Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики»

Цель: Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Учитель. Мы рады видеть вас на празднике посвящения в химики. Начиная с 8 класса, в программу вводится новый предмет – химия. И вы начинаете путешествие по этой удивительной стране тайн и загадок.

Ученик 1. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса.

Ученик 2. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание.

Ученик 1. Но значит ли это, что чудес на свете не бывает? Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней.

Ученик 2. И уж если говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей, “индустрией чудесных превращений”.

Ученик 1. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.

Ученик 2. Химия позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества.

Ученик 1. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаемы. Химия нас кормит, одевает и обувает Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

Ученик 2. Химия — это экспериментальная наука, именно поэтому на первый взгляд, она кажется волшебной.

Ученик 1. Сейчас мы покажем вам фокусы, но предупреждаем, что их нужно проводить, соблюдая правила по технике безопасности, строжайший порядок и аккуратность.

Ученик 2. Да какую технику безопасности? Зачем голову-то забивать, я же не ходячая энциклопедия всё знать, всё помнить. На физике техника безопасности, на трудах техника безопасности, на химии опять техника безопасности, чего её соблюдать? Ничего со мной не случится! Используйте малые количества вещества, а по мне так, чем больше, тем лучше опыт получиться

(фонограмма взрыва, траурная музыка. Выходит мальчик – лицо в саже, волосы взъерошены, глаз перевязан черной повязкой.)

Мальчик:

Получил в пробирке газу,

К нему прибавил кислород,

А они взорвались сразу.

Стал ходить с повязкой – вот!

Учитель:

Ему хотелось волшебства

И он поджег два вещества.

Мальчик:

Попробовать решил я кислоту

Налил себе ее я в чашку,

Внутри все жжет – пожарные бегут

Ну пожалейте вы меня бедняжку!

Учитель:

Сам виноват, умнее надо быть

Не все что видишь – можно пить.

Мальчик:

Вы не думайте, друзья,

Что пришел так в школу я.

Выпала из рук пробирка –

На штанах осталась дырка.

Злая щелочь ткань разъела

Вот такое страшно дело!

Учитель:

Игра опасна с веществами.

Вы поняли теперь и сами

Чтоб к опытам нам приступить

Пришлось всем правила учить.

Правила техники безопасности.

А сейчас прослушайте ещё раз правила техники безопасности

Ведущий:

Восьмиклассник к нам пришел

И спросила кроха:

Ученик:

«Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

Ученик 1.

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни, кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким плохо!

Ученик 2.

Если ты во все подряд

Окунаешь пальчик,

Про такого говорят:

«Бестолковый мальчик!»

Ученик 1.

Запах можно распознать

И на расстоянии,

А в сосуды нос совать –

Риск для обоняния.

Ученик 2.

К носу совершай рукой

Легкие движенья,

Вот тогда «нюхачь» такой –

Просто загляденье.

Ученик 1.

Реактив без меры льешь –

Плохо это, помни.

Я не жадина, но все ж,

Будь поэкономней!

Ученик 2.

Насыпай и приливай

Только над поддоном,

Капнул мимо – не зевай,

Промокни тампоном.

Ученик 1.

Если сильно бережешь

Ты свою одежду,

А раствор на книжку льешь,

Жаль тебя, невежду!

Ученик 2.

Ты над брюками держал

С кислотой пробирку!

Круто, парень, ты попал

На штанишки с дыркою!

Ученик 1.

Ты испортил реактив,

Перепутал крышки,

Развинтил, сломал штатив–

Вот плохой мальчишка!

Ученик 2.

К пламени нельзя никак

Близко наклоняться,

Только, скажем так, чудак

Станет обжигаться.

Ученик 1.

Чтоб спиртовку потушить

Дуть нельзя, парнишка,

Должен ты ее накрыть

Колпачком иль крышкой.

Ученик 2.

Если пробуешь на вкус

Ты все непременно,

Может, мальчик, ты не трус,

Но глупец отменный!

Ученик 1.

Перемена. Есть банан

У тебя и груша –

Ничего здесь, мальчуган,

Никогда не кушай!

Ученик 2.

Из-под крана воду пить –

Все равно что «Vanish»:

Жажду можно утолить,

Но … Козленком станешь!

Ученик 1.

Ты работу завершил,

Стол протер рабочий.

Руки хорошо помыл

Или так, не очень?

Ученик 2.

Не подумайте, что я

С мальчишками строже

Что мальчишкам здесь нельзя

И девчонкам тоже!

Учитель. Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера. (Гости-учителя химии других школ).

И сейчас мы проведём с 8-классниками игру «Великолепная десятка»

Ученик 1. А начинать учить химию следует с химической азбуки – знаков химических элементов.

Как в русском языке есть азбука, так и в химии каждый химический элемент обозначается химическим знаком, и без их знания невозможно изучение новой для вас науки. Сейчас мы проверим, кто лучше подготовился. Первый ответивший на вопрос переходит в следующий тур.

1. Шуточные загадки

1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород)

2. Какой элемент всегда рад? (Радон)

3. Какой неметалл является лесом? (Бор)

4. Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк)

5. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)

6. Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»? (Кислород, водород, углерод).

7. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания воды? (Титан)

8. Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий)

9. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

10. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний)(10)

2. Быстрота рук.

Кто быстрее и правильно соберёт штатив (кольцо внизу, лапка вверху) (9)

3. Пословицы и поговорки

Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы:

1. Не все то аурум, что блестит.

2. Куй феррум, пока горячо.
3. Купрумного гроша не стоит.

4. Много оксида водорода утекло с тех пор

5. Слово – аргентум, а молчание аурум.

6. Тяжелые плюмбумные тучи.

7. Феррумный характер.
8. За купрумный грош удавился. (8)

4. Конкурс математиков.

Посчитать в уме относительную молекулярную массу. Кто быстрее решит переходит в следующий тур.

Мr(СО2)=44; Мr2О)=18; Мr2)=32; Мr2)=2; Мr(N2)=28; Мr(SО2)=64; МrH4)=16; (7)

5. Метатели

Кинуть как можно дальше развёрнутый лист бумаги. Чей улетит меньше всего – убывает. (6)

6. Конкурс нюхачей

По запаху определить вещество.

(уксусная кислота, нашатырный спирт, вода, мыло, туалетная вода..) (5)

7. «Тёмная лошадка».

«Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент.

1.В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.

По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.

Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.

В честь него назван век. ( Железо).

2.Этот металл известен человеку с глубокой древности.

Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.

Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.

Из этого металла делают украшения, монеты.

Этот металл – символ Солнца. ( Золото).

3.За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.

Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.

Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

Пары металла ядовиты.

Находится внутри градусника. ( Ртуть).

4.Его называют безжизненным газом.

Это довольно инертный газ.

Он легче воздуха.

Он входит в состав воздуха.

Его химическая формула – N2. (Азот). (4)

8. Дегустационный

Ещё раз напоминаю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю определить вещества по вкусу.

(соль, сахар, лимонная кислота, глюкоза, аскорбинка). (3)

9. Конкурс ловкачей

Налить мерной пробиркой 23 мл. воды. (2)

10. «Больше, больше»

ИХМАЗЕГЮУРЦНФТОЛКЙ

Из предложенных букв составьте названия химических элементов. Выиграет тот, кто больше назовет элементов.

(Азот, актиний, кюрий, технеций, лантан, титан, алюминий, литий, торий, америций, лютеций, тулий, аргон, магний, уран, галлий, марганец, фермий, гафний, мейтнерий, франций, гелий, натрий, фтор, германий, неон, хлор, золото, рений, хром, иттрий, рутений, цезий, калий, таллий, церий, калифорний, тантал, цинк, кремний, теллур, цирконий – 42 элемента)(1)

Награждение победителя. (фотография на память)

Ученик 2. Ну, а теперь проведем операцию прямо сейчас без боли и слез.

Опыт “Операция”

Оборудование: KCNS, FeCl3 , вата, скальпель.

Факир:

Кому на отсечение конечности не жаль

Не бойтесь, не дрожите, гоните прочь печаль

Без боли оперируем, но крови будет много

Что будем резать: руку или ногу?

При каждой операции

Нужна стерилизация

Йодом смажем вас обильно

Чтобы было все стерильно

Не вертитесь-ка больной

Врачу” скальпель дайте

Не качайте головой

Только наблюдайте

Посмотрите тонкой струйкой

Кровь течет, а не вода,

Но сейчас я вытру руку,

От разреза – ни следа.

Ученик 1. А сейчас, не забывая правила техники безопасности, проведем опыты.

Факир. (выходит в костюме факира, под фонограмму «Если б я был султан») Я думаю, что теперь-то все здесь сидящие не будут пренебрегать этими правилами. А тем временем я покажу опыт, который вам покажется просто чудом, я превращу воду в молоко, а теперь я превращаю воду в вино и снова в воду. Я долго учился магии, и вижу, что и вы кое-что знаете.

(медленно колдуя):
Часто говорят, друзья,
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас вас я:
Вот он дым, но нет огня!
Волшебство нас окружает,
Удивляет, поражает.
А теперь вы все замрите!
На вулкан скорей смотрите!
Ученик 1. Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.

Ученик 2. химики настоящие волшебники, может и вы, если свяжете свою жизнь и профессию с химией, станете великими учеными и изобретете настоящий “эликсир жизни”.

Ученик 1. Я думаю, что теперь самое время провести посвящение учащихся 8 классов в химики (барабанная дробь). Провести ритуал посвящается царице химии.

Царица химии: А сейчас вы должны пройти 3 испытания «Огонь! Вода! И медные трубы!»

(в зале гаснет свет, по краям сцены горят свечи и в руках у царицы свеча)

1 испытание «Огонь!»: Каждый прикоснитесь к горящей спиртовке, и вы всегда будите помнить правила по технике безопасности.

2 испытание «Вода!»: “Святая вода” (побрызгать на учащихся водой).

3 испытание «Медные трубы!»: “Чтобы знания остались в голове” (прикоснуться головой к учебнику)

Ученик 2. Вы прошли все испытания, и теперь вы, настоящие химики. Поздравляем вас!

Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.

Ученик 1. Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! (3 раза)

Царица химии: Я поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончим мы наше мероприятие гимном химиков:

Гимн химиков

Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить.

Наш кабинет химическим зовется,

Так будем вечно химию любить!

Все выше, и выше, и выше

К вершинам наук мы идем.

И если с пути не собьемся,

То значит достигнем высот

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here