Класс 9
Предмет Информатика
Тема: «Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
Цели урока:
1. Совершенствовать понятия «электронные таблицы», «ячейки», «столбцы», «строки», совершенствовать знания и умения при работе на компьютере в программе «Microsoft Office Excel», формировать понятия о типах и форматах данных, дать представление о копировании данных в таблице.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
3. Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, ПК.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Приемы обучения: рассказ, беседа, объяснение, показ слайдов.
Ход урока.
1. Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
2. Проверка ранее усвоенных знаний.
— Что называется «электронными таблицами»?
— Для чего существуют электронные таблицы?
— Из чего состоит таблица?
— Что такое «ячейка»?
Один человек выйдет и покажет на компьютере как запустить программу Excel. Нужно показать диапазон ячейки А2:А4 и диапазон ячеек С3:Е3.
3. Усвоение новых знаний.
Мы вспомнили о том, для чего нужны электронные таблицы, что называется ячейками, научились выделять ячейки. Так же можно из таблицы удалять ячейки, сроки, столбцы. Посмотрите на экран. В работе с электронными таблицами можно выделить 3 типа данных:
числа
текст
формулы
(Слайд №2)
Для представления чисел могут использоваться форматы нескольких различных типов: числовой, экспоненциальный, дробный и процентный.
Какие числовые данные можно записать в ячейку? Для хранения дат, времени существуют специальные форматы. Так же есть финансовые и денежные форматы. (Слайд №3).
Экспоненциальный формат применяется, если число, содержащее большое количество разрядов, не уменьшается в ячейке. В этом случае разряды числа представляются в виде положительных или отрицательных степеней числа 10. Посмотрите на экран: например, 2000000 и 0,000002, представленные в экспоненциальном формате как 2*106 и 2*10-6. Так будут записаны в ячейке: 2,00Е+6 и 2,00Е-6. (Слайд №3).
Так же можно в ячейки записывать текст. Текстом является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов. Например, 2008. Так же в ячейки можно вводить формулы. Формула должна начинаться со знака равенства. Формула может включать в себя числа, знаки математические, но не может содержать текст.
Например, я ввожу в ячейку А1 число 2, а в В1 число 5. Для того, чтобы сложить 2 и 5, необходимо в ячейку С1 ввести формулу, форма начинается со знака = после того как поставили =, нажимаем на ячейку А1, далее «+» и нажимаем на ячейку В1. Чтобы получить результат нужно нажать на клавишу «Enter». Для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой и в строке формул появится введенная ранее формула. Это самая простая формула, так же можно выполнять деления, умножение, возведение в степень…
4. Проверка первичных данных.
Выйти и записать другую формулу и показать как она работает, например в ячейку А1 ввести число 17, в ячейку В1 ввести число 3, в ячейку С1 ввести формулу вычитания и получить результат.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
В формулах могут использоваться ссылки на адреса ячеек. Существуют 2 типа: относительные и абсолютные. Запишите их в тетради.
Относительные ссылки. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. При смещении положения ячейки на одну строку в формуле изменяются не единицу номера строк, а при перемещении на один столбец на одну букву смещаются имена столбцов. Посмотрите на экран: при копировании формулы из ячейки С1 в ячейку Е3 значения столбцов и строк в формуле изменяется на два шага вправо и вниз и т.д. (Слайд №4)
А | B | C | D | E | |
1 |
|
| =A1*B1 |
|
|
2 |
|
|
| =B2*C2 |
|
3 |
|
|
|
| =C3*D3 |
Абсолютные ссылки. В формулах они используются для указания фиксированных адресов ячеек. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютные ссылки перед неизменяемыми обозначениями ставится знак доллара. Посмотрите на экран. Теперь при копировании формулы значение изменяться не будет. (Слайд №4)
А | B | C | D | E | |
1 |
|
| =$A$1*$B$1 |
|
|
2 |
|
|
| =$A$1*$B$1 |
|
3 |
|
|
|
| =$A$1*$B$1 |
Смешанные ссылки. В формуле можно использовать смешанные ссылки, в которых координата столбца относительная, а строки – абсолютная, или наоборот. (Слайд №4)
А | B | C | D | E | |
1 |
|
| =A$1*$B1 |
|
|
2 |
|
|
| =B$1*$B2 |
|
3 |
|
|
|
| =C$1*$B3 |
5. Упражнение на понимание.
1. Ввести в ячейку A1 число 2, в ячейку В1 число 6, в ячейку С1 записать формулу сложения этих чисел.
2. Ввести в ячейку A1 число 6, в ячейку В1 число 2,5, в ячейку С1 записать формулу умножения этих чисел.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Практическая работа «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки», стр.216, 3.2.
7. Домашнее задание. §3.2.2.