Конспект урока в 8 классе по теме «КИСЛОТЫ»

Автор: Сергеева Анна Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ №11, г. АНГАРСК ИРКУТСКОЙ ОБЛ.

Описание материала: Предлагаю вам технологическую карту урока по химии для обучающихся 8 класса, составленный по новым ФГОС. Данный материал будет полезен учителям химии, т.к. введение новых стандартов в скором будущем коснётся учителей старшей ступени школы. Этот урок является первым вводным уроком в теме.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”.
(
Аристотель)

Тема

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫ

Цель

  • Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Задачи

  • сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;

  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

  • использовать возможности ИКТ , Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.

Планируемый результат

  • Знать определение, состав кислот и их классификацию; 

  • Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;

  • Знать важнейшие неорганические кислоты;

  • Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;

  • Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

  • Уметь использовать возможности ИКТ ,Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов;

Основные понятия

  • Кислоты ;

  • Кислотный остаток;

  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;

  • Индикаторы

.

Межпредметные связи

Биология, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основные

дополнительные

Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2010.

Химия.Вопросы,задачи,упражнения.8-9 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/Л.С.Гузей,Р.П.Суровцева.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.-288 с.

Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ 

Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ 

Учительский портал http://www.uchportal.ru/ 

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

Сеть творческих учителей/химоза http://www.it-n.ru/

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов),парная (поведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.

Оборудование

На столах учащихся:

периодическая таблица, таблица растворимости

штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, в чашечках Петри дольки лимона, яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальный; стеклянные палочки, карточки для самостоятельной работы.

На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей,раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками,компьютер

В классе:

таблица растворимости , периодическая таблица Менделеева

Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: — обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно — смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД(личностные-Л, регулятивные-Р, познавательные-П, коммуникативные-К)

I этап. Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Создает эмоциональный настрой на изучение темы.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке

Л.:

Готовность к равноправному сотрудничеству

Доброжелательное отношение к окружающим

К:

Проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия

II этап. Мотивация (самоопределение)

Цель – выработка готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учитель доносит информацию

Воспринимают информацию

Эпиграф урока, высказывание Н.Н.Семёнова

Л: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания

III этап. Актуализация знаний.

IVэтап. Вводная информация учителя и формулировка цели урока.

Цель — подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Организует изучение темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса кислоты.

Формулирует цель урока

Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах-из предложенных формул выбирают кислотные оксиды, пробуют фрукты на вкус, формулируют тему урока , предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке

  • Какие классы неорганических веществ мы изучили?(оксиды, гидриды, основания)?

Из перечисленных классов уделим внимание оксидам:

  • Какие вещества (соединения )называются оксидами?(Оксиды-сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.)

  • На какие виды делятся оксиды? (кислотные, основные и амфотерные)

  • На карточках: CaO, CI2O7,NaOH, HCI, CO2,Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, N2O5,H2CO3 , AI(OH)3 , SO3-выбрать формулы кислотных оксидов

Р:планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

П:осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

V. Первичное усвоение новых знаний

Цель- построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Проверка выполнения опережающего дом. задания по теме.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к формулированию понятия –кислоты.

.

Мотивирует к проведению исследования.

Знакомит с формулами кислот.

1 блок.История открытия кислот

2блок «Состав кислот»

Проводят сравнение

Ученики: Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа— кислотный остаток.

Формулируют понятие

Кислоты — это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

2 блок. Распознавание кислот

Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде, делают выводы, заполняют таблицу

Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами

Доклады: История открытия соляной, серной, азотной кислот.

Учитель: Посмотрите на экран : здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота

Провести эксперимент, занести данные в таблицу.

Прочитайте названия и формулы кислот на экране

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

П: Слушают ,извлекая нужную информацию.

П: осуществляют анализ, обобщение, делают вывод.

К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Р: проведение необходимого действия самостоятельно-,самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач.

П:осознают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент; Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Организует обсуждение проблемы.

Демонстрация растворения концентрированной серной кислоты в воде с разогреванием

Акцентирует внимание на правильность выполнения задания, выявление пробелов, их устранение

3блок «Классификация»

Выдвигают гипотезы классификации.

Ответ учащихся : Основой является водород

1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на

1.одноосновные (HCl, HNO3)

2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные(H3PO4)

Составляют схему(кластер)

Учащиеся: по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит

Учащиеся: по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота- кремниевая H2 SiO3

Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте .

Учитель:

Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили?

Учитель: третий признак:

Учитель:

Кислоты, которые в свободном виде не существуют

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H SO3= S O2↑ +H2 O

Сравните схему с той, которую составили вы сами:

П: используют знаково-символические средства для решения поставленной задачи

К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

П:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Л:способностьк самооценке своих действий

Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

4 блок. Определение степени окисления элементов , входящих в состав кислот и зарядов ионов

Структурирование знаний учащихся через фронтальную беседу. Умение выражать свои мысли

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических

элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1 +1 -2

HCl и H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H2 SO4

Составим уравнение:

(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

Заряды кислотных остатков определяются по основности, например:

+1 -1 +1 -2

HNO3 H 2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

+1 -1 +5 -2 +1 — 2 +6 -2

HNO3 -N2 O5 H 2SO4 – SO3

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения и изученную терминологию.

П:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

VI.Первичная проверка понимания

Цель- усвоение учащимися нового способа действия

Обеспечивает мотивацию выполнения.

Учащиеся выбирают для характеристики любую кислоту.

Дайте характеристику следующим кислотам HCl, HNO3, H2SO3
по плану: 1.наличие кислорода
2.основность
3.растворимость
4.степени окисления элементов, образующих кислоту
5.заряд иона, образуемого кислотным остатком
6.соответствующий оксид

Р:принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.

П:осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент

VII.Первичное закрепление

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует контроль знаний обучающихся.

Определяют свои достижения. Учащиеся составляют формулы кислот в тетради

Самопроверка ,выставление отметки.

CI2+7O7 HCL+7 O4

C+4O2-H2C+4 O3

N2 +5O5-HN+5 O3

S+6O3H2S+6 O4

Учитель: А теперь возьмите карточки с формулами кислотных оксидов и составьте формулы соответствующих им кислот.

П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.

Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата

VIII.Домашнее задание:

Комментирует домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

1. Выучить формулы и названия кислот
2. Дать характеристику кремниевой кислоте по плану .

3.Параграф №20,стр.105-прочитать о применении кислот; стр.107,упр.№3письменно,№5 письменно на дополнительную оценку.

Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.

IX.Рефлексия.

Цель- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

Анализ достижения цели урока

  • «пожелания себе»;

  • «пожелания товарищам по классу»;

  • «самое трудное в работе»;

  • «самое интересное»;

  • «чему я научился в процессе работы»;

  • «что понравилось», «что не понравилось».

Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here