Класс: 8
Предмет: химия
Общая тема: Изменения, происходящие с веществами.
Автор учебника: Габриелян О. С. Химия. 8 кл. М.: Дрофа, 2010;
Тема урока: «Реакции замещения».
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: лабораторная работа, подводящий диалог, работа с текстом, обобщающая беседа.
Цель: Изучение механизма реакций замещения, отработка навыков составления уравнений химических реакций.
Оборудование: периодическая система химических соединений Д.И. Менделеева, таблица растворимости, индивидуальные карточки, раствор сульфата меди, гранулы цинка, пробирка.
1.Проект урока.
Этап урока | Время (минуты) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. | Организационный момент и целеполагание | 2 | Знакомит с целью и темой урока. | Ставят себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок. |
2. | Работа с новым материалом. | 13 | Знакомит с новым материалом. | Проводят лабораторный опыт. Делают записи. Анализируют результаты опыта. Делают выводы. |
3. | Самостоятельная работа с карточками | 20 | Раздает задания, оказывает индивидуальную помощь | Знакомятся заданиями, выполняют их. |
4. | Беседа | 7 | Организует беседу.
| Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения. |
5. | Рефлексия | 2 | Подводит итог, анализирует задания | Сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом. |
6. | Домашнее задание | 1 |
| Желающие записывают задание. |
Стенограмма урока.
II. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать классификацию химических реакций по признаку изменения числа и состава исходных и конечных веществ. Разберем новый тип реакций – реакции замещения.
Проведем небольшую лабораторную работу (опыт между сульфатом меди и цинком).
Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?
Какие вещества по составу вы использовали для реакции?
Что, по вашему мнению, могло образоваться в результате этой реакции?
Попробуйте записать уравнение реакции.
Почему данная реакция называется реакцией замещения7
Чем она отличается от реакций замещения? Соединения?
III. Для дальнейшей работы по теме урока вам помогут карточки с заданиями. Используйте в процессе работы #31, с.159-162.
Задание на «3»
1.Заполни таблицу, используя материал учебника и записи в тетради:
Типы химических реакций | |
Характерные признаки реакции замещения | |
определение |
|
исходные вещества |
|
продукты реакции |
|
схема реакции |
|
2. Из предложенных ниже уравнений химических реакций выпишите те, которые относятся к реакциям замещения.
3.Расставь в реакциях замещения коэффициенты.
4. Определи и подпиши, какие по составу вещества (простые или сложные) участвуют в реакциях замещения.
е) MgO + CO2 → MgCO3
|
5.Запиши уравнения реакций замещения по их описанию:
1.Способ получения водорода, открытый в давние времена, используется в лабораториях до сих пор. Для этого в аппарат Киппа загружают палочки, отлитые из цинка, и заливают 20% серную кислоту.
2) Сероводород, сгорая в недостатке кислорода, образует серу и воду.
Задание на «4»
6) Допиши уравнения возможных реакций, используя ряд активности металлов:
Cu + H3PO4 → Fe + CuSO4 →
Al + H2SO4 → Cr + MgCl2 →
7). Допиши уравнения реакций, расставь коэффициенты:
Mg + HCl → MgCl2 + … Cr2O3 + Al → Cr + …
… + H2O→ Са(ОН)2 + H2 CuCl2 + Fe → … + FeCl2
Задание на «5»
8). Запишите уравнения химических реакций в соответствии со следующей цепочкой превращений, используя только реакции замещения:
Al → AlCl3 → Al
9).Дополнительное задание:
По последнему уравнению реакции рассчитай: Сколько граммов магния вступило в реакцию с 3 моль хлорида алюминия.
IV. Беседа с учащимися по выполненным заданиям.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание. #31 упр. 1 (для желающих)
МБОУ «Кормовищенская СОШ» Лысьвенский район, Пермский край
Учитель: Пичугова Татьяна Петровна pichugova.tanya@yandex.ru