Меньшикова Ольга Анатольевна
ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж»
Преподаватель химии
Тема мероприятия: «Самый умный химик»
Продолжительность: 45 минут
Цели мероприятия:
-
Повторить и проверить знания, полученные на уроках химии.
-
Развитие мышления, сообразительности, смекалки и внимания.
-
Расширение кругозора обучающихся.
-
Привитие интереса к предмету.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование:
-
Мультимедиа.
-
Звонок.
-
Секундомер.
-
Карточки с именами участников (5 штук).
-
карточки с буквами названий металлов.
План мероприятия:
-
Вступительное слово ведущего (слайд 1)
-
Представление участников.
-
1 раунд (слайд 2-12)
-
Подведение итогов раунда. Игра со зрителями.
-
2 раунд (слайды 13,14)
-
Подведение итогов раунда. Музыкальная пауза.
-
3 раунд (слайды 15-21)
-
Подведение итогов раунда. Игра со зрителями.
-
Финал (слайды 22-37)
-
Награждение (слайды 38,39)
Правила игры
Участвуют 5 человек. Игра состоит из трёх отборочных раундов и одного финального раунда. В первом раунде участники должны ответить на 10 вопросов, которым предоставляется по 4 варианта ответа. За правильный ответ участники получают по 1 баллу. Во втором раунде участникам нужно составить из предлагаемых букв название металла. Первый, составивший слово получает 5 баллов, второй 4 балла и т.д. В третьем раунде из 5 категорий участники должны выбрать одну. За одну минуту ответить на предлагаемые вопросы из этой категории. Правильные ответы в виде баллов переходят на счёт участников. В финальном раунде участникам предлагается поле из 12 ячеек, за каждой из которой скрывается по 3 вопроса из выбранной ими категории и 3 вопроса из категории общих знаний. На ответ даётся 10 секунд. Если участник открывает свою ячейку, то за правильный ответ получает 2 балла, если соперника – 3 балла, за ответ из общих знаний -1 балл, кто наберёт больше всех баллов, тот и побеждает. Если ничья, то участникам задаётся ещё по дополнительному вопросу. Получается опять ничья, то призовой фонд делим пополам.
Вопросы 1 раунда
-
Назовите вещества, обладающие одинаковым количественным и качественным составом, но разным строением.
а) гомологи;
б) изомеры;
в) радикалы;
г) молекулы.
2. Назовите углеводороды, молекулы которых содержат одну тройную связь.
а) алкины;
б) алканы;
в) алкены;
г) алкадиены.
3. Назовите главный компонент природного газа.
а) этан;
б) метан;
в) бутан;
г) бензол.
4. Укажите соединение, содержащее карбоксильную группу.
а) спирты;
б) карбоновая кислота;
в) альдегиды;
г) фенол.
5. Определите к какому классу относится сахароза.
а) углеводородам;
б) дисахаридам;
в) моносахаридам;
г) полисахаридам.
6.Определите в каком соединении реализуется неполярная ковалентная связь.
а) хлороводород;
б) молекулярный водород;
в) метан;
г) медь.
7. Назовите реакции, сопровождающиеся выделением энергии.
а) термоядерные;
б) эндотермические;
в) химические;
г) экзотермические.
8. Определите, что относится к суспензиям.
а) молоко;
б) зефир;
в) эмалевые краски;
г) студень.
9. Назовите синтетическое волокно.
а) лён;
б) хлопок;
в) лавсан;
г) шерсть.
10. Назовите процесс разрушения металла под действием внешней среды.
а) коррозия;
б) электролиз;
в) гидролиз;
г) катализ.
Задание 2 раунда
Составить из предложенных букв названия металлов.
-
Свинец
-
Никель
-
Железо
-
Натрий
-
Магний
Вопросы 3 раунда
Металлы и сплавы.
-
Металл, используемый для защиты стали от коррозии. (Цинк)
-
Мягкий, ковкий и пластичный металл серого цвета. (Свинец)
-
Металл, применяемый для изготовления легкоплавких сплавов. (Висмут)
-
Сплав меди с цинком. (Латунь)
-
Серебристо- белый блестящий металл, медленно тускнеющий на воздухе вследствие образования оксидной плёнки. (Олово)
-
Радиоактивный металл, встречающийся во всех урановых рудах. (Радий)
-
Сплав меди и олова. (Бронза)
-
Самый лёгкий металл. (Литий)
-
Металл, используемый для изготовления нитей накаливания электроламп. (Вольфрам)
-
Нековкий сплав железа с углеродом, содержащий примеси кремния, марганца, фосфора и серы. (Чугун)
Химическая посуда.
-
Приспособление для переливания жидкости. (Воронка)
-
Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда. (Стекло)
-
Мерный цилиндр. (Мензурка)
-
Фарфоровая ёмкость для выпаривания. (Чашка)
-
Приспособление для отмеривания точных определённых объёмов жидкостей. (Пипетки)
-
Газовый нагревательный прибор. (Горелка)
-
Прибор для получения газов. (Аппарат Киппа)
-
Приборы для охлаждения и конденсации паров, образующихся при кипячении жидкостей. (Холодильники)
-
Замыкательное устройство делительной воронки. (Кран)
-
Приспособление для изготовления отверстий в пробках. (Сверло)
Минеральное сырьё.
-
Минерал, сульфат бария. (Барит)
-
Минерал, разновидность кварца. (Аметист)
-
Минерал, применяемый для получения серной кислоты и серы. (Пирит)
-
Минерал, состоящий из карбоната кальция. (Мел)
-
Зелёный минерал, используемый для изготовления художественно- декоративных предметов. (Малахит)
-
Минералы, содержащие серу, железо, а также медь, мышьяк. (Колчедан)
-
Минерал, используемый при производстве соды, хлорной извести, минеральных красок. (Известняк)
-
Минерал, используемый для приготовления пищи. (Соль)
-
Минералы, используемые для производства фосфоритной муки. (Фосфориты)
-
Минерал, содержащий фосфор. (Апатит)
Химические понятия.
-
Наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его химические свойства. (Атом)
-
Быстро протекающий процесс, сопровождающийся выделением теплоты. (Горение)
-
Вещества, изменяющие скорость химической реакции. (Катализаторы)
-
Ионы, несущие положительный электрический заряд. (Катионы)
-
Единица количества вещества. (Моль)
-
Разложение электролита при прохождении через него электрического тока. (Электролиз)
-
Наименьшая частица простого или сложного вещества, обладающая его основными химическими свойствами. (Молекула)
-
Получение сложных веществ из более простых веществ путём химических реакций. (Синтез)
-
Запись химических реакций при помощи химических формул и численных коэффициентов в соответствии с законом сохранения массы вещества. (Химические уравнения)
-
Величина, выражающая относительное количество данного компонента в растворе. (Концентрация)
Неметаллы.
-
Неметалл, образованный при радиоактивном распаде радия. (Радон)
-
Газ, используемый при исследовании головного мозга. (Ксенон)
-
Самый распространённый элемент во Вселенной. (Водород)
-
Неметалл, применяемый в производстве карандашей. (Углерод)
-
Газ, составляющий 78% воздуха. (Азот)
-
Самый распространённый элемент на Земле. (Кислород)
-
Газ, используемый в световых рекламах. (Неон)
-
Газ, применяемый в электровакуумной технике. (Криптон)
-
Простое вещество, применяется в производстве спичек.(Фосфор)
-
Газ жёлто- зелёного цвета. (Хлор)
Вопросы финального раунда.
Органическая химия.
-
Основная часть болотного газа. (Метан)
-
Что служит источником получения натурального каучука? (Латекс)
-
Нагревания угля без доступа воздуха при высокой температуры. (Коксование)
Неорганическая химия.
-
Назовите тип реакции, при которой их двух веществ получается одно вещество. (Соединения)
-
Окисление железа. (Ржавление)
-
Цвет метилового оранжевого индикатора в кислой среде. (Красный)
Химия в жизни общества.
-
Какое химическое название имеет витамин С. (Аскорбиновая кислота)
-
Назовите лекарственный препарат, получаемый из глицерина. (Нитроглицерин)
-
В каком продукте содержится большое количество витамина Д. (рыбий жир)
Курс общей химии.
-
Назовите первого представителя гомологического ряда алканов. (Матан)
-
Положительно заряженная частица. (Протон)_
-
Назовите реакцию соединения вещества с водой (Гидратация)