Алексеева Елена Валерьевна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Сланцевская СОШ №3»

Конспект урока по теме «Моделирование в графической среде» 9 класс

Конспект урока для 9 класса по теме

«Моделирование в графической среде»

УМК Базовый учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Цель урока:

Сформировать у учащихся понятие «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей, научить строить геометрические модели в графической среде текстового редактора WORD.

Задачи:

Обучающая:

  • углубить представления учащихся о представлении информационных моделей;

  • познакомить учащихся с понятием графических моделей, его элементами;

  • закрепить приемы эффективного построения графических моделей и использования их для решения задач по предмету геометрия.

Развивающая:

  • обогащение и усложнение словарного запаса,

  • развитие внимания, мышления (анализ, сравнение, сопоставление),

  • активация творческого начала;

Воспитывающая:

  • воспитывать информационную культуру,

  • коммуникативность, доброжелательность, ответственность, самостоятельность;

  • выделять существенные признаки объектов;

  • анализировать объекты;

  • сравнивать объекты по выделенным признакам.

Аудитория: ученики 9 класса

Ход урока

Слайд 1

Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим разговор о моделях и моделировании. Но сначала давайте повторим ключевые вопросы прошлого урока.

Повторение

Слайд 2

Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:

    1. Все стороны данного объекта;

    2. Некоторые стороны данного объекта;

    3. Существенные стороны данного объекта;

    4. Несущественные стороны данного объекта.

Слайд 3.

Информационной моделью организации занятий в школе является:

    1. Свод правил поведения учащихся;

    2. Список класса;

    3. Расписание уроков;

    4. Перечень учебников.

Слайд 4.

Устное представление информационной модели называется:

    1. графической моделью

    2. словесной моделью

    3. табличной моделью

    4. логической моделью

Слайд 5.

Схема электрической цепи является:

    1. табличной информационной моделью

    2. иерархической информационной моделью

    3. графической информационной моделью

    4. словесной информационной моделью

Слайд 6.

Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?

    1. Материальные

    2. Информационные

    3. Предметные

    4. Словесные

Слайд 7

Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи:

дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша.

Гладя на граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он не станет известен кому-то другому?

Выполнение лабораторной работы

Слайд 8

Некоторые думают, что использование принципов моделирования началось недавно. Однако само по себе моделирование старо как мир. Оно появилось тогда, когда человечество осознало свое место в окружающем мире и стало стремиться к пониманию и изменению его. Одной из разновидностей моделей являются графические модели. Они передают внешние признаки объекта: размеры, форму, цвет. Графическая среда, является удобным инструментом для построения графических моделей.

Объект

Параметры

Действия

Рисунок или фрагмент рисунка

Размеры, пропорции, цвет, форма

Перемещение, тиражирование, редактирование, поворот, отражение, изменение размеров и пропорций

Как видно из таблицы, важнейшими характеристиками, отражаемыми в графической модели объекта, являются размеры и пропорции.

Слайд 9

История

Вся история геометрии связана с практикой построений при помощи подручных средств для измерения недоступного. В Древнем Египте, задолго до доказательства Пифагором его знаменитой теоремы, использовали треугольник со сторонами, соотносящимися как 3:4:5, для получения прямых углов в строительстве. Кстати, Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою.

Ещё в догреческий период (V век до н.э.) были известны способы деления отрезков и углов на две равные части.

Построения в графической среде и на листе бумаги отличаются, потому что графический редактор не имеет линейки, в нём нет инструментов, подобных транспортиру, в окружности не определён центр. Это всё можно сделать, используя законы геометрии.

Слайд 10

Выполнение лабораторной работы в графической среде. Откройте текстовый редактор MS WORD. Введите название работы: Лабораторная работа №1 «Моделирование объектов
с заданными геометрическими свойствами».
Для того, чтобы выполнить задания необходимо вспомнить правила работы с фигурами.

  1. Для удобства работы в графической среде необходимо включить сетку, для этого перейти на закладку меню Вид, поставить галочку у пункта Сетка.

  2. Для того чтобы вставить фигуру на рабочее поле необходимо выполнить команду Вставка – Фигуры.

  3. Для того, чтобы установить размеры фигуры, необходимо перейти на закладку меню Формат к пункту Размер.

  4. Для того чтобы установить угол поворота фигуры, необходимо перейти на закладку меню Формат к пункту Повернуть – Другие параметры поворота – Поворот (установить угол поворота).

Слайд 11

Постановка задачи

Построить модели геометрических фигур с заданными свойствами.

Выполнить построения, используя законы геометрии.

Слайд 12

Формализация задачи

Геометрическая фигура характеризуется длиной сторон и углами, которые необходимо задать в виде отрезков и углов на рабочем поле графического редактора перед началом построения

Слайд 13

Разработка моделей

Модель 1.

Построить равнобедренный треугольник по заданному основанию a и высоте h по нижеприведенному алгоритму.

Задание выполняется вместе с учителем

Слайд 14

Самостоятельная работа

Модель 2. Построение равностороннего треугольника с заданной стороной.

Данный алгоритм предложил Евклид в IV веке до н.э.

Необходимо построить треугольник по алгоритму, приведённому на рисунке и доказать, что полученный треугольник действительно правильный.

Слайд 15

Самостоятельная работа

Модель 2. Построить правильный шестиугольник с заданной стороной, используя свойство правильных фигур вписываться в окружность и то, что сторона равностороннего шестиугольника равна радиусу описанной окружности.

Слайд 16

Домашнее задание:

Построить граф, чтобы найти ответ на вопрос. Отец сына профессора бьет сына отца профессора. Кто кого бьет, если сам профессор в драке не участвует?

Подведение итогов

Выставление оценок за урок

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here