Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации»
Цель: Систематизация знаний учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации» (ТЭД).
Задачи:
Образовательная: Отработать основные понятия и положения по теме «ТЭД».
Развивающая: Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения, составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, работать с компьютером и интерактивной доской, систематизировать, обобщать.
Воспитательная: Воспитание самостоятельности, ответственности, уверенности в себе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ЦОРы сайта «Виртуальная школа Тверской области», портреты ученых.
План
1. Оргмомент:
1.1. Проверка готовности к уроку.
1.2. Сообщение темы урока и его задач .
1.3. Заготовка таблицы-кластера:
Основные положения ТЭД |
2. Стадия вызова: прием «мозговой штурм» — 2-3 мин.
Мы с вами знакомились с некоторыми понятиями и положениями ТЭД в 8 классе. Работая в парах, вспомните, какие понятия теории вам известны? Занесите их в таблицу
(заслушиваются ответы ребят, вспоминаются понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»).
3. Стадия осмысления:
3.1. Краткая информация об авторах ТЭД:
—С.А. Аррениус- шведский химик, в 1887 году сформулировал основные положения ТЭД;
— И.А. Каблуков – русский химик, ввел представление о гидратации ионов;
— В.А. Кистяковский – русский химик, объединил ТЭД с теорией растворов Д.И. Менделеева.
3.2. Самостоятельная работа с текстом, расположенном на рабочем столе компьютера (приложение 1)
Задание: Изучить текст в течение 5-7 минут. Занести новые понятия в графу 1 таблицы.
Ответить на вопросы к тексту.
3.3. Задание: Озвучить флеш-фрагмент «Механизм ЭД», используя материал текста (на подготовку дается 1-2 минуты, назначаются рецензенты).
При растворении в воде веществ с ионной связью, например хлорида натрия, молекулы воды притягиваются своими отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия, а положительными полюсами – к отрицательно заряженным хлорид-ионам. В результате связь между ионами ослабляется, и кристаллическая решетка разрушается (рис.1). Таким образом, все ионы в растворе связаны с молекулами воды. Такие ионы называются гидратированными, а процесс их образования гидратацией. Положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные – анионами.
Рис.1. Диссоциация NaCl Рис.2. Диссоциация HCl При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода, происходит изменение характера химической связи. Под влиянием полярных молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную. Затем ионная связь разрывается и в раствор переходят гидратированные ионы водорода (Н3О+-ион гидроксония) и хлорид-ионы (рис.2). При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц за счет увеличения их энергии, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате чего разрушается кристаллическая решетка. Для количественной характеристики ЭД используют понятие степень ЭД (α), которая равна отношению числа молекул, распавшихся на ионы к общему числу растворенных молекул. Она измеряется в долях от единицы или в %. В зависимости от значения степени ЭД электролиты бывают: — сильные (α →100%): HCl , HNO 3, H 2SO 4, H Вr , HI , щелочи, почти все соли; — слабые (α →0%): H 2S , H 2CO 3, H 2SO 3, H 2SiO 3, органические кислоты, нерастворимые основания , гидроксид аммония. Вопросы: 1. Как вы думаете, будут ли электролиты диссоциировать на ионы при растворении их в керосине? 2. Назовите основные причины диссоциации электролитов на ионы при растворении их в воде и расплавлении. 3. В чем отличие диссоциации веществ с ковалентной полярной связью от диссоциации веществ с ионной связью? Основные понятия ТЭД Основные положения ТЭД Электролиты и неэлектролиты Электролитическая диссоциация Диполь, Гидратированный ион Гидратация Катионы и анионы Степень ЭД Слабые и сильные электролиты
1.Электролиты при растворении в воде или расплавлении диссоциируют на ионы. 2. В водных растворах ионы связаны с молекулами воды, т.е. гидратированы. 3. Диссоциация – обратимый процесс. 4. Ионы в электрическом поле движутся направленно: (+)-заряженные – к катоду (катионы, (-)-заряженные – к аноду (анионы).
Приложение 2 Используемые ресурсы: http://www.ostinter.info/elektronbook/image_01/dis_01.gif http://www.lyceum8.ru/himiya/7.files/image004.jpg http://sc.tverobr.ru/dlrstore/617fdbc4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_36_01.swf http://sc.tverobr.ru/dlrstore/617fdbc1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_35_03.swf