МБОУ Бейская ОШИ

Другова Елена Николаевна

Учитель информатики

Интеллектуально-познавательная игра

«Турнир знатоков» в 10 классе

Цель урока: формирование научно-познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи: развивать познавательную активность, сообразительность, смекалку учащихся;

воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные навыки;

Тип урока: игра (интегрированный).

Оформление доски: презентация к уроку, выполненная в программе Power Point: эпиграф:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, чтоб не нуждался в знанье

Какой мы не возьмем язык и век, —

Всегда стремился к знанью человек.

Оборудование для урока: мультимедийный проектор, листы с заданиями конкурсов для
команд и болельщиков, бланк для жюри, листы ответов для жюри, мультимедийная презентация, приготовленная для использования на всем протяжении урока-игры, призы, грамоты

Организация мероприятия

  • 4 команды по 6 человек в каждой

  • Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана,
    придумать приветствие соперникам

Слова учителя:

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой,

Вместилище духа и разума он –

Весь мир бессловесный ему подчинен.

Пусть эти слова знаменитого Фирдуоси станут эпиграфом нашей игры, а девизом —

вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником!»

Ход игры

1. Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков.

Почти истек учебный год,

В котором точные науки изучали изучали,

Теперь должны вы, любознательный народ,

Нам показать, что за год вы узнали.

У нас урок-игра

А суть его весьма простая:

Должны вы наш вопрос понять

И верный на него ответ нам дать.

Кто быстро знания свои откроет

Чья группа баллов больше наберет,

Тому хвала и благодарность лично.

Он получает за урок «отлично»

Разрешите представить вам членов жюри (идет представление). А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).

2. Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

Команды по-череди выбирают вопросы из 8 –ми областей знаний. Ответы пишут на листочках все команды и передают жюри. Время 1 минута. 1 правильный ответ 3 балла.

Область знаний

ИСТОРИЯ

  1. В первую половину 18 века на Урале Невьянский завод, построенный государством, был передан в частные руки обладателю железоделательного предприятия, находящегося в Туле. Назовите Имя владельца завода? (Никита Демидов).

  1. С 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года – это временные рамки какой битвы в годы Великой отечественной войны? (Битва за Москву: оборонительная операция – с 30 сентября по 5 декабря и наступательная операция с 6 декабря по 20 апреля).

  1. В каком году была принята первая Конституция СССР? (В 1924 году на 2 Всесоюзном съезде Советов).

  1. Как называлось художественное объединение художников реалистов, сосуществовавшее с 1870 по 1923 г., одним из организаторов которого был Крамской? («Товарищество передвижных выставок». Первая выставка открылась в 1871 г. В Петербурге).

ФИЗИКА

  1. Похрустим сухариками?

Поделитесь сухариками со своим товарищем и начните вместе с ним грызть. Не кажется ли Вам, что Вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом сосед? Почему?

Ответ: Звук, идущий к Вам от грызущего соседа по воздуху, рассеивается значительно сильнее, чем звук, распространяющийся к Вашему уху непосредственно по черепным костям.

2.Крик на ветру.

Распространение звука при ветре. Почему вы лучше слышите крик находящегося далеко от вас человека, если он кричит «по ветру», а не против ветра? Потому ли, что, как принято считать, в направлении против ветра звук ослабляется сильнее?

Ответ: Звук распространяется по ветру дальше не потому, что в этом направлении он меньше ослабляется, а потому, что, двигаясь по ветру, звуковые волны отклоняются вниз, тогда как при движении против ветра они отклоняются вверх. Скорость ветра обычно возрастает с увеличением высоты, так как у поверхности Земли на его пути встречаются различные препятствия. Когда волна распространяется по направлению ветра, она движется вверху с большей скоростью, чем внизу, поэтому в целом отклоняется книзу

Во время грозы

3.Почему в грозу нельзя ложиться на землю?

Ответ: Попадая в землю, ток разряда расходится по поверхности. При этом возникает большая разность потенциалов между руками и ногами

4. Глаз дракона (Согласно китайской философии, глаз дракона — это самый эпицентр тайфуна).

В центре торнадо господствует «мертвая» тишина. Укажите причину этой тишины.

Ответ: Звуки извне могут и не проникнуть внутрь столба смерча, так как звуковые волны сильно преломляются в быстрых воздушных потоках, создаваемых смерчем. Ощущение абсолютной тишины внутри смерча усиливается также и тем, что при резком понижении давления способность человека слышать ухудшается.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

ИНФОРМАТИКА

«Кто есть кто?»

Задача 1

Определите, кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно:

  1. если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал;

  2. если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.

  3. в преступлении участвовал только один из трех подозреваемых.

Ответ: Иванов.

Задача 2

Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал

Белокурову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой – брюнет,

третий — рыжий, но они у кого цвет волос не соответствует фамилии.» Какой цвет волос у каждого из друзей?

Ответ: Белокуров – рыжий, Рыжов- брюнет, Чернов – блондин.

Задача 3.

Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде 4 первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:
1.Сергей – первый, Роман – второй;
2.Сергей – второй, Виктор – третий;
3.Леонид – второй, Виктор – четвертый.
Известно, что в каждом ответе только одно утверждение истинно. Как распределились места?

Ответ:

Сергей – 1-е место,
Леонид – 2-е место,
Виктор – 3-е место,
Роман – 4-е место.

Задача 4
На новогодний праздник три друга – Евгений, Николай, Алексей, выбрали себе костюмы трех богатырей: Ильи Муромца, Алеши Попович, Добрыни Никитича. Известно, что:
Евгений – самый высокий
Выбравший костюм Добрыни Никитича меньше ростом, чем выбравший костюм Ильи Муромца
Алексею не подошел костюм Добрыни Никитича
Ни у одного из друзей имена не совпадает с именем богатырей, выбранных костюмов
Какой костюм выбрал каждый из друзей?

Ответ Алексей — Илья Муромец, Николай — Добрыня Никитич, а Евгений — Алеша Попович.

СМЕКАЛКА

1. Как вы думаете, кто это?

Ответ: Если повернуть на 90 градусов картинку, можно увидеть собаку, которая спит!

  1. Найди ворона

ОТВЕТ: На левой штанине у человека, который на переднем плане!

  1. Куда идут звери?

ОТВЕТ: Ответ: Идут в зоопарк, разгадка в первых буквах названия животных

  1. Сколько сов изображено на картинке?

ОТВЕТ: 11

МАТЕМАТИКА

  1. Угол правильного двадцатиугольника равен…

Ответ: 162 градуса

  1. Как изменится площадь круга, если ее радиус увеличить в k раз?

Ответ: Увеличится в k2 раз

  1. Диаметр основания царь — колокола, находящегося в Москве равен 6,6 м.

Ответ: 34.2м2Найдите площадь основания колокола.

  1. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?

Ответ: В 11 раз

БИОЛОГИЯ

  1. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?

Ответ: свет, температура, влажность, давление

  1. Перечислите критерии вида

Ответ: Морфологический, географический, физиологический, экологический

  1. Что является единицей всего живого на Земле?

Ответ: Клетка

  1. Назовите царства живой природы

Ответ: Бактерии, Грибы, Растения, Животные

РАЗНОЕ

1. Знаменитый английский король Артур собирал своих рыцарей за круглым столом. Почему стол был такой формы? Что означает выражение «круглый стол»? (Ответ: Король не хотел, чтобы рыцари ссорились из-за лучшего места; равноправие и достоинство каждого участника встречи).

2. Дзенская притча гласит, что великий японский полководец Набутага, чтобы вселить веру в победу своим воинам, помолился у святыни, а потом сказал: «Сейчас я брошу монетку, если выпадет орел – мы победим». Выпал орел. «Никто не может изменить судьбу», — сказал слуга полководца после битвы, которая завершилась победой. «Конечно, нет», — сказал Набутага слуге и показал ему… Что? (Ответ: монетку, у которой с обеих сторон был орел).

3. В Нью-Йоркском зоопарке у клетки из толстых металлических прутьев висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Заглянув в клетку можно увидеть… Что и кого? (Ответ: зеркало, а в нем себя).

4. «Источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью» называли эту жидкость древние философы. Академик Павлов назвал эту жидкость «удивительной пищей, созданной самой природой». О чем речь? (Ответ: Молоко).

Итоги.

Подведение итогов игры. Вручение грамот.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here