Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области
общеобразовательная школа-интернат основного общего образования
п. Шолоховского Белокалитвинского района
Урок химии в 8 классе по теме:
«Важнейшие классы бинарных соединений –
оксиды их
роль в природе и жизни человека».
Подготовила и провёла
учитель химии
Подоляко Е.Г.
Цели урока:
Предметная: понять и запомнить определение оксидов, их состав и классификацию; научиться записывать формулы оксидов и давать им название по химической номенклатуре;
выяснить нахождение и значение оксидов в природе, жизнедеятельности человека;
Метапредметная: развитие умения работать с текстом, с дополнительными источниками информации, анализировать и оформлять текст в виде схемы, развитие умения передавать информацию устным способом, задавать вопросы, развитие навыков самостоятельной работы с текстом, исправление допущенных ошибок.
Личностные: развитие умений самостоятельно формулировать цель и остальные этапы своей работы, развитие умений самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, развитие коммуникативных навыков. Дидактическая
Сформировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде.
Оборудование:
• коллекция «Горные породы и минералы»,
• штативы с пробирками (вода, глина, песок, оксид кальция) на столах учащихся,
• карточки с формулами оксидов (CaО; СО2; Fe2О3; NO; SО3 и др.),
• матричные карточки,
• О.С «Составление формул веществ по степени окисления»,
• плакат «СО2»,
• магниты.
Ход урока.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний, проверка усвоения обучающихся умения составлять формулы веществ по с.о.:
Задание1. (фронтально) Составьте формулы веществ по степени окисления:
НО; BaO; FeO; СО; РО
выполняйте индивидуально.
Контроль осуществляется на доске (один ученик). Оцените себя: 1 балл — правильное выполнение; 0,5 баллов — с ошибкой.
III. Изучение нового материала.
Цель: сформулировать и запомнить определение оксидов.
Предложенные в задании 1 вещества называются оксидами,
попробуйте выделить их общие признаки и сформулировать
определение.
Работайте в парах, обсудите признаки этих веществ, если
испытываете затруднения, ответьте устно на вопросы:
1. Оксиды — это простые или сложные вещества?
2. Из скольких элементов они построены?
3. Один из элементов в них обязательно…………..
4. Чему равна с.о. кислорода в оксидах? ( Учащиеся зачитывают определение). Контроль: устная формулировка.
Записываем полный вариант определения: «Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со с.о. -2».
Цель: научиться давать названия и находить оксиды среди других веществ, познакомиться с химической номенклатурой.
Бинарные соединения записывают в следующем порядке; вначале элемент с положительной с.о., а потом элемент с отрицательной с.о. А вот при названии такого соединения поступают наоборот; вначале произносят название элемента с отрицательной с.о. и суффиксом -ид-, а затем название элемента с положительной с.о. в родительном падеже. Если последний элемент имеет переменную с.о., то она тоже входит в название. Например, Н2О — оксид водорода, Р2О5— оксид фосфора (5).
Задание 2. Индивидуальная работа в тетрадях.
Напишите название оксидов в задании 1.
Оцените себя.
Контроль: устно один ученик.
Задание 3. Письменно в тетрадях. Выберите оксиды из вашего варианта, запишите их номера (по матричным карточкам). Контроль: взаимопроверка (на обратной стороне доски — ответы).
Оцените себя.
Кто же они, оксиды? Приоткроем завесу тайны этих веществ. Оксиды — широко распространённый в природе класс неорганических соединений.
Цели: выяснить нахождение и значение важнейших оксидов в природе. В основном из оксидов состоит земная кора, гидросфера. Они входят и в состав атмосферы.
Лабораторный опыт. «Ознакомление с образцами оксидов».
Работа с коллекцией «Горные породы и минералы». Составление схемы.
Оксиды — нахождение в природе.
Гидросфера | Атмосфера | |
SiО2 — песок, кварц, | Н2О | СО2 |
кремнезём |
|
|
А12О3 — глина, |
| NО2 |
бокситы |
|
|
Fe2О3 — красный |
| SО2 |
железняк |
|
|
Fe2О3 ∙n Н2О — бурый |
| NO |
железняк |
|
|
FeO ∙ Fe2О3 — магнит- |
| СО |
ный железняк |
|
|
Где находят применение оксиды?
Какой вывод вы можете сделать о классификации оксидов по
агрегатному состоянию? Запишите его. Как ещё можно
классифицировать оксиды?
IY. Контроль знаний. Проверочная работа, взаимоконтроль, самоконтроль.
Y. Итог урока. Рефлексия.
YI. Д.з: § 18. стр. 91-95.
Контроль знаний
Задание 1. Выберите ряд формул в котором все вещества – оксиды:
1 вариант 2 вариант
А. ZnCl2, ZnO, H2O. А. Al2S3, BaO, Li2O.
Б. SO3, MgO, CaO. Б. Fe2O3, SiO2, H2O.
В. KOH, K2O, MgO. В. MgSO4, O2, NH3.
Задание 2. Дайте название веществам по химическим формулам:
1 вариант 2 вариант
Al2O3 CaO
Na2O ZnO
*Задание 3. В ряду химических формул найдите лишнюю и объясните свой выбор.
1 вариант 2 вариант
CO2; N2O5, SO3, ZnO CaO, P2O5, MgO, K2O.