Муниципальное образовательное учреждение

МОУ «Рождественская СОШ»

с. Рождествено, Калининский район, Тверская область

Рабочая программа элективного курса:

(Химия 9 класс)

подготовила: учитель биологии и химии

Трофимова Людмила Валериевна

с.Рождествено

2011 год

1.Пояснительная записка

Программа элективного курса «Химические вещества в повсе­дневной жизни человека» предназначена для учащихся 9 классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристи­кой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, ве­щества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют инте­ресную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставит возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает хими­ческую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Богатый историко-искусствоведческий материал способству­ет повышению интереса к химии и развитию внутренней мотива­ции учения.

Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков ра­боты с веществами и оборудованием.

Проектные работы, тематика которых приводится в про­грамме, позволят сформировать у учащихся умение самостоятель­но приобретать и применять знания, а также развивают их творче­ские способности.

Динамику интереса к темам элективного курса поможет про­следить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.

Изучив данный элективный курс, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружаю­щих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды; уметь проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию ее кристаллов, дистилляции воды, определять хими­ческие свойства различных пирофоров. Соблюдать правила техники безопасности.

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов, 1 раз в неделю.

Цель курса:

Помочь осознать ценность и значимость новых дополнительных знаний о веществах, используемых в повседневной жизни, их практическом применении.

Задачи курса:

  1. Предоставить ребятам возможность реализовать интерес к химии.

  1. Предоставить ребятам возможность применить знания о веществах в повседневной жизни.

  1. Совершенствовать у ребят экспериментальные умения.

  1. Содействовать развитию у ребят познавательных интересов, мыслительных процессов, умения самостоятельно добывать знания.

  1. Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности.

  1. Развивать учебно-коммуникативные умения.

  1. Содействовать развитию у ребят умений и навыков: использования научных методов познания (наблюдения, эксперимента) формулирования проблемы.

  1. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

2.Основное содержание курса:

«Химические вещества в повседневной жизни»

Программа

Тема 1. «Вода» 2 часа.

Вода – самое распространенное вещество в природе. Парадоксы воды. Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Круговорот воды Пре­сная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Тема 2. «Поваренная соль» 2 часа.

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение пова­ренной соли и её очистка. Использова­ние хлорида натрия в химической про­мышленности

Тема 3. «Спички» 2 часа.

Пирофоры. История изобретения спи­чек. Красный и белый фосфор. Окисли­тельно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России

Тема 4. «Бумага» 2 часа.

От пергамента и шёлковых книг до на­ших дней. Целлюлоза. Связующие: као­лин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бума­ги и их практическое использование

Тема 5. «Карандаши и акварельные краски» 2 часа.

Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок

Тема 6. «Стекло» 2 часа.

Из истории стеклоделия. Получение окон­ного стекла. Посуда из стекла. Виды деко­ративной обработки изделий из стекла.

Тема 7. «Керамика» 2 часа.

Виды и химический состав глин. Разно­видности керамических материалов.

3.Тематическое планирование

занятия

Поурочное содержание курса

Форма деятельности

на занятии

С Сроки

1.

Вода самое распространенное вещество на Земле.

Лекция, собеседование. Эвристическая беседа.

2.

Экологические проблемы чистой воды.

Презентация, Сообщения учащихся,

Практическая работа

3.

Практическая работа: «Изучение свойств питьевой воды, способы её очистки»

Практическая работа.

4.

Поваренная соль и живые организмы планеты.

Лекция,

Групповая работа.

5.

Использование поваренной соли в практике человека.

Сообщения учащихся,

демонстрационный эксперимент.

6.

Практическая работа: «Выращивание кристаллов поваренной соли»

Практическая работа.

7.

История происхождения спички.

Работа с гипертекстом.

8.

Спичечное производство в России.

Проектирование.

9.

От пергамента и шёлковых книг до на­ших дней.

Семинар

10.

Виды бума­ги и их практическое использование.

Выступления, ролевое моделирование

11.

Прошлое, настоящее, будущее графита. Цветные карандаши.

Лекция.

12.

Акварельные краски.

Сообщения учащихся,

Собеседова­ние

13.

История стеклоделия.

Работа с гипертекстом.

14.

Стекло и современность.

Конференция.

15.

Глина.

Лекция, групповая работа

16.

Разно­видности керамических материалов

Защита проектов

17.

Химические вещества и реальная действительность!

Ролевая игра, защита проектов, рефератов

4.Контрольно-измерителные материалы

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  1. Роль воды в жизни живого организма.

  2. Строение, свойства воды.

  3. Способы очистки природной и питьевой воды.

  4. Источники загрязнения воды на Земле.

  5. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

  6. Использова­ние хлорида натрия в химической про­мышленности.

  7. Окисли­тельно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички.

  8. Спичечное производство в России.

  9. Виды бума­ги и их практическое использование.

  10. Состав цветных карандашей.

  11. Пигменты.

  12. Химический состав и виды акварельных красок.

  13. Получение окон­ного стекла.

  14. Виды деко­ративной обработки изделий из стекла.

  15. Виды и химический состав глин.

  16. Разно­видности керамических материалов.

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  1. Проводить эксперимент,

  2. Работать в группе,

  3. Определять цель (эксперимента, исследования, темы занятия),

  4. Работать с дополнительной литературой,

  5. Выделять главное, структурировать информацию,

  6. Работать во времени,

  7. Писать рефераты, придерживаясь определенной структуры,

  8. Определять реактивы для проведения эксперимента,

  9. Составлять отчет о проведении эксперимента, исследования,

  10. Очищать воду в домашних условиях,

  11. Готовить растворы, где в роли растворителя – вода.

  12. Применять теоретические знания на практике.

5.Форма аттестации учащихся:

  1. Выполнение и защита презентаций.

  1. Рефераты.

  1. Защита проектов.

  1. Отчеты по практическим работам.

  1. Выполнение буклетов.

Предлагаемые темы рефератов:

  1. Чудесный мир бумаги.

  2. Много ли соли в солонках страны?

  3. «Соляные бунты» в России.

  4. Физиологический раствор в медицинской практике.

  5. Имеет ли вода память?

  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.

  7. «Скользкая» и «мокрая» вода.

  8. Выводим пятна со страниц книги.

  9. Синтетическая бумага-альтернатива целлюлозной бумаге.

10. История бумажных денег.
11. Вода в космосе.

Предлагаемые темы проектов:

  1. Как сделать воду чище?

  2. Вода родного посёлка – жизнь или смерть?

  3. Анализ проб воды в различных районах города.

  4. История спички.

  5. Слайд-презентация «Вода в родном поселке».

  6. Экологические проблемы акватории страны.

  7. Бумага — материальный носитель различных видов искусства.

6. Литература для учителя и учащихся:

1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988.

  1. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги.

  2. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас.

  1. Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире.

  2. Лялько В. И. Вечно живая вода.

  3. Кульский Л. А. Проблема чистой воды.

  4. Быстров Г. П. Технология спичечного производства.

8. Розен Б. Л. Чудесный мир бумаги.

9. Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике.

10. Журналы «Химия и жизнь».

CD

1 . Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  2. Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here