«ГБОУ СПО РО Зерноградский педагогический колледж»
студент 3 курса
Тема занятия: «Кодирование информации»
Предметная область: информатика
3 класс
Цель занятия: дать понятия «кодирование», «декодирование»;
развитие познавательного интереса.
Задачи: формировать положительное отношение к внеурочной деятельности;
развитие внимания, логического мышления.
Ход занятия
У. – Йырбод ьнед. Я тнега «Йынлоп ьлон».
Я уверена, что сейчас никто ничего не понял. Я права?
Д. – Да.
У. — Всё потому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни. Сейчас вам предстоит расшифровать его.
(На доске вывешиваю слова приветствия)
Д. – Пытаются разгадать. (Ответ: «Добрый день. Я агент «Полный ноль»).
У. – Какие вы сообразительные. Как вы догадались?
Д. – Все слова написаны наоборот.
У. — Хорошо. Как вы поняли я секретный агент, находящийся на службе у государства. Я хочу пополнить штат сотрудников новыми силами.
Для начала вам нужно придумать себе кодовые имена. Это могут быть цифры или секретное имя. Одно условие – ваше имя должно быть читаемо и понятно вашим коллегам.
Д. – Придумывают себе имена. Записывают.
У. – Хорошо. Все справились? Теперь по цепочке каждый читает своё имя. Все внимательно слушают и пытаются запомнить. Начали.
Д. – Называют имена.
У. – Отлично. У вас богатая фантазия. Но этого мало чтобы стать агентом. Для этого вам нужно пройти специальную подготовку. В этом нам поможет анкетирование. Отвечая на вопросы анкеты, мы будем записывать первую букву ответа на доске. То слово, которое будет на доске, станет темой нашего секретного занятия.
Вопросы
-
Подземное роющее животное, питающееся насекомыми. Имеет густой тёмный мех, плохо видит при дневном свете. (Крот)
-
Средь листочков он зелёный. Весь в пупырышках висит.
А зимою он солёным
Аппетитно так хрустит.
И в салаты в свежем виде
Пригодится удалец.
Ты его наверно видел.
Этот овощ… (Огурец)
-
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (Друг)
-
Как называется деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности? (Изба)
-
Водное животное с конечностями в виде плавников, дышащее жабрами. (Рыба)
-
Болотная трава, которой очень легко порезаться. (Осока)
-
Десерт, полученный в результате варки фруктов и ягод с сахаром с целью консервирования. (Варенье)
-
А
НАС (Ананас)
-
Назовите дерево, которое в народе ещё называют плакучим. (Ива)
-
Сказочный персонаж умеющий говорить со щукой. (Емеля)
У. – Какое слово у нас получилось?
Д. – Кодирование.
У. – Кто может мне сказать, что это слова обозначает?
Д. – Кодирование,это когда можно что-то зашифровать.
У. — Кодирование – это процесс преобразования привычного языка в кодовый. В начале нашей встречи вы столкнулись с кодированной информацией. Вы её сумели преобразовать в понятную всем речь. Иными словами вы декодировали информацию.
У. – Преобразовывать можно любую информацию. А как вы думаете, зачем человек это делает?
Д. – Он делает это для того, чтобы спрятать важную информацию от посторонних людей.
У. – Верно. Ещё кодирование можно совершать с целью развития логики, внимательности, памяти. Кодирование широко используется в технике. Так как машины знают только свой определённый язык. Например, в компьютерах этот язык состоит из двух символов: 0,1. Когда мы нажимаем на клавишу клавиатуры, процессор получает определённый сигнал соответствующий кнопке. Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает всего одну ячейку. (Раздаю кодовую таблицу)
Д. – Рассматривают таблицу.
У. – Кодировать и декодировать можно текстовую, графическую, числовую, и даже звуковую информацию. Секретные агенты в совершенстве владеют этими навыками.
Итак, вы на сложном задании. Агент Мудрилкин передал вам шифровку. Если вы её разгадаете, то узнаете, когда произойдутважные события.
Секретный квадрат. В квадрате расположены числа от 11 до 30. Но чисел 20, а клеток 16. Найдите «потерявшиеся числа»
26 | 22 | 12 | |
18 | 27 | 24 | 17 |
29 | 23 | 14 | 21 |
28 | 15 | 19 | 30 |
(Ответ: 25, 11, 20, 13) Дата: 25.11.2013 – наша встреча
Числа от 1 до 20. Найдите «потерявшиеся».
18 | 3 | 12 | |
8 | 15 | 17 | 5 |
19 | 1 | 13 | 16 |
6 | 9 | 4 | 10 |
(Ответ: 7,2,20,14) Дата: 7.02.2014 – Олимпиада в Сочи
У. – Какие даты получились.
Д. – Называют: 25.11.2013; 7.02.2014
У. – А что значительного произойдёт в эти дни?
Д. – Встреча с вами. Олимпиада в Сочи.
У. –Следующее задание нам поможет выполнить ваша тетрадь. Откройте её на странице 29, задание №3. Спец. агент «Мыша» так спешил покинуть здание вражеских агентов, что пробил в стене дыру. Вам предстоит посчитать, сколько кирпичей выпало. Кто справится, поднимите руку.
Д. – Выполняют.
У. – Сколько кирпичей не хватает в стене?
Д. – выпало 16 кирпичей.
У. – Поднимите руку те, кто не согласен с ответом.
Замечательно. Все справились с заданием.
У. – Известно, что у каждого агента есть свой неповторимый жест, по которому его могут отличить от обычных людей. Специальные жесты помогают и при выполнении засекреченных опасных заданий. Давайте научимся выполнять некоторые из них.Я показываю вам свой секретный жест, а вы повторяете. Кто хочет показать всем своё секретное движение? (Выходят, показывают).
(Физминутка)
У. –Отлично. Заодно мы и отдохнули.
У. – Каждому человеку в жизни нужна математика. Сейчас я проверю, как вы её знаете. Агент «Пифагор» отправился на задание. Ему дали шифровку, но он случайно потерял часть чисел. Давайте поможем ему их восстановить. Для этого нам пригодится задание
У каждого могут получиться свои числа. Только в начале ставьте их карандашом, чтобы если вы допустили ошибку, можно было её исправить. Будьте внимательны. Кто завершит работу — поднимет руку.
У. — Все закончили. Хорошо. Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Никто не запутался? Я приглашаю к доске двух человек, которые нам покажут, как они решили эту задачу. (Вначале записывают то, что у них получилось, потом объясняют, как это получилось).
Д. – Выполняют у доски.
У. – Очень хорошо. Присаживайтесь.
У. – Вот мы с вами даты расшифровали, кирпичики посчитали, а о самом главном не поговорили. Какими же качествами должен обладать человек, который готовится стать агентом?
Д. – Называют качества. (Смелость, ловкость).
У. – Давайте выполним задание №6 и узнаем.
Ответы: Умник/умница; богач/богачка; хитрец; добряк; храбрец; чистюля; бедняк; грязнуля; слабак; силач/силачка; гордец/гордячка; грубиян/грубиянка; весельчак; крепыш; глупец; злюка; смельчак; умелец/умелица; трус/трусиха; счастливец/счастливица.
У. – Сейчас каждый выполняет в тетради самостоятельно. Потом мы все вместе проверим.
У. – Готовы? Проверяем.
Д. – Отвечают.
У. – Молодцы. Теперь давайте определим, каким должен быть работник спецслужб.
Д. – Называют. Он должен быть храбрецом, силачом, смельчаком, умельцем, умником.
У. –Поясните, что означают эти слова.
У. – Молодцы, я вижу, что вы уже почти готовы к секретной службе. Осталось последнее задание-проверка.
Для того чтобы его выполнить, вам необходим партнёр, им станет сосед по парте. Каждая парта получает одно задание на двоих и от вашей сплочённости зависит скорость и качество выполнения задания.
Каждой паре раздаётся зашифрованная фраза (кодовая таблица у них уже есть). Дети должны раскодировать её с помощью двоичного кода.
Д. – Выполняют задание.
У. – Что у вас получилось?
Д.- ВЫ МОЛОДЦЫ
У. – Правильно, это фраза адресована вам. Спасибо за вашу активность. Поднимите руку те, кому не понравилась наша встреча. Хорошо, что таких среди вас нет.
У. – Конечно вам нужно ещё многое узнать, прежде чем стать моими коллегами, но я уверена, что у вас всё получится. До новых встреч!
Список литературы
-
О. Холодова. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» 3 кл. 1часть.
-
О. Холодова. Методическое пособие «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» 3 кл.
-
http://www.numama.ru/zagadki