Урок химии в 10 классе

Тема урока: Спирты. Состав, классификация, номенклатура и изомерия.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цели:

Образовательная: продолжить формирование знаний о классах органических соединений, понятиях «гомолог», «изомер»; ознакомить с предельными одноатомными спиртами: химическим строением, гомологией, изомерией, физическими свойствами; продолжить формирование умений составлять структурные формулы гомологов и изомеров по названиям.

Развивающая: Развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать полученную информацию; пользоваться справочным материалом; сравнивать, делать выводы; развивать умение логически мыслить. Развивать внимание, умение видеть главное и применять знания изученного материала в жизни. Способствовать дальнейшему формированию умений выделять главное, доказывать, ставить проблемы и находить пути их решения.

Воспитательная: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, формировать способность отстаивать свою точку зрения, умение адекватно давать самооценку. Продолжить формирование знаний о единстве мира природы, развивать коммуникативные навыки, работая в команде. Формировать у учащихся положительный мотив учения. Воспитание творческой, активной, инициативной личности Особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека. Активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни.

Планируемый результат:

1. Конкретизировать понятие «химическая связь», ознакомить учащихся понятием «ковалентная связь», «водородная связь» записывать схемы образования ковалентной химической связи;

2. Давать определение понятиям, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы, понимать , обобщать информацию, представленную в рисунках , схемах и таблицах.

3. Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата .

4. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы, строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, формировать опыт взаимодействия в условиях групповой работы.

5. Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.

Средства обучения:

  • компьютерная презентация

  • мультимедийное учебное пособие «Виртуальная лаборатория»

Оборудование: компьютер, подставка для пробирок, пробирки, держатель, спиртовки, спички, химический стакан.

Реактивы: этиловый спирт, бутиловый спирт, глицерин, вода,

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

  2. Слово учителя:

Доводы, которые человек додумывает сам,

убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим
Б.Паскаль

Издавна человеку известно большое число ядовитых веществ и немало случаев их использования. Все они отличаются по силе и действию на организм человека. Но среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, который человек употребляет в ущерб себе и своему здоровью, — это этиловый спирт.

Сегодня на уроке мы познакомимся с кислородсодержащими углеводородами, с предельными одноатомными спиртами: строением, номенклатурой, изомерией, физическими свойствами; рассмотрим влияние этилового спирта на организм человека.

Ученики класса разделились на 4группы. Получили инструктивную карту индивидуально-групповой работы

Знакомятся с заданиями, и презентацией

Заполняют инструктивную карту.

1группа «Объясните термины»

Изучить слайды презентации, заполнить листы (через 10 мин. работа у доски)

Кислородсодержащие углеводороды

Валентность атома «О»

Функциональная группа

Общая формула спиртов

Определение спиртов

Гомологический ряд спиртов

Валентность равна 2

-ОН

Сn Н2n+1ОН

2 группа «Классификация спиртов»

Определять спирты, используя схему классификации спиртов

По характеру радикала

По числу функциональных групп

По типу атома углерода, связанного с -ОН группой

предельные, непредельные, ароматические

одноатомные, двухатомные, трехатомные, многоатомные

первичные, вторичные, третичные

3 группа «Номенклатура и изомерия предельных одноатомных спиртов» Назовите вещество

Правила «называния» спиртов.

Номенклатура спиртов (R-овый спирт,

R+ ол — международная)

СН3 – СН2 – СН – СН – СН3

СН3 ОН

1. СН3-СН2-СН2-СН2-ОН

2. СН3-СН-СН2-ОН

СН3

3. СН3-СН-СН2-СН3

ОН

СН3

4. СН3-С – СН3

ОН

5. СН3-СН2 — О — СН2 -СН3

Предполагаемый ответ:

3-метилпентанол-2

Предполагаемый ответ: бутанол-1 Предполагаемый ответ:

2-метилпропанол-1

Предполагаемый ответ: бутанол-2

Предполагаемый ответ: 2-метилпропанол-2

Сколько веществ здесь изображено?

-Назовите молекулярную формулу

Предполагаемый ответ: С 4Н9ОН

Как называются вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но разное строение?

Предполагаемый ответ: изомерами

Дайте определение изомерии. Определите ее виды.

4 группа «Физические свойства спиртов»

Агрегатное состояние:

С111— жидкости с алкогольным запахом

С12-С..- твердые вещества, бесцветные, Н.

Растворимость в воде: высокая

Растворимость спиртов в воде обусловлена образованием водородной связи между атомами водорода одной молекулы и атомами сильно электроотрицательных элементов (кислорода, фтора) другой молекулы. Вы знаете, что водородная связь обозначается тремя точками.

. . . О-Н … О-Н …О-Н …

R R R

В образовании водородной связи принимает участие атом водорода гидроксильной группы молекулы спирта, поэтому с увеличением УВ радикала растворимость спиртов уменьшается.

Все спирты легче воды.

5 группа «Оперативная помощь».

Консультанты

В состав группы входят 3-4 ученика, которые отлично успевают по предмету.

Ознакомившись самостоятельно дома с темой урока и получив необходимую консультацию у учителя, они оказывают помощь каждой группе в выполнении предложенных заданий.

Консультанты

Демонстрируют ЛО. Физические свойства: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость.

Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно, отрицательно воздействует на организм человека.

Этиловый, бутиловый спирты, глицерин. Растворимость в воде, действие на белок.

Химический эксперимент.

1. Растворимость спиртов в воде.
2. Влияние этанола на молекулы белков.

Организм человека – белковая материя. Давайте посмотрим, что произойдет при действии спирта на белок.

Опыт: действие этилового спирта на белок (денатурация белка)

Реактивы: этиловый спирт, азотная кислота, белок

Инструктивная карта.

В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1- 2 мл воды, во вторую столько же азотной (серной) кислоты, а в третью столько же этанола.

Отметьте изменения в пробирках.

Вы видите, что действие спирта сродни действию на белок азотной кислоты. Происходит денатурация белка, т. е. необратимое разрушение.

Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие.

Подготовить сообщения о влиянии этилового и метилового спиртов на организм человека

Тестовый контроль

«Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура».

1.Формула вещества, относящегося к классу предельных одноатомным спиртов:

А. С3Н8О2 Б. С5Н12О В. С2Н4О2 Г.С3Н6О

2. Название вещества, формула которого

3 – СН2 – СН(ОН) – СН(СН3) – СН3

А. 1,3-диметилбутанол-2. Б. 2,4диметилбутанол-

B. 4-метилпентанол-3. Г. 2-метилпентанол-3.

3. Виды изомерии, характерные для предельных одноатомных спиртов:

A положения двойной связи. Б.межклассовая.

В. положения функциональной группы

Г. пространственная

4. Изомером 2-метилпентанола-3 является:

A. 2,3-диметилбутанол-2. Б. 2-метилбутанол-2

B. 3-метилпентанол-2. Г. 2-метилпропанол-1.

5. Гомологом 2-метилпропанола-2 является

А. 2-метилпропанол-1 Б. бутанол-2.

В. бутанол-1. Г. 2-метилбутанол-2

На следующих уроках рассмотрим химические свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов

Слово учителя: Что происходит в организме, если спирт попадает внутрь?

Спирт в организме человека: (сообщение учеников)

  • Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, спирт поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды, хорошо растворимы в жирах.

  • Я читал, что ученые установили, что спирт, нарушая функции клеток, приводит к их гибели. При употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки — 7500.

  • Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток. При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов.

Правильно, кроме того, нарушается терморегуляция, в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид, который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола составляет 20 г; при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада, а именно уксусный альдегид и уксусная кислота.

  • Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь

  • Продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет меньше средней

  • Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками.

  • Огромное число людей становятся сиротами, бедняками, одинокими или лишенными родительских прав

Закрепление. Проверка усвоения учебного материала.

1. Что означает название одноатомный спирт?

Предполагаемый ответ: Это название указывает, что в состав молекулы входит одна гидроксильная группа

2.Какой спирт обладает большей растворимостью: пропанол или гептанол? Предполагаемый ответ: пропанол, т.к. у него короче УВ радикал

3.Известно, что пропиловый спирт неограниченно смешивается с водой. Исходя из этого факта предположите, какова будет растворимость глицерина в воде (глицерин – трехатомный спирт)

Предполагаемый ответ: глицерин будет также неограниченно смешиваться с водой, т.к. он содержит тоже три атома углерода.

Итоги урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся

Домашнее задание. Учебник с. …, прочитать конспект, выучить определения. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Влияние спиртов на организм человека».

Заключение.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here