Ступникова Лидия Викторовна учитель химии Пудостьской СОШ Гатчинского района Ленинградской области
Сценарий мероприятия для 8 класса «Путешествие по океану Химия»
Учебная цель: провести в занимательной форме общественный смотр знаний в 8 классах, проверив сформированность у учащихся практических, предметно-организационных, содержательно-интеллектуальных, графических умений.
Игровая цель: Определить самую лучшую корабельную команду путешественников, которая первой завершит путешествие по океану «Химия», набрав наибольшее количество баллов.
Подготовительный этап — проводится за несколько дней до начала игры.
Класс делится на 4 команды, каждая команда выбирает капитана. Команды получают задания: а) придумать название команде,
б) изготовить эмблемы, в) придумать и выучить девиз.
Проведение игры
-
Представление команд – каждая команда представляет название, эмблему, девиз.
-
Конкурс команд «Кто внимательнее?»
Этот конкурс позволяет выяснить, какая команда лучше знает правила техники безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием в химическом кабинете, и, соответственно, лучше подготовлена к плаванию по океану «Химия», полному различных опасностей.
Сущность конкурса заключается в том, кто больше заметит ошибок у ученика — мима
Заранее подготовленный старшеклассник с помощью мимики и жестов показывает, как он работает с различным оборудованием и веществами, делая при этом ошибки. Ошибок может быть разное количество, но не больше 10. Команды записывают обнаруженные ошибки в тетрадь — «корабельный журнал» и передают в жюри. За каждую обнаруженную ошибку начисляется 1 балл.
3. «Отплытие кораблей» и 1я остановка. Высадка на острове « Элемент»,
посещение страны «Элементарии». Командам предлагается викторина.
Викторина для команд
-
Какой элемент самый распространенный в космическом пространстве?
-
Какой элемент был обнаружен сначала на Солнце, а потом на Земле?
-
Какой элемент всем говорит, что он рождает воду?
-
Какой элемент говорит, что он рождает кислоту?
-
Какой элемент всем говорит, что это не он?
-
Какой элемент живет и в печной саже, и в алмазе, и в простом карандаше?
-
Какой элемент хвастается своей силой?
-
Какой элемент – жидкий металл?
-
Какой элемент был назван в честь планеты Земля?
-
Какой химический элемент в старину изображали в виде воина?
-
Какой элемент самый распространенный на Земле?
-
Какой химический элемент в древности называли желчью бога Вулкана?
ОТВЕТЫ: 1.Водород. 2.Гелий. 3. Водород. 4.Кислород.5. Неон. 6. Углерод. 7.Титан. 8.ртуть. 9.теллур. 10. Железо. 11. Кислород. 12.Серу.
Вопросы викторины задаются командам по очереди. Если команда не знает ответ,то вопрос адресуется другим командам. За каждый правильный ответ 1 балл.
4. Путешествие к архипелагу «Вещество», высадка на острове
« Оксид». Посещение страны « Оксидании»
Конкурс команд: Из перечня формул веществ выбрать формулы оксидов и дать им названия. Задания к этому конкурсу выдаются на отдельных листах каждой команде. Устанавливается ограничение во времени — 5 минут. За каждую правильно выписанную формулу 1 балл, за каждый правильно названный оксид 1 балл.
В задании 15 формул, из них 5 оксидов.
5.Посещение островов «Кислый» и «Мыльный». Путешествие по стране кислот и оснований.
А). Практическое задание: с помощью индикаторов определить, в каких пробирках под №1,№2, №3, №4, №5,находятся растворы кислоты и щелочи.
Командам выдают штативы с пробирками. В пробирках находятся растворы веществ. В одной из пяти пробирок находится раствор кислоты, а в одной раствор щелочи. Команды, используя растворы индикаторов, определяют кислоту и щелочь. За каждый правильный ответ 2 балла.
Б). «Морской бой»- конкурс капитанов. Капитаны команд выходят к доске и проводят « сражение» друг с другом. Капитан 1 команды задает вопрос капитану 2 команды. Капитан 2 команды отвечает на вопрос и задаёт вопрос капитану 3 команды,
и т.д. Каждый капитан должен задать 3 вопроса и должен ответить тоже на 3 вопроса.
Если капитан, затрудняется ответить на какой либо вопрос, то он может взять помощь команды, при этом он теряет 0,5 балла. Если вопрос остается без ответа, то два других капитана могут, по желанию, ответить. Вопросы к этому конкурсу капитаны готовят заранее. Вопросы могут касаться любой, изученной в 8 классе, темы.
6. Путешествие к острову «Солёный», посещение королевства «Соли».
Задание командам: среди формул солей найти неправильно составленные и исправить их. Назвать эти соли. Командам выдают листы бумаги с формулами 10 солей. 5 из них составлены неправильно. За каждый правильный ответ команды получают 2 балла. Конкурс ограничен временем. В зависимости от уровня класса можно дать большее или меньшее количество времени.
7. Возвращение из путешествия. Подведение итогов. Награждение победителей.