МБОУ «Лицей №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ХИМИИ
(базовый)
10 класс
на 2014__-2015__ учебный год
Составитель: Привизенцева Л.К.,
учитель химии
первой квалификационной категории
Мытищи
2014 г
Рабочая программа по химии
10 класс
(1 час в неделю, 35 часов за год)
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа определяет содержание химической подготовки учащихся в МБОУ «Лицей №2» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и Примерной программы по химии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
По БУПу 2004 года на изучение химии в 10 классе предусмотрено 35 часа, по Учебному плану МБОУ «Лицей №2» так же 35 часа.
Курс является систематическим и определяется базовым уровнем образования, включающим изучение основ органической химии в 10 классе.
Документы, взятые за основу при составлении программы
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
-
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии;
-
Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312);
-
Учебным планом МБОУ«Лицей №2» на 2014-2015 уч. год;
-
Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной ступени для ЕГЭ 2015 года по химии;
-
Примерной программой по химии основного общего образования.
Цели изучения курса
-
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать учащиеся после изучения курса:
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
характеризовать/называть:
-
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
-
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Организация процесса обучения:
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов, из них 1 час – резерв (это соответствует примерной программе основного общего образования).
В 10 классе целесообразно осуществлять преподавание химии с использованием индуктивного способа познания, характерного для начала изучения всех естественных дисциплин. Впоследствии такой подход позволит осуществить плавный и систематический переход к дедуктивному способу познания, позволяющему полнее раскрыть творческий потенциал личности учащегося и способствующему формированию и развитию логического мышления. В течение всего курса обучения предусмотрено проведение практических и лабораторных занятий, практикумов по решению задач, зачетов и контрольных работ.
Организация и формы контроля:
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в следующих формах:
Текущий контроль – в форме устных и письменных опросов, индивидуальных заданий; тематический контроль – в форме практических и контрольных работ, тестов; итоговый контроль – в форме итоговой контрольной работы.
Критерии оценок за устные и письменные работы (соответствуют государственным стандартам):
«5» – выставляется, если правильно выполнены все задания в полном объеме с соблюдением правил оформления работы. Отсутствуют ошибки в химической терминологии. Задачи решены рациональными способами.
«4» – выставляется при правильном выполнении основного числа заданий, допускаются 1-2 незначительные ошибки.
«3» – выставляется в случае правильного выполнения не менее половины из предложенных заданий. При этом допускаются несколько незначительных ошибок или 1-2 грубые ошибки.
«2» – выставляется, если работа не выполнена (отсутствует) или в случае выполнения менее 1/3 из предложенных заданий при наличии нескольких грубых ошибок.
Незначительными ошибками считаются: ошибки в тривиальных названиях веществ (кроме наиболее распространенных), пропуск коэффициента в обменных реакциях, неправильно указанный катализатор и т.д., т.е. ошибки, которые указывают на незнание частных свойств веществ или возникающие по невнимательности.
Грубыми ошибками считаются такие, которые свидетельствуют о незнании основных законов химии, например: неверное составление формул по валентности; неправильное написание хим. уравнений вследствие незнания свойств данного класса веществ; незнание номенклатуры веществ и др.
Критерии оценок тестовых заданий:
«5» – выставляется, если правильно выполнено не менее 90% заданий
«4» – выставляется, если правильно выполнено от 70% до 89% заданий
«3» – выставляется, если правильно выполнено от 40% до 69% заданий
«2» – выставляется, если работа не выполнена (отсутствует) или в случае выполнения менее 39% заданий
Основное содержание.
Введение (1час)
Основные понятия: органическая химия, природные. Искусственные и синтетические органические вещества.
Тема 1. Теория строения органических соединений (2 часа)
Основные понятия: гомолог, изомер, гомологический ряд, изомерия, химическое строение.
Тема 2. Углеводороды (10 часов)
Основные понятия: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Гомологические ряды. Химические свойства углеводородов
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (11 часов)
Основные понятия: Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Дисахариды и полисахариды. Функциональная группа. Качественная реакция.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (6 часов)
Основные понятия: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Тема 5. Биологически активные вещества. (2 часа)
Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа)
Основные понятия: полимеры, пластмассы и волокна.
Календарно – тематическое планирование
Наименование разделов и тем
| Применение ИКТ | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||||
1. (1) |
Введение. Вводный инструктаж. | Использование мультимедийного проектора для показа места и значения органической химии в системе естественных наук.
| 03.09.2014
|
| |||
Тема 1. Теория химического строения А.М. Бутлерова – 7 часов | |||||||
1. (2) | Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации фото А.М. Бутлерова. | 10.09.2014 |
| |||
2. (3) |
Классификация органических веществ. | Использование мультимедийного проектора для показа таблицы с классификацией органических веществ. | 17.09.2014 |
| |||
3. (4) |
Основы номенклатуры. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации упражнений. | 24.09.2014 |
| |||
4. (5) |
Изомерия, ее виды. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации упражнений. | 01.10.2014 |
| |||
5. (6) |
Гомологи. Гомологический ряд. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации упражнений. | 08.10.2014 |
| |||
6. (7) |
Типы химических реакций в органической химии. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации упражнений. | 15.10.2014 |
| |||
7. (8) | Контрольная работа № 1 по теме «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова». |
| 22.10.2014 |
| |||
Тема 2. Углеводороды – 8 часов | |||||||
1. (9) |
Природные источники углеводородов. | Презентация по теме. | 29.10.2014 |
| |||
2. (10) |
Алканы. | Презентация по теме. | 12.11.2014 |
| |||
3. (11) |
Алкены. | Презентация по теме. | 19.11.2014 |
| |||
4. (12) |
Алкадиены. | Презентация по теме. | 26.11.2014 |
| |||
5. (13) |
Алкины. | Презентация по теме. | 03.12.2014 |
| |||
6. (14) |
Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды». |
| 10.12.2014 |
| |||
7. (15) |
Арены. | Презентация по теме. | 17.12.2014 |
| |||
8. (16) |
Генетическая связь между классами углеводородов. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации упражнений. | 24.01.2015 |
| |||
Тема 3. Кислородсодержащие соединения – 10 часов | |||||||
1. (17) |
Одноатомные спирты. | Презентация по теме. | 14.01.2015 |
| |||
2. (18) |
Многоатомные спирты. | Презентация по теме. | 21.01.2015 |
| |||
3. (19) |
Фенол. | Презентация по теме. | 28.01.2015 |
| |||
4. (20) |
Альдегиды. | Презентация по теме. | 04.02.2015 |
| |||
5. (21) |
Карбоновые кислоты. | Презентация по теме. | 11.02.2015 |
| |||
6. (22) |
Генетическая связь кислородсодержащих соединений. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации упражнений. | 18.02.2015 |
| |||
7. (23) |
Сложные эфиры. Жиры. | Презентация по теме. | 25.02.2015 |
| |||
8. (24) | Контрольная работа № 3 по теме «Кислородсодержащие соединения». |
| 04.03.2015 |
| |||
9. (25) |
Углеводы. | Презентация по теме | 11.03.2015 |
| |||
10. (26) |
Крахмал. Целлюлоза. | Презентация по теме | 18.03.2015 |
| |||
Тема 4. Азотсодержащие соединения – 6 часов | |||||||
1. (27) |
Амины. | Презентация по теме | 01.04.2015 |
| |||
2. (28) |
Аминокислоты. | Презентация по теме | 08.04.2015 |
| |||
3. (29) | Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по курсу органической химии. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации инструкции по выполнению работы. | 15.04.2015 |
| |||
4. (30) |
Высокомолекулярные соединения. | Презентация по теме | 22.04.2015 |
| |||
5. (31) | Практическая работа № 2. Определение пластмасс и волокон. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации инструкции по выполнению работы. | 29.04.2015 |
| |||
6. (32) |
Зачет № 1 по курсу органической химии. | Использование мультимедийного проектора для демонстрации упражнений. | 06.05.2015 |
| |||
Тема 5 Биологически активные вещества – 2 часа | |||||||
1. (33) |
Химия и здоровье. | Презентация о витаминах | 13.05.2015 |
| |||
2. (34) |
Химия в быту. | Презентация о моющих средствах. | 20.05.2015 |
| |||
Повторение – 1 час
| |||||||
1. (35) |
Повторение основных вопросов курса. |
| 29.05.2015 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Обязательная литература для учащихся:(учебник)
1.Учебник Габриелян О.С. «Химия» – 10 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений. М., Изд. «Дрофа», 2012
Литература для учителя:
-
О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская «Настольная книга учителя химии 10 класс» «Дрофа», 2003
ЦОР:
http ://www .edu .ru /db /portal /sites /res _page .htm
www .openclass .ru /wiki -pages /185609
school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
powerpt.ru/prezentacii-po-himiy/
Техническая оснащенность (фактическая и перспективная) учебного процесса
Кол-во | |
Натуральные объекты | |
Коллекция металлов и сплавов | 6 шт. |
Коллекция пластмасс | 6 шт. |
Коллекция шкала твёрдости | 1 шт. |
Коллекция алюминий | 2 шт. |
Коллекция образцов бумаги и картона | 1 шт. |
Модели | |
Комплект основных типов кристаллических решеток | 1 шт. |
Набор для составления шаро-стержневых объемных моделей молекул | 2шт. |
Приборы, наборы посуды и реактивов для выполнения химического эксперимента | |
Вытяжной шкаф | 1 шт. |
Прибор для демонстрации электропроводности растворов | 1 шт. |
Весы технические | 1 шт. |
Спиртовка | 15 шт. |
Комплект реактивов для проведения лабораторных работ ученический универсальный | 15 шт. |
Набор мерной посуды | 15 шт. |
Набор фарфоровой и фаянсовой посуды | 15 шт. |
Набор стеклянной посуды для хранения реактивов и проведения опытов | 15 шт. |
Штатив лабораторный металлический | 15 шт. |
Пособия на печатной основе | |
Портреты ученых-химиков | имеется |
Справочно-инструктивные таблицы по химии | имеется |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | имеется |
Электрохимический ряд напряжений металлов | требует обновления |
Технические средства | |
Медиапроектор (1 шт.) | имеется |
Ноутбук (1 шт.) | имеется |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей химии и биологии
от 28.08.2014г.№1
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УМР
______________________/ Т.А.Кондакова/ 28.08.2014