Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза А.Е.Черникова »

Технологическая карта урока по химии в 8 классе по теме:

« Основные классы неорганических соединений»

Автор: Крекшина Нина Александровна

Учитель химии и биологии

2013 год

Технологическая карта урока « Основные классы неорганических соединений»

8 класс

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Основные классы неорганических соединений», создать условия для самостоятельной работы школьников по указанной теме

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Задачи урока:

1. Создать условия для конкретизации понятий «оксиды, кислоты, основания, соли », создать условия для закрепления таких понятий как классификация веществ, названия, свойства и их применение. (предметный результат).

2. Способствовать развитию интеллектуальных умений учащихся (сравнение, синтез, анализ, вывод), максимально включая их в процесс самореализации, формирование адекватной самооценки; искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование культуры монологической речи (химического языка) и представление результатов исследовательской работы по выявлению среды раствора с помощью индикатора…… (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, практический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, видеосюжет «демонстрация опыта», задания на карточках, лабораторное оборудование: (пробирки, штатив, реактивы), карточки рефлексии, ЭОР (сайты 1.

Сложные вещества ______________ __________________ ________________ ______________ _________ __________ __________________ ________________ амфотерные _______________ _____________ ________________ ______ ________ _________ кислые основные ____________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ 2. Сложные вещества _______________ ______________ __________________ ________________ ______________ _________ __________ __________________ ________________ ______________ _______________ _____________ ________________ ______ ________ _________

«Найди родственников» Вариант 1. Выписать в таблицу все оксиды и кислоты и дать им названия : N а2S О3, Н2S О4, Сr О3, НNO 3, Мg О, NaN О3, КОН

Оксиды Кислоты Основания Соли

Вариант 2. — Выписать в таблицу
все основания и соли и дать им названия Мg (ОН)2, Н2S О4, Zn Сl 2, НNO 3, Мg О, N аNO 3, КОН

Оксиды Кислоты Основания Соли

«Третий лишний»
Вариант 1. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть её и назвать класс веществ: 1) Н20, К2SO 4, SO 2 — . . .; 2) ВаS О4, НСl , Сu Сl 2 — . . . ; 3)Na ОН, Сu О, Сu (ОН)2 — . . . ;
4) Н2S О3, НСl , КNO 3 — . . ..
4. «Третий лишний» Вариант 2. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть её и назвать класс веществ: 1) Н2SO 3, LiNO 3, Н2SO 4 — . . .; 2) N аОН, Ва(ОН)2, Н2S — . . . ; 3) N а2СO 3, Р2O 5, МgO — . . .; 4)Аl РО4, СuS О4, Zn (ОН)2 — . . .. Экспертиза. «Помоги Юному химику»
Цель: Распознать экспериментальным путем, в какой пробирке находится соль, кислота, щелочь 1) Продумайте результаты проведенных расследований. 2) Учащиеся делают анализ и формулирует обоснованный вывод. 6. «Установите соответствие» Вариант 1. N а2SO 4 — …………… К2SiO 3 -………………. Ca 3(PO 4)2 -……………. Ва(NO 3)2 — …………….. «Установите соответствие» Вариант 2. F еС13 — …………….. ZnSO 4 — ……………… АgN О3 — ……………. Fe 2(SO 4)3 -…………..
Экспресс-тест 1 вариант
1. Формулы бескислородных кислот среди перечисленных: соляная кислота, сероводородная кислота, азотная кислота, бромоводородная — ….. 4. Пара кислот, содержащих сложные ионы: 1. азотная и соляная 2. соляная и сероводородная 3. сероводородная и фосфорная 4. фосфорная и азотная 2. Установите соответствие Формула кислоты 1) H 2CO 3 2) HNO 2 3) H 2SO 4
Формула оксида а) CO б) N 2O 3 в) SO 2 г) CO 2 д) N 2 O 5 е) SO 3
5. Установите соответствие: Степень окисления неметалла 1) +3 2) -1 3) +6
Формулы кислот а) HCl б) НNO 2 в) Н2S г) Н2CO 3 д) НNO 3 е) Н2SO 4
3. При разбавлении концентрированной серной кислоты необходимо небольшими порциями приливать: 1) кислоту в воду 2) воду в кислоту 6. Запишите определение : Кислоты … — из атомов,…и кислотных, …состоящие, …сложные вещества, …водорода, …остатков
Экспресс-тест 2 вариант 1. Формулы кислородсодержащих кислот среди перечисленных: азотистая кислота, сернистая кислота, ортофосфорная кислота, йодоводородная — ….. 4. Пара кислот, содержащих сложные ионы: 1. азотная и фосфорная 2. соляная и йодоводородная 3. сероводородная и кремниевая 4. сернистая и азотная 2. Установите соответствие Название кислоты 1) кремниевая 2) азотная 3) сернистая
Формула оксида а) SO 2-3 б) NO -3 в) SiO 2-3 г) PO 3-4 д) NO 2 е) SO 2- 4
5. Установите соответствие: Формулы кислоты 1) Н3РO 4 2) НNO 3 3) Н2S
Заряд кислотного остатка а) 6- б) 5- в) 4- г) 3- д) 2- е) 1-
3. Выпишите номер правильного ответа. Формула непрочной кислоты: 1) НNO 3 2) Н2SO 4 3) Н2CO 3 4) Н3РO 4 6. Какой цвет приобретает лакмус в кислоте: 1) синий 2) фиолетовый 3) красный 4) бесцветный

«Химические страсти»

Группа 1 «Химические свойства Оксидов» Выберите одно из заданий и выполните его Группа 1 Закончите уравнения реакций K 2O + H 2O Na 2O + SiO 2 CuO + HCl SO 3 + KOH Группа 1 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с оксидом меди(2) : H 2O , NaO Н, Cu (OH )2 , Р2О5 , HCl , СаО Группа 1 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с оксидом серы(6) : H 2O , NaO Н, Cu (OH )2 , Р2О5 , HCl , СаО
Группа 1 Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства оксида железа(3)
Группа 1 Cu ↔ CuO →СиС1 2  → Си(NО 3 ) 2
Группа 2 «Химические свойства Оснований » Выберите одно из заданий и выполните его
Группа 2 Закончите уравнения реакций KO Н + СuCl 2 NaO Н + SiO 2 Cu (OH )2 SO 3 + KOH
Группа 2 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с гидроксидом кальция : H 2O , Na 3 РО 4 , Cu (OH )2 , Р2О5 , HCl , СаО
Группа 2 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с гидроксидом железа(3) : H 2O , NaO Н, Cu (OH )2 , Р2О5 , HCl , СаО
Группа 2 Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства гидроксида железа(3)
Группа 2 Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4  → К 3 РО 4
Группа 3 «Химические свойства Кислот » Выберите одно из заданий и выполните его
Группа 3 Закончите уравнения реакций Zn + HCl H2SO4 + KOH HCl + FeO HNO3 + Na2SiO3 Cu + HCl Группа 3 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с соляной кислотой : H 2O , Na 3 РО 4 , Cu (OH )2 , Р2О5 , HNO 3 , СаО, Zn. Группа 3 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с серной кислотой : H 2O , Вa (O Н)2, Cu (OH )2 , Р2О5 , HCl , СаО, Fe .
Группа 3 Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства серной кислоты Группа 3
Са → СаО → Са(ОН) 2  → СаSО 4
Группа 4 «Химические свойства Солей » Выберите одно из заданий и выполните его

Группа 4 Закончите уравнения реакций Zn + СuCl 2 H2SO4 + K2SiO3 KOH + Fe2(SO4)3 CaCl 2 + K 2SO 4
Группа 4 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с хлоридом меди(2) : H 2O , Na 3 РО 4 , Cu (OH )2 , Р2О5 , HNO 3 , СаО, Zn.
Группа 4 Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с сульфатом железа(2) : H 2O , Вa (O Н)2, Cu (OH )2 , Р2О5 , HCl , СаО, Fe .
Группа 4 Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства сульфата меди
Группа 4 S → S О 2 → H 2 S О 3  → СаSО 3

«Ромашка»

«Ромашка»

1 – 3 -Надо еще поработать, изучи еще раз параграфы в учебнике. 4 – 5 -Очень хорошо. Но не ограничивайте себя учебником. 5– 6 — У вас отличные знания. Но научитесь использовать их в жизни!

Рефлексия
1. Сделал дело – гуляй смело.
2. Счастье тот добывает, кто уменьем
ума набирает.
3. Работа – не волк, в лес не убежит.
4. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Не тот хорош, кто лицом пригож,
а тот хорош, кто на дело гож.
Оценочный лист
№ п/п Название заданий Оценка ( по 5 бал. системе) 1. Тестирование
2. Классификация
3. «Найди родственников»
4. «Третий лишний»
5. Экспертиза
6. «Установите соответствие»
7. Экспресс – тест по кислотам
8. «Химические страсти»
Итог

Используются материалы интернета и учителей курсов
7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here