План – конспект

урока химии в 9в классе

«Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая связь»

Учитель: Кубусиди В.Д.

Тема урока: «Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая связь»

Место урока: урок является первым уроком в теме «Химия металлов»,после изучения большого блока теоретического материала: периодического закона в свете строения атомов, строения вещества, ТЭД, закономерностей протекания химических реакций. Учебным материалом на данном уроке является изучение нового вида химической связи и типа кристаллической решетки, исходя из особенностей строения атомов металлов.

На момент проведения урока граница знания – незнания может быть определена следующим образом: учащиеся знают общие закономерности изменения свойств элементов и химических соединений в зависимости от строения атомов и положения в периодической системе Д. И. Менделеева, положение металлов в периодической системе, общие физические свойства металлов,

но не знают механизма образования металлической связи, металлической кристаллической решетки

, причину проявления металлами общих физических свойств, технических классификаций металлов.

Единица содержания: 1) выявление зависимости физических свойств металлов от их внутреннего строения(от строения их атомов и положения в периодической системе, металлической связи и металлической кристаллической решетки).

Обучающая цель:

знать положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов, закономерности изменения свойств в зависимости от положения в периодической системе, определять физические свойства простых веществ;

знать закономерности изменения свойств элементов-металлов в зависимости от положения в периодической системе и строения их атомов и объяснять причины их изменений,

знать механизм образования металлической связи,

знать особенности строения металлической кристаллической решетки,

уметь объяснять физические свойства металлов особым строением их веществ ( металлической связи металлической кристаллической решеткой),

уметь работать с текстами (извлекать нужную информацию, структурировать её, заполняя таблицы), (Информационные)

уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов,,

устанавливать межпредметные связи с другими предметами (физика, история).

Развивающая цель:

развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры), (Коммуникативные)

развитие мышления: умение сравнивать (сходное строение– сходные свойства, разный радиус атома — разные свойства), проводить анализ (работа с текстом: отбор информации в зависимости от цели «исследования», разный радиус атом — разные свойства, использование справочных материалов), проводить аналогии (сходное строение всех металлов – сходные свойства), прогнозировать

( на основе строения прогнозировать возможные свойства), делать выводы (после проведения анализа полученной информации), устанавливать причинно-следственные связи (строение атома – строение вещества – физические свойства);( Коммуникативные)

развитие наблюдательности;

развитие сенсорной сферы: мелкой моторики мышц (при изготовлении моделей кристаллической решетки).

Воспитательная цель: воспитание умения работать в группе,( Коммуникативные)

дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности (ведение записей у доски и в тетрадях), соблюдения норм поведения, терпимого отношения к ошибкам товарищей (Коммуникативные) (Личностного самосовершенствования).

Оборудование: компьютерная презентация ««Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая связь»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Этапы урока: подготовительный, усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, закрепление, контроль и самопроверка знаний ,итог на рефлексивной основе, домашнее задание.

План урока

1.Актуализация знаний о классификации химических элементов по строению внешнего энергетического уровня, о положении металлов в периодической системе Д.И.Менделеева, об особенностях строения их атомов, об изменении свойств элементов в периодах и группах, физических свойствах простых веществ металлов (фронтальная беседа).

II.Изучение нового материала.

Определение места элементов-металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Выявление совместно с учащимися зависимости физических свойств металлов от вида связи, типа кристаллической решетки.Построение модели металлической кристаллической решетки.Знакомство с техническими классификациями металлов. (Эвристическая беседа с использованием компьютерной презентации, групповая работа учащихся по моделированию металлической кристаллической решетки, самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом «Физические свойства металлов» с последующей проверкой и обсуждением).

III.Первичная проверка понимания

Выполнение заданий на определение уровня понимания особенностей металлической связи и зависимости физических свойств металлов от этого вида связи и типа кристаллической решетки. (беседа)

IV.Закрепление

  1. Выполнение упражнений, обеспечивающих усвоение знаний об особенностях металлической связи и зависимости физических свойств металлов от этого вида связи и типа кристаллической решетки на уровне применения в знакомой ситуации .

V.Контроль и самопроверка

Проведение письменной работы (блиц-опрос) и самопроверка. Обсуждение вопросов, вызвавших затруднение и выявление причин затруднений

VI. Итог. Обсуждение достижения целей урока

VII. Домашнее задание: & 5.6.Записи в тетради.

Ход урока

Этапы

урока

Цель

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы

Методы

  1. Пг

Подготовка к АПД

О: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению новых знаний на основе уже имеющихся (положение металлов в ПС, особенности строения их атомов, изменение металлических свойств в периодах и группах ПС, общие физические свойства металлов)

Р: развивать умения анализировать, прогнозировать, объяснять.

В: слушать других, терпимость к ошибкам товарищей,

1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания

положение металлов в ПС, особенности строения их атомов, изменение металлических свойств в периодах и группах ПС, общие физические и свойства металлов)

Подвести учащихся к целеполаганию урока: как общее строение металлов проявляется в общих физических свойствах металлов

фронтальная

Репродук-

тивные,

продуктив-ные (частично-поисковые)

  1. Усв

Изучение нового

О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний об особенностях металлической связи и металлической кристаллической решетки, о зависимости физических свойств металлов свойств от строения .

Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры, сравнивать, проводить аналогии, анализировать, прогнозировать, делать выводы

В: дисциплинированность,

трудолюбие, аккуратность при ведении записей в тетрадях и на доске

Моделирование металлической кристаллической решетки на основе знаний об особенностях строения атомов и физических свойств металлов. Знакомство с техническими классификациями металлов.

Составление конспекта

Направлять мыслительную деятельность учащихся на прогнозирование зависимости физических свойств свойств от особенностей строения и положения в ПС, проводя беседу с опорой на имеющиеся знания, задавая вопросы, используя компьютерную презентацию, справочные материалы, возможность проявления общих свойств металлов.

групповая

индивидуальная,

фронтальная

Репродуктивный, продуктивный

  1. Пп

Первичная проверка

О: Работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о зависимости свойств от строения.

Р: усложнение словарного запаса, проводить аналогии

Особенности металлической связи и кристаллической решетки.

Выявление уровня первичного усвоения полученных теоретических знаний. Проведение коррекции знаний (при необходимости)

Фронтальная, индивидуальная

репродуктивный

4.Зк

Закрепление

О: Применение полученных знаний к различным учебным ситуациям,

Р: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы и прогнозы

В: дисциплинированность,

трудолюбие, аккуратность при ведении записей в тетрадях и у доски

Выполнение упражнений, требующих применения полученных знаний к различным ситуациям:

Упр.1-5 учебника.

Сравнить металлическую связь с ионной и ковалентной, выявить сходство и различиею

Организация обсуждения логики решения каждого задания, помощь при затруднениях, выявление степени понимания учебного материала.

Фронтальная, индивидуальная

Частично-поисковый, продуктив-

ный

5.Кт

О: проверить уровень усвоения материала урока

Выполнение теста, самопроверка

идивидуальная

Репродукти-вный

6.Ит

Итог на рефлексив-ной основе

О: Рефлексия учащимися своей деятельности на уроке

Выявление причин ошибок

Обсуждение вопросов, вызвавших затруднения,

подведение итогов.

фронтальная

Продуктив

ный

7. Дм

Домашнее задание

О: обеспечение понимания цели, содержания, способов выполнения домашнего задания

&5.6

записи в тетради

Индивидуальная

репродуктивный

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here