СЦЕНАРИЙ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
по теме: «Сложные эфиры. Жиры»
Петухова Юлия Валентиновна,
учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Георгиевка
Цель: формирование представлений о сложных эфирах и наиболее важных представителей этого класса – жирах.
Задачи:
— обучающие:
знать о строение и свойствах сложных эфиров и жиров;
уметь осуществлять и составлять уравнение реакции этерификации;
иметь представление об областях применения жира и мыла;
— развивающие:
развивать коммуникативные действия и приёмы диалогической речи;
владеть способами взаимо- и самоконтроля при выполнении заданий;
уметь составлять вопросы;
делать выводы и умозаключения;
— воспитательные:
побудить к пониманию химических процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Тип урока: формирование новых знаний.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, свободно распространяемый ПО – проигрыватель ресурсов версии 1.0 для воспроизведения электронных учебных модулей с сайта www .fcior .edu .ru .
Структура и ход урока:
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время, мин. | |
1 | Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – Петухова Юлия Валентиновна. Для меня это особый урок, т.к. я являюсь участником конкурса «Учитель года». Поэтому рассчитываю на вашу помощь и поддержку. | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. | 1 |
2 | Ориентировочно-мотиваци-онный | 1. В одной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежней спрятать от человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. Может быть на небе, среди звезд? Но даже туда они со временем доберутся. И решили боги спрятать тайну внутри самих людей. Уж в себя – то человек никогда не догадается заглянуть. И надо сказать во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе самих гораздо меньше, чем о Земле, океане и далеких звездах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы объекты не выбирал для исследования, за этим всегда стоит его жгучее любопытство по отношению к самому себе. 2. Вот и наш сегодняшний урок по теме: «Сложные эфиры. Жиры» постараемся рассмотреть с позиций собственного «Я». Мы сегодня будем искать интересующие нас знания по теме урока в себе… с помощью ХИМИИ. Запишите тему урока. 3. Как вы думаете, что мы будем делать с вами в течение урока, чтобы изучить данную тему? По какому плану пойдёт изучение темы? | Эмоционально мобилизует на активную работу.
Формулирует тему урока.
Направляет на формулировку цели урока. | Настраиваются на работу.
Записывают тему.
Формулируют цель урока. | 5 |
3 | Информационно-поисковый | 1. Задание: соотнесите общие формулы веществ и названия классов (спирт, простой эфир, карбоновая кислота, сложный эфир). Что вызывает затруднение? Что общего между сложным и простым эфиром; спиртом, карбоновой кислотой и сложным эфиром? Дайте определение. 2. Предположите реакцию получения сложного эфира из спирта и карбоновой кислоты. Она называется — этерификация. Как вы думаете, сложные эфиры могут реагировать с водой? 3. Свойства сложных эфиров: жидкость с запахом, горючи. Распространение в природе. Проделайте опыт. 4. Почему жиры изучают вместе со сложными эфирами? Жиры – сложные эфиры глицерина (многоатомного спирта) и высших карбоновых кислот (более 10 атомов углерода в молекуле). Какие ассоциации у вас вызывает слово жир? 5. Какие вы знаете жиры в природе? Приведите примеры. Какое происхождение имеет маргарин? 6. Изучение жира проводил в первой половине XIX в. французский химик Мишель Эжен Шеврель, когда изучал состав мыла. Мыло – соль жирных кислот, которую получают щелочным гидролизом жира. Твёрдое (натриевые соли) и жидкое мыло (калиевые соли). Применение жира и мыла. | Выводит учащихся на вывод о строении формулы сложного эфира.
Направляет учащихся на выводы.
Демонстрирует опыты, модуль ЭОР.
Предлагает проблемный вопрос. Даёт определение.
Схема «Животные и растительные жиры». Демонстрация модуля ЭОР.
Предлагает найти области применения жира и мыла. | Сравнивают формулы, находят сходство и отличие. Дают определение сложного эфира. Делают вывод об обратимости реакции этерификации. Делают вывод о свойствах.
Предполагают сходство в строении. Проводят ана-логии между жиром и сл. эфиром. Вывод о предельном и непредельном строении. Извлекают информацию из модуля.
Записывают в тетрадь области применения веществ. | 15 |
4 | Обобщение и систематизация | Вам предлагаются тестовые вопросы по материалу урока. На слайде критерии оценивания. Выполните задания. Запишите пример своего вопроса по теме урока. | Объясняет задание, наблюдает. | Отвечают на вопросы, производят самооценку. | 5 |
5 | Рефлексия | Что узнали нового? Что было известно? О чём хотели бы узнать поподробнее? Как вы думаете, мы достигли поставленной цели урока? | Формулирует вопросы, помогает с ответами. | Отвечают на вопросы. | 2 |
6 | Домашнее задание | 1. §36 с. 219-220, §37. 2. По ссылке интернет ресурса пройдите тренажёр: http://www.fcior.edu.ru/card/7644/testy-po-teme-slozhnye-efiry-i-zhiry.html . Сделайте анализ усвоения пройденной темы. | Предлагает выбрать задание. | Выбирают вариант задания исходя из личных предпочтений. | 1 |
7 | Итог урока | Жизнь дарит миллионы красок, Добра она, безудержно щедра. Любое проявление её прекрасно, Когда в ней место есть для света и тепла! Мы, в многоцветье мира растворяясь, Свое, родное – трепетно храним. И с детства, постоянно удивляясь, К ГАРМОНИИ приблизиться хотим! | Организованно заканчивает урок, благодарит учащихся за активную работу. | Выходят их класса. | 1 |
Источники:
1. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2005.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. «Химия». 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2003.
3. Официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов www .fcior .edu .ru .
4. Электронная химическая энциклопедия www .himik .ru .