МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №13
Конспект урока
по химии в 8классе
«Количество вещества»
Подготовила учитель химии
Давыдова Светлана Николаевна
Урок «Количество вещества» 8 класс
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «количество вещества», «молярная масса» дать представление о постоянной Авогадро. Показать взаимосвязь количества вещества, числа частиц и постоянной Авогадро, а также взаимосвязь молярной массы, массы и количества вещества. Научить производить расчёты.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
На доске записаны формулы:CO2, KOH, 2KCL, 5O, SO2, H2S, H2O.
Учитель: Прочитать запись и объяснить, что она показывает?
Ребята что сейчас мы с вами читали?
-Химические формулы веществ.
Учитель: Предметом изучения, какой науки является вещество?
-Химии.
Учитель: Мы знаем, как записать химическое явление. Посмотрите на запись уравнений горения углерода. В чем их сходство и отличие?
С+О2 = СО2 С +1/5 О2 = СО
-Реагируют одни и те же исходные вещества, но разное число молекул кислорода и совершенно разные продукты реакции.
Учитель: Да, вещества очень различны, во второй реакции образуется сильнейший яд – угарный газ. И перед химиками стоит задача избежать получения этого вещества. А как отмерить кислород?
-Взвесить.
Учитель: А можно ли взвесить 0,5 молекулы кислорода? Ведь из-за малого размера молекул отсчитать нужное число частиц просто не возможно. Поэтому перед химиками стоял вопрос, как соединить массу (легко взвесить) и число частиц. И они нашли решение, для этого они решили проверить, сколько частиц содержит вещество взятое массой равной его относительной молекулярной массе. Оказалось, что в порции любого вещества содержится одинаковое число частиц равное -6*1023.Это число назвали числом Авогадро. Вот это порция вещества, которая содержит -6*1023 частиц и является ,1 порцией вещества единицей измерения которого, является — моль. А что нужно сделать, чтобы отмерить один моль вещества?
Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль.
— Как вы думаете, я отмеряла эти вещества? Считала количество молекул и атомов? Нет, я их просто взвешивала.
МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе.
Если мы возьмем 16 грамма кислорода, какое количество вещества это составит? (Ответ оформляется формулой в таблице)
-0,5 моль
А сколько молекул будет содержаться в 16 грамм кислорода. (Ответ оформляется формулой).
-3*1023
.
В тетради чертим таблицу «Количественные характеристики вещества»
(Таблица заполняется по мере объяснения материала, на следующем уроке продолжаем заполнять.)
Обозначение | Ед.изм. | Формула | Смысл понятия | |
1.Число Авогадро | Na |
|
| 6*1023 |
2.Количество вещества | n | моль | n=mM n = N / NA
| Количество вещества содержащее 6*1023 |
3.Молярная масса | М | г/моль | М=Мr | Масса 1 МОЛЬ вещества |
|
|
|
|
|
А теперь давайте поработаем с таблицей, лежащей у вас на столах, решение будем оформлять в тетради, ответы будем записывать в таблицу (совместно решаем, затем самостоятельно 10,11,12)
Мr | М г/моль | n моль | m | N(число частиц) | |
1. CO2 |
|
|
| 22 |
|
2. CO |
|
|
| 84 |
|
3.NH3 |
|
|
| 34 |
|
4.H2S |
|
| 3 |
|
|
5.PH3 |
|
| 0,5 |
|
|
6.HCL |
|
| 2,5 |
|
|
7.SO2 |
|
|
| 96 |
|
8.O2 |
|
|
|
| 3*1023 |
9.N2 |
|
|
|
| 18*1023 |
10. H2O |
|
|
| 9 |
|
11. NO2 |
|
|
|
| 12*1023 |
12. CH4 |
|
| 1,5 |
|
|
Киломоль и миллимоль
Используем прием аналогии при переходе к производным единицам количества вещества.
– В чем измеряется масса? (Масса измеряется в граммах.)
Учитель развивает мысль.
– Как называется в 1000 раз большая единица массы? (Килограмм.)
– Как называется в 1000 раз меньшая единица массы? (Миллиграмм.)
– Как называется единица количества вещества? (Моль.)
– Как называется в 1000 раз большая единица количества вещества? Ребята по аналогии с предыдущим примером отвечают: «Киломоль».
– Как называется в 1000 раз меньшая единица количества вещества? (Миллимоль)
Домашнее задание: § 15. упр. 1, 2, 3.
Используемая литература:
-
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
-
Габриелян О.С.,Воскобойникова Н.П. Химия.Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007
-
Денисова В.Г.Химия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.-В.:Учитель.