План – конспект
урока химии в 9в классе
«Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая связь»
Учитель: Кубусиди В.Д.
Тема урока: «Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая связь»
Место урока: урок является первым уроком в теме «Химия металлов»,после изучения большого блока теоретического материала: периодического закона в свете строения атомов, строения вещества, ТЭД, закономерностей протекания химических реакций. Учебным материалом на данном уроке является изучение нового вида химической связи и типа кристаллической решетки, исходя из особенностей строения атомов металлов.
На момент проведения урока граница знания – незнания может быть определена следующим образом: учащиеся знают общие закономерности изменения свойств элементов и химических соединений в зависимости от строения атомов и положения в периодической системе Д. И. Менделеева, положение металлов в периодической системе, общие физические свойства металлов,
но не знают механизма образования металлической связи, металлической кристаллической решетки
, причину проявления металлами общих физических свойств, технических классификаций металлов.
Единица содержания: 1) выявление зависимости физических свойств металлов от их внутреннего строения(от строения их атомов и положения в периодической системе, металлической связи и металлической кристаллической решетки).
Обучающая цель:
знать положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов, закономерности изменения свойств в зависимости от положения в периодической системе, определять физические свойства простых веществ;
знать закономерности изменения свойств элементов-металлов в зависимости от положения в периодической системе и строения их атомов и объяснять причины их изменений,
знать механизм образования металлической связи,
знать особенности строения металлической кристаллической решетки,
уметь объяснять физические свойства металлов особым строением их веществ ( металлической связи металлической кристаллической решеткой),
уметь работать с текстами (извлекать нужную информацию, структурировать её, заполняя таблицы), (Информационные)
уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов,,
устанавливать межпредметные связи с другими предметами (физика, история).
Развивающая цель:
развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры), (Коммуникативные)
развитие мышления: умение сравнивать (сходное строение– сходные свойства, разный радиус атома — разные свойства), проводить анализ (работа с текстом: отбор информации в зависимости от цели «исследования», разный радиус атом — разные свойства, использование справочных материалов), проводить аналогии (сходное строение всех металлов – сходные свойства), прогнозировать
( на основе строения прогнозировать возможные свойства), делать выводы (после проведения анализа полученной информации), устанавливать причинно-следственные связи (строение атома – строение вещества – физические свойства);( Коммуникативные)
развитие наблюдательности;
развитие сенсорной сферы: мелкой моторики мышц (при изготовлении моделей кристаллической решетки).
Воспитательная цель: воспитание умения работать в группе,( Коммуникативные)
дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности (ведение записей у доски и в тетрадях), соблюдения норм поведения, терпимого отношения к ошибкам товарищей (Коммуникативные) (Личностного самосовершенствования).
Оборудование: компьютерная презентация ««Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая связь»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Этапы урока: подготовительный, усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, закрепление, контроль и самопроверка знаний ,итог на рефлексивной основе, домашнее задание.
План урока
1.Актуализация знаний о классификации химических элементов по строению внешнего энергетического уровня, о положении металлов в периодической системе Д.И.Менделеева, об особенностях строения их атомов, об изменении свойств элементов в периодах и группах, физических свойствах простых веществ металлов (фронтальная беседа).
II.Изучение нового материала.
Определение места элементов-металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Выявление совместно с учащимися зависимости физических свойств металлов от вида связи, типа кристаллической решетки.Построение модели металлической кристаллической решетки.Знакомство с техническими классификациями металлов. (Эвристическая беседа с использованием компьютерной презентации, групповая работа учащихся по моделированию металлической кристаллической решетки, самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом «Физические свойства металлов» с последующей проверкой и обсуждением).
III.Первичная проверка понимания
Выполнение заданий на определение уровня понимания особенностей металлической связи и зависимости физических свойств металлов от этого вида связи и типа кристаллической решетки. (беседа)
IV.Закрепление
-
Выполнение упражнений, обеспечивающих усвоение знаний об особенностях металлической связи и зависимости физических свойств металлов от этого вида связи и типа кристаллической решетки на уровне применения в знакомой ситуации .
V.Контроль и самопроверка
Проведение письменной работы (блиц-опрос) и самопроверка. Обсуждение вопросов, вызвавших затруднение и выявление причин затруднений
VI. Итог. Обсуждение достижения целей урока
VII. Домашнее задание: & 5.6.Записи в тетради.
Ход урока
Цель | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы | Методы | |
Подготовка к АПД | О: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению новых знаний на основе уже имеющихся (положение металлов в ПС, особенности строения их атомов, изменение металлических свойств в периодах и группах ПС, общие физические свойства металлов) Р: развивать умения анализировать, прогнозировать, объяснять. В: слушать других, терпимость к ошибкам товарищей, | 1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания положение металлов в ПС, особенности строения их атомов, изменение металлических свойств в периодах и группах ПС, общие физические и свойства металлов)
| Подвести учащихся к целеполаганию урока: как общее строение металлов проявляется в общих физических свойствах металлов
| фронтальная | Репродук- тивные, продуктив-ные (частично-поисковые) |
Изучение нового | О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний об особенностях металлической связи и металлической кристаллической решетки, о зависимости физических свойств металлов свойств от строения . Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры, сравнивать, проводить аналогии, анализировать, прогнозировать, делать выводы В: дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при ведении записей в тетрадях и на доске
| Моделирование металлической кристаллической решетки на основе знаний об особенностях строения атомов и физических свойств металлов. Знакомство с техническими классификациями металлов. Составление конспекта | Направлять мыслительную деятельность учащихся на прогнозирование зависимости физических свойств свойств от особенностей строения и положения в ПС, проводя беседу с опорой на имеющиеся знания, задавая вопросы, используя компьютерную презентацию, справочные материалы, возможность проявления общих свойств металлов.
| групповая индивидуальная, фронтальная | Репродуктивный, продуктивный |
Первичная проверка | О: Работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о зависимости свойств от строения. Р: усложнение словарного запаса, проводить аналогии
| Особенности металлической связи и кристаллической решетки. | Выявление уровня первичного усвоения полученных теоретических знаний. Проведение коррекции знаний (при необходимости) | Фронтальная, индивидуальная | репродуктивный |
4.Зк Закрепление | О: Применение полученных знаний к различным учебным ситуациям, Р: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы и прогнозы В: дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при ведении записей в тетрадях и у доски | Выполнение упражнений, требующих применения полученных знаний к различным ситуациям: Упр.1-5 учебника. Сравнить металлическую связь с ионной и ковалентной, выявить сходство и различиею | Организация обсуждения логики решения каждого задания, помощь при затруднениях, выявление степени понимания учебного материала. | Фронтальная, индивидуальная | Частично-поисковый, продуктив- ный |
5.Кт | О: проверить уровень усвоения материала урока | Выполнение теста, самопроверка |
| идивидуальная | Репродукти-вный |
6.Ит Итог на рефлексив-ной основе | О: Рефлексия учащимися своей деятельности на уроке | Выявление причин ошибок | Обсуждение вопросов, вызвавших затруднения, подведение итогов.
| фронтальная | Продуктив ный |
7. Дм Домашнее задание | О: обеспечение понимания цели, содержания, способов выполнения домашнего задания | &5.6 записи в тетради |
| Индивидуальная | репродуктивный |