Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по химии
в 9 классе
«Соли аммония»
Мини-проект исследовательской работы
Подготовила учитель химии
Литовченко Лидия Борисовна
Ростовская обл.
Шолоховский район
станица Базковская
2013г.
Тема урока: «Соли аммония»
Девиз урока: «Ум заключается не только в знаниях, но и умении применять знания на деле..» Аристотель
Цели: Систематизировать знания учащихся о солях, познакомить их с солями слоистого катиона, изучить свойства, присущие солям аммония, научить распознавать эти соли. Закрепить умения уравнивать, сопоставлять, анализировать. Выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами. Способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы: групповая
Оборудование: химическая микролаборатория, интерактивная доска, компьютер.
Химические реактивы: растворы хлорид натрия, хлорид аммония, нитрат серебра, сульфат натрия, сульфат аммония, хлорид бария, соляная кислота. Кристаллические вещества: карбонат натрия, карбонат аммония, хлорид аммония, сульфат аммония, карбонат аммония карбонат натрия, нитрат аммония, сульфит аммония
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Приветствие.
-
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: ребята сегодня в начале урока мы поговорим с вами о веществах хорошо знакомых вам всем. Я сегодня к вам пришла с черным ящиком. Давайте отгадаем, что в нем? В этом ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостью господней, символом благополучия. И в тоже время его считали проклятием божьим: сколько живого погубило это вещество. Из-за него даже море может стать мертвым! Что-то мрачноватая картина получилась. Может быть это когда-то и было, но сейчас трудно перечислить, где бы оно не использовалось. Я нарисую вам портрет этого вещества, а вы отгадаете, что лежит в черном ящике: белое, кристаллическое, хорошо растворимое в воде. Про нее есть даже пословица – «хочешь узнать человека, съешь с ним пуд ….».
И так мы будем сегодня с вами говорить о солях.
— какие вещества называются солями?
— из предложенных веществ выбрать формулы солей?
Игра «Убери лишнее»
BaCL3 KNO3 NaOH CuCL2
HCL NaNO3 KOH HNO3
NH4CL H2CO3 CaSO4 NH4NO3
— какие необычные соли встретились в этом списке? (NH4CL, NH4NO3)
— что стоит на первом месте в этой соли? (NH4)
— как называется этот сложный ион? (ион аммония)
— а как называются соли, содержащие этот сложный ион? (cоли аммония)
3. изучение нового материала
Учитель: и так тема сегодняшнего урока: «Соли аммония»
Записывают тему урока.
Девиз урока: «Ум заключается не только в знаниях, но и умении применять знания на деле..» Аристотель
Учитель: как же можно получить соли аммония?
Демонстрация опыта «Дым без огня» (стеклянную палочку, смоченную раствором аммиака, поднести к другой палочке, смоченной соляной кислотой, появится густой белый дым)
Записывают уравнения реакции: NH3 + HCl= NH4 Cl
Учитель: это не просто дым, это частицы вещества в воздухе, а твердое вещество – соль аммония. И сегодня мы изучим физические и химические свойства солей аммония.
Учитель: Что такое соли аммония?
Вывод: соли аммония — сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония, соединенные с кислотными остатками.
Учитель: работать будем по группам. Каждая группа выполняет свое собственное исследование. На столах у вас лежат инструктивные карточки.
Каждая группа получает свое задание. Для того, чтобы его выполнить им предлагается инструктивная карточка, в которой указан круг вопросов, подлежащих обработке, методика проведения химического эксперимента. (инструктивная карточка для каждой группы прилагаются)
Перед выполнением работы учитель проводит инструктаж по правилам технике безопасности.
Задание для I группы.
Прочитайте соответствующий раздел учебника (параграф 26 стр. 163)
-
записать определение солей аммония
-
записать формулы солей аммония: а)хлорида аммония; б) сульфата аммония; в) нитрата аммония; г) карбоната аммония; д)фосфата аммония; е)сульфита аммония. Подчеркните в формуле каждой соли ион аммония.
-
изучите физические свойства солей аммония. Испытайте растворимость солей в воде.
-
записать диссоциацию солей аммония на ионы
-
сделать вывод
-
результаты работы записать в виде таблицу
вещество | действие | наблюдения | Диссоциация солей | |
1 | NH4 Cl | Растворить в воде | Хорошо растворяется в воде | NH4 Cl → NH— 4 + Cl+ |
2 | ( NН4 )2 SO4 | —— | ———- | ( NН4 )2 SO4 →NH4+ SO4 |
3 | NH4NO3 | ————- | ——— | NH4NO3 → NH4+ NO3 |
4 | (NH4)2CO3 | ———— | ———— | (NH4)2CO3→NH4+ СО32- |
5 | (NH4)3РО4 | ———— | ———— | (NH4)3РО4→NH4+ РО-3 4 |
6 | ( NН4 )2 SO3 | ————- | ————- | ( NН4 )2 SO3 → NH4+ SO2- 3 |
Вывод: Все соли аммония сильные электролиты. В водных растворах диссоциируют на ионы. Это белые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.
Задание для II группы
На основе знаний об общих химических свойствах солей самостоятельно провести химический эксперимент взаимодействия хлорида натрия и хлорида аммония с другими солями. Признаком реакции должен быть нерастворимый осадок. В ходе эксперимента вы должны подтвердить или опровергнуть сходство солей аммония по кислотным остатком с другими солями.
Лабораторный опыт. Провести качественную реакцию на ион хлора, содержащийся в солях.
Опыт1. В пробирку добавить 5 капель раствора NaCL и 5 капель нитрата серебра AgNO3
Опыт 2. В пробирку добавить 5 капель раствора NН4 CL и 5 капель нитрата серебра AgNO3
Отметьте, какие изменения произошли в опытах. Сделайте вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения. Наблюдения и реакции занесите в таблицу.
вещество | реактивы | Признаки реакции (наблюдения) | Молекулярное уравнения реакции Полное ионное уравнение Сокращенное ионное уравнение | |
1 | NaCL | AgNO3
| Выпал белый творожистый осадок | NaCL+ AgNO3 →NaNO3+AgCL↓ Ag++CL— = AgCL↓
|
2 | NH4 Cl
| AgNO3
| Выпал белый творожистый осадок | NH4 Cl + AgNO3 →NH4NO3+AgCL Ag++CL— = AgCL↓ |
Вывод: хлорид натрия и хлорид аммония реагируют с нитратом серебра с выпадением белого творожистого осадка.
Задание для III группы
На основе знаний об общих химических свойствах солей провести химический эксперимент взаимодействия сульфата натрия и сульфата аммония с другими солями. Признаком реакции должен быть нерастворимый осадок. В ходе эксперимента вы должны подтвердить или опровергнуть сходство солей аммония по кислотным остатком с другими солями.
Лабораторный опыт. Провести качественную реакцию на сульфат-ион, содержащийся в солях.
Опыт1. В пробирку добавить 5 капель раствора Na2SO4 и 5 капель хлорида бария BaCL2
Опыт 2. В пробирку добавить 5 капель раствора ( NН4 )2 SO4 и 5 капель хлорида бария BaCL2
Отметьте, какие изменения произошли в опытах. Сделайте вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения. Наблюдения и реакции занесите в таблицу.
вещество | реактивы | Признаки реакции (наблюдения) | Молекулярное уравнения реакции Полное ионное уравнение Сокращенное ионное уравнение | |
1 | Na2SO4 | BaCL2 | Выпадение осадка | Na2SO4+ BaCL2 → NaCL+BaSO4↓ Ba2++SO2-4=BaSO4↓ |
2 | ( NН4 )2 SO4 | BaCL2 | Выпадение осадка | ( NН4 )2 SO4 + BaCL2 → NH4 Cl +BaSO4↓ Ba2++SO2-4=BaSO4↓ |
Вывод: сульфат аммония и сульфат натрия одинаково реагируют с солью хлорида бария с выпадением осадка BaSO4
Задание для IV группы
На основе знаний об общих химических свойствах солей провести химический эксперимент взаимодействия карбоната натрия и карбоната аммония с соляной кислотой. Признаком реакции должен быть выделяющийся газ СО2. В ходе эксперимента вы должны подтвердить или опровергнуть сходство солей аммония по кислотным остатком с другими солями.
Лабораторный опыт. Провести качественную реакцию на содержание в солях карбонат-ион СО32-, содержащийся в солях.
Опыт1. взять на кончике лопаточки карбоната натрия и добавить 5 капель соляной кислоты.
Опыт2. . взять на кончике лопаточки карбоната аммония и добавить 5 капель соляной кислоты.
Отметьте какие изменения произошли в опытах. Сделайте вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения. Наблюдения и реакции занесите в таблицу.
вещество | реактивы | Признаки реакции (наблюдения) | Молекулярное уравнения реакции Полное ионное уравнение Сокращенное ионное уравнение | |
1 | Na2CO3 | HCL | Выделяется газ CO2↑ | Na2CO3+HCL → NaCL+H2O+CO2 2H++CO2-3 = CO2↑+ H2O |
2 | (NH4)2CO3 | HCL | Выделяется газ CO2↑ | (NH4)2CO3+HCL → NH4 Cl + H2O+CO2 2H++CO2-3 = CO2↑+ H2O
|
Вывод: соли слабых кислот карбонат натрия и карбонат аммония одинаково реагируют с кислотами с выделением газа СО2
После окончания эксперимента происходит обсуждение. Учащиеся демонстрируют результаты опытов, делают выводы о физических и химических свойствах солей аммония. Уравнения реакций записывают на доске.
Демонстрационный опыт учителя и учеников, характеризующий качественную реакцию на ион- аммония:
а) реакция хлорида аммония со щелочью
б) реакция разложения соли аммония при нагревании
4. Подведение итогов.
Учитель дает качественную оценку работы класса в целом.
5. Закрепление знаний.
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, приведите полную и сокращенную формы уравнений:
а) (NH4)2 SO4 + ? = NH4CL + BaSO4
б) NH4S + HCL = ? + ?
в) NH4CL + ? = ? + NH3↑
г) (NH4)2CO3 + ? = CO2 + ? + ?
д) NH4CL = ? + ?
6. домашнее задание: § 26, упр. 4 стр.155
7. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить нашу работу с вами на уроке. Какие практические умения и навыки мы сегодня применяли?
Литература:
-
Габриелян О.С. химия 9 класс М.Дрофа 2009г.
-
Гузей Л.С., Сорокин В.В. химия 9 класс, учеб. для общеобраз. учебных заведений – М. Дрофа 2002