Урок 20
Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV)
Цели урока:
1. Охарактеризовать соли аммония и оксиды азота (II) и (IV) по следующей схеме: физические и химические свойства, способы получения (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Ход урока
-
Подготовка к восприятию нового материала (10 мин)
Опрос учащихся по домашнему заданию. Анализ практической работы.
-
Изучение нового материала (20 мин)
Соли аммония – сложные вещества, в состав которых входит катион аммония и анион кислотного остатка.
Физ. свойства: твердые крист. в-ва, хорошо растворимые в воде.
Химические свойства:
1. Диссоциация в водном растворе:
NH4NO3 = NH4+ + NO3—
2. Вз—е с кислотами:
(NH4)2CO3 + 2HCl = NH4Cl + CO2 + H2O
3. Вз-е с другими солями:
(NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + NH4Cl
4. Разложение при нагревании: (разрыхлитель в кондитерке):
NH4Cl = NH3 + H2O
5. Лабораторный опыт «Взаимодействие солей аммония со щелочами».
КОН + NH4Cl = KCl + NH3 + H2O
Оксид азота (II)
В нормальных условиях он представляет собой бесцветный газ, плохо растворимый в воде. Сжижается с трудом; в жидком и твёрдом виде имеет голубой цвет.
Несолеобразующий оксид.
Оксид азота(II) — единственный из оксидов азота, который можно получить непосредственно из свободных элементов соединением азота с кислородом при высоких температурах (1200-1300 °C) или в электрическом разряде. В природе он образуется в атмосфере при грозовых разрядах: N2 + O2 = 2NO
и тотчас же реагирует с кислородом: 2NO + O2 = 2NO2
В лаборатории его обычно получают взаимодействием 30%-ной HNO3 с некоторыми металлами, например, с медью:
3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
-
Закрепление нового материала (15 мин)
Решение задач по Рябов Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. С.66.
Домашнее задание: §18, с.52 №12.