Войстрик Т.И.

учитель химии, биологии

Белагашская школа-сад

Жаксынского района

Акмолинской области

Тема: Серная кислота.

Цель и задачи урока

  1. Расширение знаний о кислотах на примере свойств серной кислоты, совершенствовать знания и умения, учащихся при написании уравнений реакций, работы с химическими веществами, при выполнении химических опытов;

  2. Формирование навыков сравнения, обобщения на примере свойств серной кислоты и умения выделять особенности, развитие творчества, интереса к предмету;

  3. Воспитание самостоятельности, аккуратности при выполнении опытов, записи уравнений реакций, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Оборудование и вещества: кусочек сахара, спил дерева, ткань, концентрированная и разбавленная серная кислота, медь, гидроксид натрия, цинк, хлорид бария, оксид меди (II), спиртовка, пробирки.

Высказывание: «Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота.»

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)

  2. Слово учителя

(слайд 2)

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой…

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.

Итак, давайте же выясним, о каком веществе идет речь.

(О серной кислоте)

  1. Актуализация опорных знаний.

    1. Откройте рабочие тетради, запишите число. Запишите все, что вы знаете о серной кислоте.

(Жидкость, двухосновная, кислород содержащая, молярная масса равна 98 г/моль, меняет цвет индикатора)

  1. Изучение новой темы. (Презентация)

Слайд №2 Открывается тема урока, учащиеся записывают ее в тетрадь.

Учитель сообщает цель и задачи урока.

— У каждого вещества есть своя история открытия, такая история есть и у серной кислоты. (слайд 3)

С серной кислотой люди познакомились значительно позже, чем с уксусной, примерно в Х веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубакиру аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере, серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серная кислота, иначе купоросное масло, на Руси его получали в 17 веке, при прокаливании купороса и квасцов (сульфата калия-алюминия

KAl(SO4 )2·12H2 O), которые ввозили из-за границы. При правлении Петра I впервые было разрешено производство серной кислоты и «духа купоросного».

  • Физические свойства серной кислоты

Слайд 4 — Как же образуется молекула серной кислоты? И причем здесь эта фотография? ( На фотографии природное озеро серной кислоты на п-ове Камчатка)

Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают формулу серной кислоты и уравнение реакции ее образования.

Слайд № 4 видеоролик об образовании молекулы серной кислоты, с записью в тетради ее физических свойств.

— Серная кислота является сильным электролитом и диссоциирует.

Задание. Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.

Учитель: Мы с вами хорошо знаем правила техники безопасности при работе с кислотой. (Открывается следующий слайд).

Слайд № 6-7 правила техники безопасности. Учащиеся объясняют правила.

— Зная физические свойства и правила техники безопасности, можно рассмотреть и химические свойства.

Слайд № 8 — Какие вы знаете химические свойства кислот, и с какими веществами будет взаимодействовать серная кислота? (Учащиеся записывают уравнения реакций и затем проверяют по слайду)

Учитель. Теперь конкретно рассмотрим химические свойства.

Слайд № 9 На слайде попеременно открывается сначала первая часть каждого уравнения, а после того как учащиеся , проведут демонстрацию (кроме с концентрированной серной кислотой), напишут вторую часть в тетради, открывается по щелчку вторая часть уравнения для проверки. Через гиперссылки рассматриваем кристаллы только что образовавшихся по уравнению веществ.

Концентрированная серная кислота при нагревании может взаимодействовать с металлами, расположенными в ряду напряжений металлов правее водорода. При этом продуктом реакции является сернистый газ.

В этой реакции серная кислота проявляет окислительные свойства, так как сера понижает свою степень окисления.

При взаимодействии концентрированной серной кислоты с цинком возможно образование сернистого газа и серы.

В этих реакциях серная кислота проявляет окислительные свойства, так как сера понижает свою степень окисления.

Концентрированная серная кислота проявляет водоотнимающие свойства – дегидратирующий реагент. Она окисляет сахарозу, при этом образуются летучие газы диоксид углерода и диоксид серы, поэтому масса вспучивается и поднимается.

В этих реакциях серная кислота проявляет окислительные свойства, так как сера понижает свою степень окисления.

Показать взаимодействие концентрированной серной кислоты с кусочком сахара.

Слайд №10 Учащиеся записывают уравнения реакции.

При выполнении качественной реакции на сульфат- ион включается Слайд № 8 с роликом по образованию сульфата бария.

Возвращаемся к слайду Слайд № 8. Обобщаем, подводим итог по свойствам серной кислот.

Применение серной кислоты.

Слайд №14 применение серной кислоты.

Слайд № 15 Соли серной кислоты и их применение.

Слайд № 16 Влияние серной кислоты на окружающую среду.

Учащиеся комментируют фотографии на слайде.

V. Рефлексия. (Слайд 17)

Выберите, с какими из перечисленных веществ реагирует разбавленная серная кислота:

  • цинк, ртуть

  • оксид меди(II),

  • гидроксид натрия,

  • хлорид бария.

Составьте уравнения возможных реакций.

VI. Домашнее задание.

§ 17, Упр № 4(А), Упр №2 (В)

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Целью сегодняшнего урока было: изучить свойства концентрированной серной кислоты, сравнить их со свойствами разбавленной серной кислоты и найти причину этих отличий. С этой задачей мы с вами успешно справились. Таким образом, цель урока достигнута.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here