2, Al2O3
-
CaO, SO2, BeO
-
Mn2O7, CaO, ZnO
-
MnO, CuO, CO2
-
Формула продукта горения фосфора в кислороде и коэффициент перед ней в соответствующем уравнении реакций:
-
РО
-
Р2О5
-
2Р2О5
-
Р2О3
-
Оксид серы не реагирует с:
-
NaOH
-
CaO
-
H2O
-
CO2
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой СО2+О2= СО2, равна
1) 3, 2) 4, 3) 5, 4) 6
7.Основные оксиды активных металлов могут реагировать:
-
только с водой
-
со щелочами
-
с водой и кислотами
-
с кислотами и щелочами
8. Большинство кислотных оксидов реагирует
1) только с водой
2) только с кислотами
3) со щелочами и кислотами
4) с водой и щелочами
9. Формулы оксидов хлора (VII) и алюминия, соответственно:
1) Cl2O и Al2O3 2) ClO2 и Al2O3
3) Al2O3 и Cl2O7 4) Cl2O7 и Al2O3
10. Высшую и низшую валентность сера проявляет соответственно в соединениях
1) SO3 и ZnS 2) SO2 и H2S
3) SO3 и SO2 4) H2S и SO3
Мини – анкета для учащихся
Понравилось ли вам форма проведения урока: Да Нет Не очень Не знаю | |
Узнали вы сегодня что-либо новое: Да Нет Не знаю
| Хотелось ли вам проводить уроки по такому типу (проектирование): Да Нет Не знаю Иное |
Домашнее задание. Подготовить проект по любому оксиду по плану.
Классификация оксидов.
Определение | Пример | |
Нормальные | Те, в которых есть только связи между кислородом и каким-нибудь элементом | Мg O,SO2 |
Пероксиды | Те, в которых есть связи между двумя атомами кислорода | Na2O2, H2O2 |
Смешанные | Те, которые представляют собой смесь двух оксидов одного элемента в разных степенях окисления | Pb3O4=2PbO PbO2 Fe3O4=FeO Fe2O3 |
Кислотные или ангидриды | Те, которые реагируют с водой, образуют кислоты; с основаниями и основными оксидами образуют соли | SO3, SO2, Mn2O7 |
Основные | Те, которые реагируют с водой, образуя основания; с кислотами и кислотными оксидами образуют соли | CaO, Na2O |
Амфотерные | Те, которые в зависимости от условий проявляют свойства и кислотных, и основных оксидов | ZnO, Al2O3 |
Безразличные (несолеобразующие) | Те, которые не реагируют ни с кислотами, ни с основаниями. Солей не образуют | NO, N2O |
ковалентные ионные
по типу химической связи
Оксиды по кислотно-основным свойствам
амфотерные безразличные основные кислотные
(несолеобразующиеся)
по составу
нормальные пероксиды смешанные
Оксиды, их применение
В природе
-
Один из распространенных оксидов – диоксид углерода CO2 – содержится в составе вулканических газов.
-
Газ, необходимый растениям для фотосинтеза
-
Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
-
В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.
-
Растения благодаря фотосинтезу усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.
Cухой лед – тоже CO2
-
Сухой лед в отличие от водяного льда плотный. Он тонет в воде, резко охлаждая ее.
-
Горящий бензин можно быстро потушить, бросив в пламя несколько кусочков сухого льда.
-
Главное применение сухого льда — хранение и перевозка продуктов: рыбы, мяса, мороженого.
-
Ценность сухого льда заключается не только в его охлаждающем действии но и в том, что продукты в углекислом газе не плесневеют, не гниют.
Оксид углерода (II) CO
-
Оксид углерода (II)применяется для обработки мяса животных и рыбы, придает им ярко красный цвет и вид свежести, не изменяя вкусовых качеств
-
Является хорошим восстановителем в металлургическом производстве. Образуется при неполном сгорании кокса в доменной печи.
Металлические руды
-
Многие руды металлов являются оксидами. Например: красный, магнитный и бурый железняки, бокситы (оксид алюминия),
Оксид хрома(III) – Cr2O3 –кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде.
-
Оксид хрома(III) – Cr2O3 –кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде.
-
Cr2O3 используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики.
-
Паста ГОИ (“Государственный оптический институт”) на основе Cr2O3 применяется для шлифовки и полировки оптических изделий, в ювелирном деле.
Оксид кальция СаO
-
Оксид кальция – основный оксид.
-
Оксид кальция при взаимодействии с водой образует гашёную известь, которая широко используется в строительстве, при производстве сахара .
Оксид кремния (IV) SiO2
-
Плиний считал, что горный хрусталь «рождается из небесной влаги и чистейшего снега». Однако состав его иной: оксид кремния (IV) SiO2.
-
Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал — все это оксид кремния (IV).
-
Диоксид кремния применяют в производстве стекла, керамики, абразивов, бетонных изделий, для получения кремния, как наполнитель в производстве резин, при производстве кремнеземистых огнеупоров, в хроматографии и др.
Оксид бериллия BeO
-
Оксид бериллия является наиболее теплопроводным из всех оксидов и служит высокотеплопроводным высокотемпературным изолятором, и огнеупорным материалом(тигли), а кроме того наряду с металлическим бериллием служит в атомной технике как более эффективный замедлитель и отражатель нейтронов чем чистый бериллий, кроме того оксид бериллия в смеси с окисью урана применяется в качестве очень эффективного ядерного топлива.
-
Оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила).
-
Цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков.
-
Фармацевты делают из оксида цинка вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.
-
Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. .…
Тип химической реакции | ||||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CaO+P2O5=Ca3(PO4)2 | 5 | 1 | 9 | 2 |
NaNO3=NaNO2+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Pb3O4+H2= Pb+ H2O | 3 | 9 | 6 | 0 |
Fe(OH)3+H2SO4=Fe2(SO4)3+ H2O | 4 | 5 | 7 | 2 |
Al+CuCl2=AlCl3+Cu | 1 | 8 | 6 | 0 |
Химическое уравнение 2 вариант | Тип химической реакции | |||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CuCl2+Mn=MnCl2+Cu | 1 | 5 | 9 | 2 |
CrO3=Cr2O3+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Ca(OH)2+H3PO4= Ca3(PO4)2+ H2O | 0 | 9 | 6 | 3 |
MnO2+Al=Al2O3+Mn | 2 | 5 | 7 | 7 |
BaO+ H2O= Ba(OH)2 | 8 | 1 | 6 | 0 |
Химическое уравнение 1 вариант | Тип химической реакции | |||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CaO+P2O5=Ca3(PO4)2 | 5 | 1 | 9 | 2 |
NaNO3=NaNO2+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Pb3O4+H2= Pb+ H2O | 3 | 9 | 6 | 0 |
Fe(OH)3+H2SO4=Fe2(SO4)3+ H2O | 4 | 5 | 7 | 2 |
Al+CuCl2=AlCl3+Cu | 1 | 8 | 6 | 0 |
Химическое уравнение 2 вариант | Тип химической реакции | |||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CuCl2+Mn=MnCl2+Cu | 1 | 5 | 9 | 2 |
CrO3=Cr2O3+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Ca(OH)2+H3PO4= Ca3(PO4)2+ H2O | 0 | 9 | 6 | 3 |
MnO2+Al=Al2O3+Mn | 2 | 5 | 7 | 7 |
BaO+ H2O= Ba(OH)2 | 8 | 1 | 6 | 0 |
Химическое уравнение 1 вариант | Тип химической реакции | |||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CaO+P2O5=Ca3(PO4)2 | 5 | 1 | 9 | 2 |
NaNO3=NaNO2+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Pb3O4+H2= Pb+ H2O | 3 | 9 | 6 | 0 |
Fe(OH)3+H2SO4=Fe2(SO4)3+ H2O | 4 | 5 | 7 | 2 |
Al+CuCl2=AlCl3+Cu | 1 | 8 | 6 | 0 |
Химическое уравнение 2 вариант | Тип химической реакции | |||
Реакция замещения | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция обмена | |
CuCl2+Mn=MnCl2+Cu | 1 | 5 | 9 | 2 |
CrO3=Cr2O3+O2 | 7 | 4 | 8 | 3 |
Ca(OH)2+H3PO4= Ca3(PO4)2+ H2O | 0 | 9 | 6 | 3 |
MnO2+Al=Al2O3+Mn | 2 | 5 | 7 | 7 |
BaO+ H2O= Ba(OH)2 | 8 | 1 | 6 | 0 |