МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ»
601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
СОГЛАСОВАНО: _______________ УТВЕРЖДАЮ: ______________
Заместитель директора по УВР: Гришина С.А. Директор школы: Москалева М.Ю.
Дата:_____________ Дата:________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии (11 класс)
Коротеева Светлана Борисовна
учитель 1 квалификационной категории
Суздаль, 2013 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
-
о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
-
химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 2 ч в неделю.
-
Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2.Общая характеристика предмета
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О. С. Габриеляна Учебное содержание курса химии включает:
8 класс – «Химия». 68 часов,2 часа в неделю.
9 класс – «Химия».68 часов. 2 часа в неделю.
10 класс – «Органическая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.
11класс – «Общая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.
Такое структурирование курсов химии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 8 класса по 11 класс и сохраняет концентрическую систему предмета
3. Содержание программы «Общая химия»
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s— и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества (26ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции (16 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
4. Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
-
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
-
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
5. Учебно-методический комплекс
-
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
-
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие — профильный уровень» — М.: Дрофа 2009 год.
-
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2011 год.
-
О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2010г.
-
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 209год.
-
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2008год.
-
О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» — М.: «Дрофа», 2011год.
-
В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» — Волгоград» Учитель 2010год.
-
М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», — М.: Экзамен, 2011г.
6. Содержание тем
Наименование темы | Количество часов | |
1. | Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева | 6 ч |
2. | Строение вещества | 26 ч |
3. | Химические реакции | 16 ч |
4. | Вещества и их свойства | 18 ч |
Резервное время- 2 ч
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 11 КЛАСС.
(т.к. школа не перешла на ФГОС, то планирование составлено по учебному плану школы)
ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРЕОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. 6 уроков.
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Практическая часть | Вид контроля | УУД | Материальное обеспечение урока | ||||||||
1 | . Основные сведения о строения атома. | 1 урок-лекция | Строение ядра, изотопы. Электронная оболочка. Энергетический уровень. |
| фронтальный |
| ПСХЭ | |||||||
2 | Строение электронных оболочек, атомные орбитали. | 2. урок-лекция | Строение электронных оболочек. Понятие об атомных орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов |
| фронтальный |
| ПСХЭ | |||||||
3 | Строение электронных оболочек атомов больших периодов. | 3. урок-лекция | Строение электронных оболочек атомов 4 и 5 периодов. |
| фронтальный |
| ПСХЭ | |||||||
4 | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. | 4. комбинированный | Открытие Периодического закона. ПЗ в свете учения о строении атомов. Валентные электроны. Значение периодического закона. | Л.р. №1 Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек | фронтальный |
| ПСХЭ | |||||||
5 | Обобщение знаний Периодического закона в свете учения о строении атома. | 5.обобщающий | Проверочная работа по теме. Подготовка к семинарской работе. |
| письменный |
|
| |||||||
6 | Семинарская работа по тема: «Строение атомов и периодический закон» | 6. контроль знаний |
|
| устный |
|
| |||||||
ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. 26 часов. | ||||||||||||||
7 | . Ионная химическая связь. | 1 комбинированный | Катионы. Анионы. Классификация ионов. Кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной связью. |
| фронтальный |
| Модели кристаллических решеток. | |||||||
8 | Ковалентная химическая связь. | 2. комбинированный | Электроотрицательность. Полярная и неполярная химическая связь. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. |
| устный |
| Таблица «Химическая связь» | |||||||
9 | Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. | 3. комбинированный | Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами решеток. | Л.р. №2 Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств | письменный |
| Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. | |||||||
10 | Металлическая химическая связь. | 4. комбинированный | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. |
| устный |
| Таблица «Кристаллические решетки» | |||||||
11 | Физические свойства металлов. Сплавы | 5.. комбинированный | Свойства металлов: электропроводность, теплопроводность, ковкость. Сплавы и их роль в современной жизни. |
| устный |
| Таблица «Типы кристаллических решеток» | |||||||
12 | Водородная связь | 6.. комбинированный | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. |
| устный |
| Таблица «Водородная связь» | |||||||
13 | Водородная связь в органических веществах. | 7. комбинированный | Значение водородной связи для организации структур биополимеров. |
| устный |
| Модель молекулы ДНК | |||||||
14 | Обобщение темы: «Химическая связь» | 8. обобщающий | Составление схемы образования веществ с различными видами связи. Проверочная работа. |
|
|
|
| |||||||
15 | Полимеры. | 9. комбинированный | Полимеры органические. Пластмассы, волокна. Полимеры природные и синтетические. термореактивные и термопластичные. | Л.р. №3 Ознакомление с коллекцией полимеров | устный |
| Коллекция пластмасс и волокон. | |||||||
16 | Полимеры неорганические. | 10. комбинированный | Неорганические полимеры и их роль. |
| устный |
|
| |||||||
17 | Газообразное состояние вещества | 11 комбинированный.. | Особенности строения газов. Примеры природных газообразных смесей. Загрязнение атмосферы и борьба с ним. |
| устный |
|
| |||||||
18 | Молярный объем газообразных веществ. | 12. комбинированный | Решение задач с использованием молярного объема газообразных веществ. |
| устный |
|
| |||||||
19 | Получение газообразных веществ | 13.. комбинированный | Получение в лаборатории водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа и распознавание их. |
| устный |
| Приборы и реактивы, необходимые для получения газов. | |||||||
20 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | 14. практическая работа | Получить и распознать кислород, водород и углекислый газ. |
| письменный |
| Необходимые приборы и реактивы. | |||||||
21 | Жидкое состояние вещества. | 15. комбинированный | Вода. Потребление воды в быту и на производстве. |
| устный |
|
| |||||||
22 | Жесткая вода. | 16. комбинированный | Жесткость воды и ее виды. Причины жесткости воды и способы ее устранения. | Л.р. №4 Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.
Л.р. №5 Ознакомление с минеральными водами | письменный |
|
| |||||||
23 | Твердое состояние вещества. Аморфное состояние вещества. | 17. комбинированный | Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека. Их значение и применение. |
| устный |
| Коллекции веществ. | |||||||
24 | Кристаллические твердые вещества. | 18. комбинированный | Кристаллические твердые вещества. Их строение и роль в жизни человека. |
| устный |
| Коллекции веществ | |||||||
25 | . Дисперсные системы | 19. комбинированный | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Грубодисперсные системы. | Л.р. №6 Ознакомление с дисперсными системами | письменный |
| Образцы суспензий и эмульсий. | |||||||
26 | тонкодисперсные системы: гели и золи. | 20. комбинированный | Понятие о тонкодисперсных системах гелях и золях. Их значение и применение. |
| устный |
| Образцы гелей и золей. | |||||||
27 | Состав вещества и смесей. | 21. комбинированный | Вещества молекулярного и не молекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Понятие «доля» и ее разновидности. Формулы, связанные с понятием «доля». |
| устный |
|
| |||||||
28 | Решение задач | 22. урок упражнение. | Решение задач с использованием понятия «доля». |
| письменный |
|
| |||||||
29 | . Обобщение и повторение. | 23 обобщающий | Подготовка к контрольной работе №1. |
| фронтальный |
|
| |||||||
30 | Подготовка к контрольной работе. | 24. обобщающий | Решение задач |
| письменный |
|
| |||||||
31 | Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества» | 25. контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||||||
32 | Анализ контрольной работы. | 26. обобщающий |
|
| письменный |
|
| |||||||
ТЕМА 3 «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ» 16 уроков. | ||||||||||||||
33 | Понятие о химической реакции. Химические реакции, идущие без изменения состава вещества. | 1. комбинированный | Реакции, идущие без изменения состава вещества. Аллотропия, изомерия. Кислород, фосфор, азот. | Озонатор. | фронтальный |
|
| |||||||
34 | Химические реакции, идущие с изменением состава вещества. | 2. комбинированный | Классификация химических реакции. | Л.р. №7 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса Л.р. №8 Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды Л.р. №9 Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком | письменный |
| Таблица «Типы химических реакций» | |||||||
35 | Тепловой эффект химической реакции. | 3. комбинированный | Экзо- и эндотермические реакции. |
| устный |
| Таблица «Тепловой эффект химической реакции» | |||||||
36 | . Решение задач с использованием понятия тепловой эффект химической реакции. | 4 урок-упражнение | Решение расчетных задач на тепловой эффект. |
| письменный |
|
| |||||||
37 | скорость химической реакции. | 5. комбинированный | Гомогенные и гетерогенные химические реакции. |
| устный |
|
| |||||||
38 | Факторы влияющие на скорость химической реакции. | 6. комбинированный | Катализаторы. | Л.р. №10 Получение кислорода разложением пероксида водорода | письменный |
|
| |||||||
39 | Обратимость химической реакции. | 7. комбинированный | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. |
| устный |
| Примеры не обратимых реакций. | |||||||
40 | способы смещения химического равновесия. | 8. урок-упражнение | Способы смещения хим.равновесия на примере синтеза аммиака. |
| письменный |
| Таблица «Синтез аммиака» | |||||||
41 | Роль воды в химической реакции. | 9. комбинированный | комбинированный |
| устный |
| Таблица растворимости. | |||||||
42 | Электролитическая диссоциация веществ. | 10. комбинированный | Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. |
| устный |
|
| |||||||
43 | . Химические свойства воды. | 11 комбинированный | Взаимодействие воды с металлами, оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. |
| устный |
| Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора. | |||||||
44 | Гидролиз. | 12. комбинированный | Понятие, обратимый и необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. | Л.р. №11Различные случаи гидролиза солей | письменный |
| Демонстрация обратимого гидролиза солей. | |||||||
45 | Гидролиз органических веществ. | 13. комбинированный | Практическое значение гидролиза. Биологическая роль гидролиза. |
| устный |
|
| |||||||
46 | окислительно-восстановительные реакции. | 14. комбинированный | Понятие об окислители и восстановителе. |
| устный |
| Взаимодействие цинка с соляной кислотой. | |||||||
47 | Электролиз. | 15. комбинированный | Понятие об электролизе. Электролиз растворов и сплавов. |
| устный |
|
| |||||||
48 | Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции» | 16.контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||||||
ТЕМА 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА. 18 уроков. | ||||||||||||||
49 | Металлы. | 1.урок-лекция | Химические свойства металлов, металлотермия. | . | фронтальный |
| Коллекция образцов металлов | |||||||
50 | . Коррозия металлов. | 2 комбинированный | Понятие о химической и электрохимической коррозии. Способы защиты о коррозии. |
| устный |
| Таблица «Коррозия металлов и способы защиты от нее» | |||||||
51 | Решение задач | 3. урок упражнение | Решение задач |
| письменный |
|
| |||||||
52 | . проверочная работа по теме «Металлы» | 4 контроль знаний |
|
| письменный |
|
| |||||||
53 | . Неметаллы | 5 комбинированный | Сравнительная характеристика галогенов, как типичных представителей неметаллов. |
| устный |
| Представители галогенов: бром, йод. | |||||||
54 | окислительные и восстановительные свойства неметаллов. | 6. комбинированный | Взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. |
| устный |
|
| |||||||
55 | Решение задач | 7. Урок упражнение. |
|
| письменный |
|
| |||||||
56 | Кислоты. | 8. комбинированный | Кислоты органические и неорганические. Классификация кислот. | Л.р. № 12 Испытание растворов кислот индикаторами | устный |
| Коллекция кислот. | |||||||
57 | . Химические свойства кислот. | 9 комбинированный | Взаимодействие кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, солями и спиртами. | Л.р. № 13 Взаимодействие кислот с металлами Л.р. №14 Взаимодействие кислот с основаниями Л.р. № 15 Взаимодействие кисдот с солями | письменный |
|
| |||||||
58 | Основания | 10. комбинированный | Определение, органические и неорганические основания. Классификация оснований. |
| устный |
| Коллекция оснований. | |||||||
59 | . Химические свойства оснований. | 11 комбинированный | Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами, солями, разложение оснований. | Л.р. № 16 Получения и свойства нерастворимых оснсований | письменный |
|
| |||||||
60 | Соли. | 12. комбинированный | Значение солей. Классификация солей. |
| устный |
| Коллекция солей. | |||||||
61 | Химические свойства солей. | 13. комбинированный | Взаимодействие кислотами, основаниями, солями, комбинированный металлами, разложение солей. | Л.р. №17 Гидролиз солей щелочных металлов | письменный |
|
| |||||||
62 | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач» | 14. практическая работа | Качественные реакции на ионы хлора, сульфат ионы, карбонат ионы, катионы аммония и железа. |
| письменный |
|
| |||||||
63 | генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | 15. комбинированный | Понятие о генетической связи и генетических рядах. Особенности генетических рядов органических соединений. |
| устный |
|
| |||||||
64 | Решение задач | 16. урок упражнение. | Решение генетических цепочек. |
| письменный |
|
| |||||||
65 | Обобщение и повторение. | 17. обобщающий | Подготовка к контрольной работе. | Л.р. №18 Ознакомление с коллекциями | письменный |
|
| |||||||
66 | Контрольная работа №3 по теме: «Вещества и их свойства» | 18. контроль знаний |
|
| письменный |
|
|
67-68 резервное время
Учебно-методический комплекс
-
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
-
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие — профильный уровень» — М.: Дрофа 2009 год.
-
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2011 год.
-
О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2010г.
-
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 209год.
-
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2008год.
-
О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» — М.: «Дрофа», 2011год.
-
В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» — Волгоград» Учитель 2010год.
-
М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», — М.: Экзамен, 2011г.