Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Базковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по химии

в 9 классе

«Соли аммония»

Мини-проект исследовательской работы

Подготовила учитель химии

Литовченко Лидия Борисовна

Ростовская обл.

Шолоховский район

станица Базковская

2013г.

Тема урока: «Соли аммония»

Девиз урока: «Ум заключается не только в знаниях, но и умении применять знания на деле..» Аристотель


Цели: Систематизировать знания учащихся о солях, познакомить их с солями слоистого катиона, изучить свойства, присущие солям аммония, научить распознавать эти соли. Закрепить умения уравнивать, сопоставлять, анализировать. Выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами. Способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: групповая
Оборудование:  химическая микролаборатория, интерактивная доска, компьютер.
Химические реактивы: растворы хлорид натрия, хлорид аммония, нитрат серебра, сульфат натрия, сульфат аммония, хлорид бария, соляная кислота. Кристаллические вещества: карбонат натрия, карбонат аммония, хлорид аммония, сульфат аммония, карбонат аммония карбонат натрия, нитрат аммония, сульфит аммония


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: ребята сегодня в начале урока мы поговорим с вами о веществах хорошо знакомых вам всем. Я сегодня к вам пришла с черным ящиком. Давайте отгадаем, что в нем? В этом ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостью господней, символом благополучия. И в тоже время его считали проклятием божьим: сколько живого погубило это вещество. Из-за него даже море может стать мертвым! Что-то мрачноватая картина получилась. Может быть это когда-то и было, но сейчас трудно перечислить, где бы оно не использовалось. Я нарисую вам портрет этого вещества, а вы отгадаете, что лежит в черном ящике: белое, кристаллическое, хорошо растворимое в воде. Про нее есть даже пословица – «хочешь узнать человека, съешь с ним пуд ….».

И так мы будем сегодня с вами говорить о солях.

— какие вещества называются солями?

— из предложенных веществ выбрать формулы солей?

Игра «Убери лишнее»

BaCL3 KNO3 NaOH CuCL2

HCL NaNO3 KOH HNO3

NH4CL H2CO3 CaSO4 NH4NO3

— какие необычные соли встретились в этом списке? (NH4CL, NH4NO3)

— что стоит на первом месте в этой соли? (NH4)

— как называется этот сложный ион? (ион аммония)

— а как называются соли, содержащие этот сложный ион? (cоли аммония)

3. изучение нового материала

Учитель: и так тема сегодняшнего урока: «Соли аммония»

Записывают тему урока.

Девиз урока: «Ум заключается не только в знаниях, но и умении применять знания на деле..» Аристотель

Учитель: как же можно получить соли аммония?

Демонстрация опыта «Дым без огня» (стеклянную палочку, смоченную раствором аммиака, поднести к другой палочке, смоченной соляной кислотой, появится густой белый дым)

Записывают уравнения реакции: NH3 + HCl= NH4 Cl

Учитель: это не просто дым, это частицы вещества в воздухе, а твердое вещество – соль аммония. И сегодня мы изучим физические и химические свойства солей аммония.

Учитель: Что такое соли аммония?

Вывод: соли аммония — сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония, соединенные с кислотными остатками.

Учитель: работать будем по группам. Каждая группа выполняет свое собственное исследование. На столах у вас лежат инструктивные карточки.

Каждая группа получает свое задание. Для того, чтобы его выполнить им предлагается инструктивная карточка, в которой указан круг вопросов, подлежащих обработке, методика проведения химического эксперимента. (инструктивная карточка для каждой группы прилагаются)

Перед выполнением работы учитель проводит инструктаж по правилам технике безопасности.

Задание для I группы.

Прочитайте соответствующий раздел учебника (параграф 26 стр. 163)

  1. записать определение солей аммония

  2. записать формулы солей аммония: а)хлорида аммония; б) сульфата аммония; в) нитрата аммония; г) карбоната аммония; д)фосфата аммония; е)сульфита аммония. Подчеркните в формуле каждой соли ион аммония.

  3. изучите физические свойства солей аммония. Испытайте растворимость солей в воде.

  4. записать диссоциацию солей аммония на ионы

  5. сделать вывод

  6. результаты работы записать в виде таблицу

вещество

действие

наблюдения

Диссоциация солей

1

NH4 Cl

Растворить в воде

Хорошо растворяется в воде

NH4 Cl NH 4 + Cl+

2

( NН4 )2 SO4

——

———-

( NН4 )2 SO4NH4+ SO4

3

NH4NO3

————-

———

NH4NO3 NH4+ NO3

4

(NH4)2CO3

————

————

(NH4)2CO3NH4+ СО32-

5

(NH4)3РО4

————

————

(NH4)3РО4NH4+ РО-3 4

6

( NН4 )2 SO3

————-

————-

( NН4 )2 SO3 NH4+ SO2- 3

Вывод: Все соли аммония сильные электролиты. В водных растворах диссоциируют на ионы. Это белые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.

Задание для II группы

На основе знаний об общих химических свойствах солей самостоятельно провести химический эксперимент взаимодействия хлорида натрия и хлорида аммония с другими солями. Признаком реакции должен быть нерастворимый осадок. В ходе эксперимента вы должны подтвердить или опровергнуть сходство солей аммония по кислотным остатком с другими солями.

Лабораторный опыт. Провести качественную реакцию на ион хлора, содержащийся в солях.

Опыт1. В пробирку добавить 5 капель раствора NaCL и 5 капель нитрата серебра AgNO3

Опыт 2. В пробирку добавить 5 капель раствора NН4 CL и 5 капель нитрата серебра AgNO3

Отметьте, какие изменения произошли в опытах. Сделайте вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения. Наблюдения и реакции занесите в таблицу.

опыта

вещество

реактивы

Признаки реакции (наблюдения)

Молекулярное уравнения реакции

Полное ионное уравнение

Сокращенное ионное уравнение

1

NaCL

AgNO3

Выпал белый творожистый осадок

NaCL+ AgNO3NaNO3+AgCL↓

Ag++CL= AgCL↓

2

NH4 Cl

AgNO3

Выпал белый творожистый осадок

NH4 Cl + AgNO3NH4NO3+AgCL

Ag++CL= AgCL↓

Вывод: хлорид натрия и хлорид аммония реагируют с нитратом серебра с выпадением белого творожистого осадка.

Задание для III группы

На основе знаний об общих химических свойствах солей провести химический эксперимент взаимодействия сульфата натрия и сульфата аммония с другими солями. Признаком реакции должен быть нерастворимый осадок. В ходе эксперимента вы должны подтвердить или опровергнуть сходство солей аммония по кислотным остатком с другими солями.

Лабораторный опыт. Провести качественную реакцию на сульфат-ион, содержащийся в солях.

Опыт1. В пробирку добавить 5 капель раствора Na2SO4 и 5 капель хлорида бария BaCL2

Опыт 2. В пробирку добавить 5 капель раствора ( NН4 )2 SO4 и 5 капель хлорида бария BaCL2

Отметьте, какие изменения произошли в опытах. Сделайте вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения. Наблюдения и реакции занесите в таблицу.

опыта

вещество

реактивы

Признаки реакции (наблюдения)

Молекулярное уравнения реакции

Полное ионное уравнение

Сокращенное ионное уравнение

1

Na2SO4

BaCL2

Выпадение осадка

Na2SO4+ BaCL2 → NaCL+BaSO4

Ba2++SO2-4=BaSO4

2

( NН4 )2 SO4

BaCL2

Выпадение осадка

( NН4 )2 SO4 + BaCL2 NH4 Cl +BaSO4

Ba2++SO2-4=BaSO4

Вывод: сульфат аммония и сульфат натрия одинаково реагируют с солью хлорида бария с выпадением осадка BaSO4

Задание для IV группы

На основе знаний об общих химических свойствах солей провести химический эксперимент взаимодействия карбоната натрия и карбоната аммония с соляной кислотой. Признаком реакции должен быть выделяющийся газ СО2. В ходе эксперимента вы должны подтвердить или опровергнуть сходство солей аммония по кислотным остатком с другими солями.

Лабораторный опыт. Провести качественную реакцию на содержание в солях карбонат-ион СО32-, содержащийся в солях.

Опыт1. взять на кончике лопаточки карбоната натрия и добавить 5 капель соляной кислоты.

Опыт2. . взять на кончике лопаточки карбоната аммония и добавить 5 капель соляной кислоты.

Отметьте какие изменения произошли в опытах. Сделайте вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения. Наблюдения и реакции занесите в таблицу.

опыта

вещество

реактивы

Признаки реакции (наблюдения)

Молекулярное уравнения реакции

Полное ионное уравнение

Сокращенное ионное уравнение

1

Na2CO3

HCL

Выделяется газ CO2

Na2CO3+HCL → NaCL+H2O+CO2

2H++CO2-3 = CO2↑+ H2O

2

(NH4)2CO3

HCL

Выделяется газ CO2

(NH4)2CO3+HCL → NH4 Cl + H2O+CO2

2H++CO2-3 = CO2↑+ H2O

Вывод: соли слабых кислот карбонат натрия и карбонат аммония одинаково реагируют с кислотами с выделением газа СО2

После окончания эксперимента происходит обсуждение. Учащиеся демонстрируют результаты опытов, делают выводы о физических и химических свойствах солей аммония. Уравнения реакций записывают на доске.

Демонстрационный опыт учителя и учеников, характеризующий качественную реакцию на ион- аммония:

а) реакция хлорида аммония со щелочью

б) реакция разложения соли аммония при нагревании

4. Подведение итогов.

Учитель дает качественную оценку работы класса в целом.

5. Закрепление знаний.

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, приведите полную и сокращенную формы уравнений:

а) (NH4)2 SO4 + ? = NH4CL + BaSO4

б) NH4S + HCL = ? + ?

в) NH4CL + ? = ? + NH3

г) (NH4)2CO3 + ? = CO2 + ? + ?

д) NH4CL = ? + ?

6. домашнее задание: § 26, упр. 4 стр.155

7. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить нашу работу с вами на уроке. Какие практические умения и навыки мы сегодня применяли?

Литература:

  1. Габриелян О.С. химия 9 класс М.Дрофа 2009г.

  2. Гузей Л.С., Сорокин В.В. химия 9 класс, учеб. для общеобраз. учебных заведений – М. Дрофа 2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here