Николайченкова Елена Геннадьевна,
учитель химии
МКОУ СОШ №23 г. Тайшета.
Внеклассное мероприятие по химии
для 7 класса
«Витамины»
Тема: Витамины.
Цели: обучающая: учащиеся должны усвоить понятие «витамины»; влияние витаминов на здоровье человека; условия для сохранения витаминов.
развивающая: развитие познавательной активности, творческих способностей подростков в ходе пропаганды “здорового образа жизни”; развитие умения делать вывод; развивать умение работать с текстом, выделяя главное;
воспитательная: воспитание валеологической культуры; приобретение учащимися нового положительного опыта для личностного развития в ходе группового общения.
Ход урока:
1. Если кто-то простудился,
Голова болит, живот
Значит, надо подлечиться,
Значит путь — на огород
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду
Снова будешь жизни рад.
Здравствуйте! меня зовут Елена Геннадьевна. Надеюсь, наше мероприятие пройдет таким образом, что мы останемся довольные друг другом и собой.
В жизни человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть — его не чувствуешь; как только «его» потеряешь — появляется «боль» — злая, коварная, нестерпимая.
Учитель: Как Вы думаете, что это за состояние?
Ученики: здоровье.
Учитель: спасибо, молодцы!
Еще Сократ сказал: «Здоровье- это не все, но все без здоровья — ничто».
Мне бы хотелось, чтобы после рока вы сами сформулировали тему сегодняшнего занятия.
Вы изучаете много наук: науку о животных, о числах, об обществе, а сегодня я попробую открыть для вас еще одну — науку о здоровье.
Итак, название это науки состоит из двух слов
« валео» — здоровье
«логос» — наука
Составьте слово, которое будет обозначать науку о здоровье.
Ученики пробуют произнести – ВАЛЕОЛОГИЯ
Проговариваем хором.
Давайте запишем все это в бланки.
А как вы думаете, от чего зависит здоровье?
По ходу заполняем схему:
наследственность
экология
здоровье
медицина
Здоровый образ жизни
питание
витамины
Если затрудняются:
-
Как вы думаете, почему люди стремятся жить за городом, хотя работают в самом городе? (экология) Как вы думаете, у кого лучше здоровье у жителей города Братск или поселка Соленая?
-
А лечиться, куда предпочитают ехать в новый диагностический центр в городе Братск или в поселок? Что в поселке врачи лучше? Конечно, нет, но в городе уровень чего лучше? Молодцы, уровень медицины.
-
Трагедия семьи последнего русского царя НиколаяII, у него сын болел гемофилией, то есть его кровь не свертывалась (если он порезал палец, то кровь очень долго не могли остановить). И это заболевание он получил в наследство от матери. Значит, что мы можем сказать (у него плохая наследственность).
-
Как вы думаете курение, употребление пива способствует укреплению здоровья (нет).А для того чтобы здоровья было крепким необходимо вести ЗОЖ.
Мы все это можем назвать – здоровый образ жизни, т.е. отношение к вредным привычкам, спорт, личная гигиена, режим дня и питание.
Тест
-
Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) всегда, круглый год;……………………….5 б.
б) иногда, когда заставят;…………………….2 б.
в) никогда………………………………………0 б.
-
Сколько раз вы идите:
а) 4-6 раз;………………………………………..5б.
б) 3 раза;………………………………………..3б.
в) 2 раза;…………………………………………0б.
г) 8-7 , сколько захочу…………………………0б.
-
Вы употребляете в пищу овощи, фрукты?
а) ежедневно, несколько раз ………………….5б.
б)2-3 раза в неделю…………………………….3б.
в) очень редко…………………………………..1б.
г) никогда……………………………………….0б.
-
Когда и что вы едите на ночь?
а) мясо с гарниром в 9 часов…………………..1б.
б) кашу молочную в 9 часов……………………2б.
в) стакан кефира или молока в 9 часов……….5б.
г) ем, когда захочу и что захочу до 11 часов…..0б.
-
Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) иногда петрушку и укроп в супе, салате……1б.
б) лук и чеснок не ем никогда…………………..0б.
в) все это употребляю ежедневно в
небольшом количестве………………………….5 б.
г) ем иногда или когда заставят………………….2б.
У кого результат 9 и меньше? поднимите руки
У кого от 9 и до 12?
а у кого больше 13 баллов?
итоги:
-
Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
-
Если вы набрали 9-12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, но у вас дома об этом заботятся.
-
0-9 баллов — вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Давайте остановимся на питании. Основные элементы питания – это жиры, белки, углеводы. В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала пищу, которая состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?” Через 30 лет после работы Н.И.Лунина, врач Казимир Функ назвал эти вещества словом созвучным слову жизнь-VITA— вещество дающие жизнь.
Дак, как назвал Функ эти вещества?
Молодцы – витамины.
Конечно, в молоке кроме витаминов есть и микроэлементы, но сегодня мне хотелось бы, чтобы мы поговорили о витаминах.
Витамины не служат для организма материалом для построения тканей, не являются они и источником энергии но, тем не менее, они необходимы для сохранения здоровья и даже жизни.
И сейчас мы поработаем над составлением таблицы.
В природе существует более 20 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно (из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме). Теперь запишем в тетради.
Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно. Мы не будем рассматривать все витамины, остановим свое внимание только на 6.
Для чего они нужны | Где можно найти | |
А | Входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря этому витамину мы имеем цветное зрение. Поддержание хорошего зрения и нормального состояния слизистых оболочек. | Масло, сметана, творог, молоко, рыбий жир, абрикос, морковь, хурма, шиповник, шпинат, сладкий перец.
|
Витамины группы В | Нормальная деятельность нервной системы, способствует выработке энергии в организме, улучшает рост волос. | Капуста, бобы, горох, фасоль, лук, сливы, картофель, мясные, молочные и рыбные продукты, яйцо. |
К | Нормальная свертываемость крови. | Салат, капуста, томаты. |
Е | Укрепление мышц, поддерживает нормальное состояние кожи. | Салат, капуста, тыква, рябина, облепиха, яйца, печень, орехи. |
Д | Участвует в обмене кальция и фосфора; для укрепления костей. | Рыбий жир, молоко, сливочное масло; вырабатывается в коже под воздействием солнечных лучей. |
С | Поддержание иммунитета; укрепляет стенки кровеносных сосудов; | Перец, петрушка, картофель, шиповник, смородина красная и черная, земляника, цитрусовые, крыжовник, малина, яблоко, облепиха, киви, отвар хвои. |
После того как ребята заполнили таблицу.
Какой витамин самый главный?
Можно ли выделить главный витамин?
Давайте проведем опыт.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С в некоторых продуктах”.
-
Налейте в пробирку сока (на высоту) 1 см
-
Добавьте в сок крахмальный клейстер 2 капли.
-
Добавьте в пробирку 1 каплю раствора йода. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
-
☼Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.
-
Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
-
Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.
-
Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
-
Необходимость употреблять поливитамины.
валеологическая пауза.
А теперь давайте поиграем все вместе «Ромашка»
В земле росло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
собою красно.
(морковь)
Не шит и не кроен, а весь в рубцах;
Без счету одежек и все без застёжек.
( капуста)
С лица — желто,
Во рту кисло.
( лимон)
Ягода красна,
Ягода вкусна,
Режь да соли!
Ешь да хвали!
(томат)
Вот диковина:
На ветке –
Морковина!
Висит, краснеется
На солнце греется!
( красный перец)
Молодцы, но мало загадку отгадать – нужно назвать какие витамины в этом овоще находятся.
Поиграем игру « третий лишний»
-
капуста (с)
-
томат(в) или горох (к)
-
шиповник(е)
-
земляника(а)
-
рыбий жир(в)
-
чеснок(д)
Закрепление пройденного материала.
Задачи:
(Витамин А) | |
2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои? | (Витамин С) |
3. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной? | (Витамин А) |
4. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту? | (Витамин С) |
5. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника – снижается свертываемость крови. Почему? | (Витамин К) |
Больше всего витамина С содержится в киви-это факт! Как вы думаете, что для нас – сибиряков полезнее съесть киви или клюкву? Почему?
Учитель: Мы привыкли к клюкве, способны лучше усвоить витамин С в клюкве чем в киви, хотя его там и больше. Учитель: Давайте вспомним, какова была тема нашего разговора? Как можно назвать наш урок (если растерялись, то вначале урока мы с каким понятием познакомились, а на чем потом остановились?) «Валеология. Витамины»
Вывод:
Овощи и фрукты любят все на свете
Бабушки и дети
Секреты знают эти
Виноград и слива
Лечат все сосуды
Абрикос от сердца
Груша от простуды
Апельсин, как витамин,
знают все, не заменим
ешьте фрукты, здоровейте,
пейте сок и не болейте!
Спасибо за урок.
Рефлексия:
зеленый – мне урок понравился;
синий – мне хотелось бы поговорить на эту тему еще.
Дополнительные задания:
Отгадай слово.
По данным определениям отгадайте многозначные слова. Надо дать правильный ответ по меньшему числу определений.
-
птичье, кокосовое, цельное, кислое, свернувшиеся, грудное, материнское, топленое, кипяченое, пастеризованное, сгущенное, козье, коровье…..(молоко)
-
Наливное, золотое, зеленое,красное,медовое, кислое, моченое….(Яблоко)
-
Горький, черный, красный, сладкий, молотый, болгарский…(перец)
Блиц
Дедушка розы ……………шиповник
Бобовое из двух нот………..фасоль
Заготовка для кареты Золушки…….тыква
Боксерский фрукт………………груша
Список использованной литературы:
-
Лавренова Л.Е.Детские праздники в школе и дома. М., Игра слов, 2011
-
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. М., Новая школа,2003
-