Рыбакова Л.Ю., учитель химии

МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

ФИО Рыбакова Лариса Юрьевна

Место работы: МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области»

Должность: учитель

Предмет: химия

Класс: 8

Тема и номер урока в теме: Урок «Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» является третьим в разделе «Введение».

Изучение раздела «Введение» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций с использованием метапредметного подхода. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практической работы, несложных экспериментов и описание их результатов; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях.

Базовый учебник О.С. Габриелян

Цель урока: формирование системы знаний о правилах техники безопасности в химической лаборатории, об использовании лабораторного оборудования и умений работы с ним для проведения исследования.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с лабораторным оборудованием; сформировать навыки умения работы с лабораторным оборудованием, умение проводить исследования для получения нужной информации.

Развивающая: развивать умение планировать решение задачи и выстраивать цепочку действий, умение проводить аналогии, работать с источником информации.

Воспитательная: развивать навыки делового сотрудничества; формировать положительное отношение к учебной деятельности.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, оценка.

Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы); логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей)

Коммуникативные: умение работать в группе со сверстниками для поиска нужной информации, умение слушать и вступать в диалог, коррекция действия партнера.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе в химической лаборатории;

  • операции химического эксперимента;

  • устройство простейших химических приборов;

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • работать индивидуально, в парах, используя полученные знания;

  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, мультимедийными пособиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: практическая работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока

Этап урока

Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного). Посуда из термостойкого стекла используется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение) Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведение простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры. Большинство опытов проводят в пробирках. Большие пробирки называются демонстрационными, и ими пользуется учитель, когда показывает опыт. Пробирки поменьше имеют объем около 15мл. Пробирки, имеющие конусовидную форму, используют для того, чтобы отделять осадки от жидкости с помощью центрифуги. Если реакция идет при нагревании, то используют пробирки с круглым дном. Перемешивание веществ в пробирке осуществляется постукиванием или встряхиванием содержимого в пробирке. — Давайте найдем пробирку в микролаборатории и зафиксируем ее в тетради (учитель на доске).

В некоторых случаях для проведения опытов требуется посуда большего объема, чем пробирка. Ее можно заменить химическим стаканом. Обычно они используются для приготовления растворов и в качестве приемников продуктов реакции в разных приборах и установках. — Найдем химический стакан и зарисуем его (учитель на доске).
Химический эксперимент можно проводить и в колбах. В круглодонных колбах можно проводить химические реакции, требующие нагревания. Плоскодонные — не используют для нагревания, а применяют для приготовления растворов или как приемники для продуктов реакции. — Зарисуем колбу (учитель на доске).
Другие виды посуды. Среди других видов посуды есть мерная посуда — мерные цилиндры и мерные стаканы. Они предназначены только для измерения объемов жидкостей.
В химической лаборатории вы встретитесь с посудой из фарфора – фарфоровая чашечка, ступка, пестик. Она предназначена для измельчения и прокаливания веществ, упаривания растворов. — Найдем и зарисуем фарфоровую чашечку. (учитель на доске).
Нагревательные приборы


В лаборатории не обойтись без нагревательных приборов. Многие реакции при обычных условиях не идут или идут очень медленно, поэтому их выполняют при нагревании. Для этого существуют спиртовки, газовые горелки, нагреватели для пробирок.
Приборы для фиксации и закрепления посуды


Служат для закрепления лабораторного оборудования при проведении опытов.

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка к уроку.

Приветствуют учителя.

2 мин

2. Ориентировочно – мотивационный этап

1.Читает отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Организует вводную беседу «Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт» на формулирование темы, цели, плана урока.

3. Объявляет тему, эпиграф урока.

Приложение №1

Слушают учителя, просматривают слайд

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Формулируют тему, цель урока, предлагают план урока.

Записывают в тетради тему урока.

5 мин

Информационно – исполнительский этап

1.

Литература

  1. Бабич Л.В.. Балезин С.А. – М.: Просвещение, 1991.-320 с.

  2. Габриелян О. С. учебник для 8 класса. М. Дрофа, 2011.

  3. Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.

  4. Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб — М.: САГА — ФОРУМ, 2008. 111 с.

  5. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002.

  6. Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here