Конспект урока
Общие сведения.
Класс: 11
Раздел: Технология хранения, поиска и сортировки информации.
Тема: Система управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.
Учебные часы: 1 час (40 мин.).
Вводно–мотивационный этап.
Цель:
1. Рассмотреть назначение и возможности баз данных Access.
2. Научится создавать табличные базы данных.
Задачи данного урока.
-
Научиться запускать Access 2000.
-
Познакомиться с окном базы данных.
-
Уметь открывать таблицы.
-
Научиться создавать новые объекты.
-
Уметь выходить из Access 2000.
Учащиеся должны:
1) описывать назначение и возможность баз данных;
2) уметь создавать табличные базы данных (типа базы данных «Записная книжка»).
Дидактические основания урока.
Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, эвристический.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения.
Программные: Microsoft Access.
План урока.
-
Орг. момент………………………………….2 мин.
-
Постановка цели урока…………………..1 мин.
-
Объяснение нового материала…………..35мин.
-
Подведение итогов урока………………..1мин.
-
Определение домашнего задания……….1мин.
Содержательно-деятельностный компонент урока.
1. Орг. момент.
2. Постановка цели урока.
3. Объяснение нового материала.
База данных (БД) — совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимо от прикладных программ. Система управления базами данных (СУБД) — комплекс программ и языковых средств для создания, ведения и использования БД. Основная особенность СУБД — это наличие процедур для ввода и хранения не только самих данных, но и описаний их структуры. Часто для работы с БД используются не СУБД, а созданные с их помощью информационные системы, которые обеспечивают работу с информацией, регламентируя доступ к структуре БД.
В состав документа Access входят следующие объекты:
-
Таблицы. В файлах Access информация хранится в форме таблицы, строки которой называются записями, а столбцы – полями.
-
Формы, отображающие содержимое таблиц или запросов в более удобном для восприятия виде.
-
Запросы, при помощи которых можно произвести выборку данных, соответствующих некоторому критерию.
-
Отчеты, предназначенные для печати записей таблиц и запросов.
Использование разнообразных мастеров упрощает создание таблиц, форм, отчетов и запросов.
Access обеспечивает рассылку информации по электронной почте, а также позволяет создавать и редактировать базы данных большого объема.
Главное окно Microsoft Access.
Рис. 1. Главное окно программы Access.
Рассмотрим основные элементы интерфейса этого приложения:
-
Строка меню Access –
-
Панель инструментов Access –
Начало работы с базой данных.
Запустив программу Access, вы можете открыть существующую базу данных или создать новую.
Выполните следующие действия:
-
Воспользуйтесь командой
-
В диалоговом окне Файл новой базы данных, которое автоматически выводится на экран, укажите папку, куда будет записан документ.
-
Введите в том же окне название БД.
-
Щелкните по кнопке Создать.
После сохранения файла в окне базы данных появятся списки объектов (таблиц, форм, отчетов и др.), из которых она состоит.
Рис. 2. Баз данных еще не заполнена.
Создание таблицы в базе данных.
Эту операцию можно провести в двух режимах: таблицы и конструктора.
Выполните следующие действия:
-
Щелкните по кнопке Таблицы на боковой панели Объекты в окне базы данных. Откроется вкладка Таблицы.
-
Щелкните двойным щелчком левой кнопки мыши по значку Создание таблицы в режиме конструктора.
-
Появится окно, в котором указываются поля создаваемой таблицы, а также типы данных и свойства для каждого поля.
Рис. 3. Окно построения таблицы.
Сохранение таблицы.
После создания таблицы её необходимо сохранить:
Выполните следующие действия:
-
Выберите пункт Сохранить в меню Файл.
-
Введите имя новой таблицы в диалоговом окне Сохранение.
-
Щелкните по кнопке OK – таблица будет добавлена в список.
Создание БД «Школа».
-
Создадим базу данных «Школа», используя основные моменты построения, рассмотренные выше.
-
Создадим таблицу «Школа» с помощью режима конструктора, указав поля создаваемой таблицы.
-
Указав поля, получим следующую таблицу.
-
Аналогично таблице «Школа» создадим ещё две таблицы.
Таблица «Улицы».
Таблица «Оценки».
4. Подведение итогов урока.
5. Определение домашнего задания.